Психофизиология-пограничная область психологии, изучающая нерв-ные механизмы психической деятельности.
(Психологический словарь//В.В.Давыдов,М.Педагогика,1983).
Психофизиология-область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии, направленных на изучение психики в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом
(Психология.Словарь//А.В.Петровский,М.Г.Ярошевский,М.1990).
Психофизиология человека- дисциплина, изучющая поведение человека посредством исследования физических и психических функций организма, в их взаимосвязи и их взаимообусловленности.
(Трифонов Е.В.Психофизиология профессиональной деятельности.Словарь. СПб.,1996).
В 1982 г. была создана Международная организация по психофизиологии. Согласно определению, данное этой организацией под Психофизиологией понимается «Междисциплинарная наука, которая изучает физиологию психических функций и взаимоотношения мозга, тела и поведения живых организмов в соотношении с окружающей средой. И далее ...- это область знаний (касающаяся, в частности, психологии, биологии и медицины) о физиологических механизмах психической деятельности, ее влиянии на соматические процессы, а также о вегетативном обеспечении психики".
Такие основания могли бы иметь место, если бы удалось однозначно разрешить одну из главных проблем- психофизическую проблему, которая издревле волновала умы ученых.
Психофизиологическая проблема – вопрос об активном системном взаимодействии тела и психики. Это-исторически сложившийся научный спор о роли тела и психики в жизни человека, а также их взаимосвязи. Существуют различные взгляды на то, как соотносятся тело и психика, однако, данный спор до сих пор не решён окончательно.
На сегодня часть авторов считает,что сложные психические процессы являются производными более простых физических процессов,происходящих в нервной системе организма и поэтому считают физиологию частью психологии.
Другие авторы считают психологию частью физиологии, рассматривая сложные поведенческие акты человека с позиции функционирования ЦНС и отдельных ее составляющих.
Следует несколько подробнее остановится на взглядах некоторых ученых, которые по-разному трактовали проблему о соотношении материального и духовного, то есть сомы (тела) и души.
Считается, что психофизиологическая проблема возникла в XVII веке, благодаря Ренэ Декарту, который выдвинул теорию о разделении всего сущего на две судстанции (телесную и духовную).
Телесная субстанция имеет проявления, связанные с признаками перемещения в пространстве (дыхания, питания, размножения).
Духовная связана с процессами мышления и проявления воли. Р.Декарт полагал, что высшие психические процессы не могут быть прямо выведены из физиологических (телесных) процессов или тем более сведены к ним, поэтому начал искать объяснение тому, как существуют эти две субстанции в человеке. Теория Р.Декарта о психофизическом параллелизме дала начало для становления психофизилогии как самостоятельной науки.
Однако, ради исторической справедливости стоит упомянуть, что одним из первых мыслителей, кто высказал мысль о том, что индивидуальность че-ловека -есть личностное единство души и тела, и что только в «…единстве души и тела рождаются благостные мысли, чувства и целеполагания», был Фома́ Акви́нский, иначе Томас Аквинат (1225-1274) философ и теолог, «Учитель церкви», «Князь философов» («Рrinceps philosophorum»), как его величала католическая церковь.
По мере развития теории психофизического параллелизма были выдвинуты еще несколько способов решения психофизиологической проблемы. Один из них предложил Т.Гобс, считавший, что существует только одна субстанция – телесная (или материальная), которая также является и мыслящей субстанцией. Т.Гоббс полагал, что мышление – производная от телесных процессов, и должно изучаться посредством наблюдения разнообразных движений тела и в теле. Он обосновывал это тем, что мысль – субъективное явление, а телесные движения – объективное, так как они имеют своим истоком какое-либо внешнее воздействие объекта на органы чувств.
Г.Лейбниц выдвинул свой способ взаимодействия души и тела. По Г. Лейбницу душа и тело следуют своим собственным законам, они не могут влиять друг на друга, но взаимодействуют в гармонии, так как являются сутью одного и того же универсума.
Б.Спиноза разработал возможное решение психофизиологической проблемы в духе монизма, выдвинув концепцию о том, что нет двух отдельных субстанций, а есть единая природа, имеющая разные свойства (атрибуты).
Вульгарные материалисты XIX в. — прежде всего, немецкие философы К.Фогт и Я.Молещотт, вместе с индустриализацией эпохи формируют представление о теле, как о какой-то машине.Это положение позже получили название «физиологический редукционизм». Они утверждали, что мозг выделяет мысль почти так же, как печень — желчь и, следовательно, исследовать мысль можно, только изучая мозговые процессы. Психологию как науку следовало заменив физиологией, поскольку всё психическое может быть и будет объяснено с развитием «науки о мозге».
Вплотную примыкали к представителям физиологического редукционизма русские ученые, которые тоже пытались трактовать любые, даже самые сложные формы психической деятельности как систему условных рефлексов, образованную на основе безусловного подкрепления условных сигналов. Такие попытки реально предпринимались в нашей стране некоторыми последователями И.П. Павлова в 40-50-е гг. XX в.
Подобных взглядов придерживаются и современные бихевиористы. Так как бихевиоризм основан на объективном изучении поведения (движения, реакция), то человек рассматривается как реагирующее существо, а активная деятельность и психика практически отрицаются.
Современный подход к решению психофизиологической проблемы и его практические следствия достаточно хорошо сформулировано известным отечественным психологом Ю.Б.Гиппенрейтер: «…имеется единый материальный процесс, и то, что называется физиологическим и психическим, - это просто две различные стороны единого процесса. Существует мозговой физиологический процесс и в качестве его отсвета, или эпифеномена, психический процесс. И мозговые и психические «процессы» (процессы в кавычках, ибо они не имеют самостоятельного существования) — это лишь две разные стороны, выделяемых нами, в процессе жизнедеятельности».
Несомненно, что столь необходимые для практики представления о таком целом как человеческий организм не могут быть получены ни психологией ни физиологией в отдельности. Именно для того чтобы удовлетворить эту практическую потребность в истинных знаниях о человеке в целом и возникла новая наука-психофизиология, междисциплинарная отрасль знаний более высокого уровня общности чем физиология или психология в отдельности.Очевидно, что она не может являться ни частью физиологии ни частью психологии.
Психофизиология включает в себя круг научных направлений и проблем сопоставимого уровня сложности более широкий, чем физиология и психология в отдельности. Это сравнительно новая отрасль биологии призвана создать целостные естественнонаучные знания о человеке в отличии от отвлеченных начал, предлагаемых психологией физиологией и более частными дисциплинами.
Психофизиология призвана создать методологию,теорию,инструментарий более универсальные чем те, которые используются в психологии, физиологии и дисциплинах их составляющих.
Главным методологическим принципом современной психофизиологии является материалистический подход к изучению биосоциальной сущности человека. Психика рассматривается как продукт высокоорганизованной материи, которой является центральная нервная система, и,в первую очередь, кора больших полушарий головного мозга.
Объектом исследования является человек, его нейрофизиологические механизмы психической деятельности.
Психофизиология, находясь в непосредственном взаимодействии с физиологией высшей нервной деятельности, отличается от последней тем, что она входит в систему психологических наук, а потому предметом ее являются психические процессы и состояния, на раскрытие физиологических механизмов которых направлены ее исследования. К числу психических феноменов, составляющих предмет психофизиологии, относятся:
1. Восприятие как совокупность процессов, обеспечивающих формирование идеальной (субъективной) модели объективно существующей реальной действительности.
2. Уровень бодрствования (уровень психической активности, иногда обозначаемый расширительно - функциональные состояния) - характеристика состояния психики человека, обусловленного неспецифической актива-
цией нервной системы. Этот раздел включает и цикл бодрствование - сон.
3. Эмоции как комплексная реакция целостного организма на воздействующий раздражитель, воспринимаемую информацию или результаты
собственных действий, проявляющаяся в субъективных переживаниях, специфических двигательных актах, разнообразных изменениях висцеральных функций.
4. Внимание - специфическое состояние психики, характеризующееся селективной ее направленностью на определенную деятельность или восприятие определенной информации.
5. Научение - выработка новых форм реагирования на воздействия, с которыми человек ранее не сталкивался или значимость которых меняется на протяжении индивидуальной жизнедеятельности, то есть выработка и закрепление новых форм реагирования, адекватных биологическим, физиологическим, психологическим и социальным потребностям. Этот раздел включает и феномен условного рефлекса (который в психологии нередко обозначают как ассоциативное обусловливание).
6. Память - совокупность процессов, обеспечивающих восприятие, запечатление, хранение, воспроизведение и утрату (забывание) информации.
7. Речь, относимая к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Речь обычно определяют через ее коммуникативную способность, то есть эволюционно выработанную форму общения людей с помощью звуковых и зрительных абстрактных сигнальных раздражителей, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также получать из прошлого и передавать в будущее.
8. Мышление. По К.К. Платонову, - это психическая деятельность, направленная на обобщенное и опосредованное познание объективной действительности путем раскрытия связей и отношений, существующих между познаваемыми предметами и явлениями.
9. Темперамент (по И.П. Павлову, типы высшей нервной деятельности) - типовые индивидуальные особенности психики человека, обусловленные уравновешенностью и подвижностью основных нервных процессов (возбуждения и торможения), а также соотношением между первой и второй сигнальными системами действительности.
10. Поведение - целостная осознаваемая активность человека, направленная на удовлетворение биологических, физиологических, психологических и социальных потребностей.
11. Проблема сознания. Одна из самых сложных проблем в психо физиологии. В общем виде применительно к задачам практической психофизилогии сформировалось представление о сознании как интегральной характеристике психики человека, отображающей степень адекватности его поведения биологическим и социальным условиям.
Однако, есть и другие толкования сознания, например, по П. В. Симонову, сознание понимают как "знание, которое с помощью слов, математических символов и обобщающих образов художественных произведений может быть передано, стать достоянием других членов общества, в том числе других поколений...".
12. Психосоматическое взаимодействие. Этот раздел включает роль психики в регуляции двигательных и висцеральных (вегетативных) функций, а также влияние этих функций на состояние психики. Соответственно разделяют психомоторику и психовегетатику.
Этот перечень основных теоретических и прикладных проблем психо-
физиологии следует понимать как комплексную, тесно взаимо связанную
характеристику психики и зизиологии человека с учетом ее фило- и онтогенеза.
Главными целями психофизиологии являются:
1.Получение данных о физических и психических механизмах поведения в целом, что обогощает теоретическую основу психофизиологии.
2.Использование теоретической информации для предсказания поведения человека (коллектива) в будущем, для оптимизации управления человека своим поведением и для эффективного внешнего управления его поведением.
Психофизиология, как вполне сформировавшаяся к настоящему времени научная и учебная дисциплина, базируется на своей методологии, то есть основополагающих концепциях, составляющих фундамент этой области знаний. К числу таких концепций относятся следующие:
1. Принцип детерминизма как методологический принцип естествознания в целом. Всякое явление имеет свою причину, обусловливающую это
явление. При этом, конечно же, следует хорошо осознавать, что факторов, влияющих на развитие того или иного события, достаточно много, и далеко не всегда они полностью известны и понятны. Поэтому принцип причинной обусловленности непременно предполагает и вероятностную характеристику рассматриваемых причинно-следственных связей.
2. Материальная природа идеального. Это положение предполагает, что всякое психическое явление имеет материальную природу, то есть конкретный морфологический (анатомический) субстрат, непременно включающий нервные структуры и протекающие в них процессы, в основе которых лежат биофизические и биохимические механизмы и на которых формируются более высокие уровни функциональной организации. В их числе особая роль принадлежит нейрофизиологическим процессам.
3. Психосоматическое единство в организации человека. Поэтому естественное, адекватное телесное (соматическое) функционирование (например, моторика, кровообращение, дыхание и т.п.) возможно только при непременном участии психических регуляторных механизмов. А с другой стороны, изменение на уровне соматических структур и процессов сказывается на психическом состоянии человека и его поведенческой деятельности.
4. Биосоциальная сущность человека. Человек, будучи во всех смыслах представителем животного мира, приобрел сугубо специфические черты
в связи с пребыванием в социальной среде, ставящие его на принципиально новое место в живой природе. С одной стороны, человек как биологическая особь со всеми присущими ему видовыми чертами может сформироваться только в человеческой среде. В особенности это касается высших психических функций - речи, мышления, сознания. Поэтому, люди, проведшие раннее детство среди диких животных, не только утрачивают способность к развитию многих психических функций, но даже как биологические особи становятся нежизнеспособными и погибают в юнном или молодом воз-
расте.
Основные направления и теоретические проблемы, стоящие перед психофизиологией:
1. Одним из основных направлений современной психофизиологии остается ее традиционное направление, заключающееся в установлении закономерностей и расшифровке механизмов сенсорных функций человека, так как сенсорные процессы являются составными компонентами или начальным этапом более сложных психических функций, таких как: память, внимание,мышление, эмоции, мотивации и др.
2. Вторым важным теоретическим направлением психофизиологии является исследование видов, закономерностей и механизмов поведения. То есть, с позиции психофизиологии биологическая и особенно социальная деятельность человека не может рассматриваться в рамках однозначно детерминированной ответной реакции на те или иные стимулы (раздражители). При изучении поведенческих реакций должны учитываться социальная и биологическая мотивации, предыдущий опыт, психоэмоциональное состояние и многое другое.
3. Наконец, весьма сложной в теоретическом плане, но важной в практическом, является проблема изучения закономерностей и механизмов формирования психических свойств в процессе онтогенеза, соотношение между врожденными и приобретенными (генотипическими и фенотипическими) качествами.
Основные прикладные задачи, стоящие перед психофизиологией (и в большей степени имеющие тенденцию к развитию в современном обществе).
1. Разработка систем и конкретных психофизиологических методов: -профессиональной ориентации молодежи;
-профессиональный отбор и рациональное распределение на обучение
специальностям с учетом наличия у индивида необходимых психофизиологических качеств;
-формирование режимов обучения и контроль (сопровождение) за качеством профессионального обучения.
2. Разработка методов психофизиологического контроля за уровнем адаптации и профессиональной работоспособности специалистов («психофи-
зиологическая цена» деятельности человека). Разработка этих методов в
основном направлена на:
-обеспечение физической,психической и социальной адаптации к
профессиональной деятельности специалистов;
-повышение профессионального потенциала кадров, управление карьерой (продвижением по службе, ротацией специалистов и др.).
3. Использование психофизиологических методов (и в первую очередь методов психосоматической регуляции) в процедурах психологической коррекции функционального состояния человека
4. Наконец задача психопрофилактики и психогигиены также стоит перед психофизиологией. То есть разработка мероприятий, способствующих:
-разработка режимов труда и отдыха профессионалов, нормирование условий профессиональной деятельности;
-устранению или смягчению психотравмирующих факторов;
-предотвращение срывов психической деятельности и своевременному выявлению преморбидных состояний.
Психофизиология, являясь междисциплинарной областью знаний при решении практических задач использует комплексный методический подход, который включает в себя следующие аспекты.
1. Психофизиологическое исследование, как правило, начинается с субъективной (интроспективной) характеристики изучаемого психического явления. При этом весьма целесообразным является использование не только отчетов обследуемых лиц, но и профессиональный самоэксперимент, который позволяет лучше понять субъективную феноменологию.
2. Использование специфических методов экспериментальной психологии в сочетании с психометрикой, что позволяет дать количественную объективную характеристику изучаемой психической феноменологии.
3. Привлечение богатого методического арсенала, позволяющего объективно зарегистрировать с соответствующей количественной обработкой и достаточно определенной морфологической характеристикой биофизические, биохимические и нейрофизиологические процессы, сопровождающие субъек-
тивные явления. По этому поводу имеется богатая литература, накоплен
громадный фактологический и аналитический опыт, который позволяет с
достаточной степенью определенности судить о взаимосвязи психических и
физиологических процессов.
4. Использование клинического материала. Очень убедительно об этом говорил И.П. Павлов, отмечая, что болезнь - это эксперимент, поставленный самой жизнью. Клиническая психофизиология накопила очень богатый материал в наблюдениях за психическими, неврологическими, нейрохирургическими, соматическими больными, который позволяет достаточно определенно судить о морфологическом субстрате психических явлениях, его внутри организменных причинах и следствиях.
5. Использование биологических моделей, то есть проведение экспериментов на животных, включая раздражение, разрушение и удаление мозговых структур с, естественно, достаточным сравнительным методом и сравнительно-психологическим обоснованием.
При оценке психофизиологического состояния человека, помимо комплексного, используется и уровневый подход. Принципы уровневого подхода были разработаны выдающимся отечественным психологом и психиатром
К.К.Платоновым (1986), который основывается на принципах комплексности,объективности и динамичности изучения свойств личности человека на различных уровнях. В качестве таких уровней оценки функционального состояния были приняты:
- уровень социально-обусловленных качеств личности;
- уровень психологических качеств;
- уровень психофизиологических реакций и состояний;
- уровень функционирования основных физиологических реакций и состояний;
- уровень биохимических изменений;
- уровень генных изменений.
Такой подход к оценке психофизиологического состояния человека является весьма оправданным.Это объясняется тем,что по мнению В.И.Медведева (1982),изменения психфизиологических показатеолей и даже различного рода дезадаптиваные нарушения могут проявлятся у человека,находящегося в необычных состояниях,не равномерно на всех уровнях,а "языками".Поэтому,игнорирование того или иного уровня оценки психофизиологического состояния может привести к тому,что не будут вовремя
распознаны функциональные нарушения.
Исходя из этого место психофизиологии как междисциплинарной науки условно можно определить следующим образом: