В ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, взглядами, предложениями, знаниями, установками. Все это можно рассматривать как информацию, а сам процесс коммуникации может быть представлен как процесс обмена информацией.
В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому. В качестве субъектов коммуникационного процесса могут выступать как отдельные личности, группы, так и целые организации.
Осуществляются коммуникации путем передачи идей, фактов, мнений, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме с целью получения в ответ желаемой реакции.
При рассмотрении коммуникационного процесса необходимо учитывать, что в условиях человеческого общения важно не только как информация передается, но и как формируется, уточняется, развивается. Коммуникация и информация — различные, но связанные между собой вещи. Коммуникация включает в себя и то, что передается, и то, как это «что» передается.
Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо как минимум наличие двух человек.
Суть коммуникативного процесса — как обмен информацией, так и совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально сочетаются деятельность, общение и познание.
Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Обмен информацией обязательно предполагает воздействие на партнера. Коммуникативное влияние, которое при этом возникает, — это психологическое воздействие одного участника на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие.
|
Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда и человек, направляющий информацию, и человек, принимающий ее, обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации, т.е. определенной степенью взаимного понимания. Это особенно важно потому, что отправитель и получатель информации в коммуникативном процессе постоянно меняются местами.
Процесс коммуникации -это обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечивание понимания передаваемой и получаемой информации. Выделяют следующие виды коммуникаций:
- формальные (определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов).
- формальные коммуникации (канал распространения слухов);
- вертикальные (межуровневые) коммуникации: сверху вниз и снизу вверх;
- горизонтальные коммуникации — обмен информацией между различными отделами для согласования действий;
- межличностные коммуникации — устное общение людей в любом из перечисленных видов коммуникаций.
Основные функции коммуникации: 1.информативная-передача истинных или ложных сведений;2.интерактивная(побудительная)внушение,приказ,просьба,убеждение;3.перцептивная-восприятие друг друга по общению и установление на этой основе взаимопонимания; 4.экспрессивная -возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.
Передача информации может осуществляться в следующих направлениях: а)сверху вниз: постановка задач (что, когда делать, инструктирование (как, каким образом, кто);б)снизу вверх: донесения об исполнении, донесения о личном мнении сотрудника; в)в горизонтальном направлении: обмен мнениями, координация действий, планирование, сообщения об исполнении.
|
Передача информации осуществляется с использованием знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, используемых в коммуникационном процессе. При построении классификации коммуникативных процессов условно можно выделить вербальную коммуникацию, где в качестве знаковой системы используется речь, и невербальную коммуникацию, когда используются различные неречевые знаковые системы. Процесс коммуникации можно изобразить схематично, как показано на рис. 4.1. Информационный обмен начинается с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель — это лицо, генерирующее или собирающее информацию и передающее ее, он решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. Его роль заключается в проектировании и кодировании информации с последующей передачей другим участникам. Кодирование — это процесс трансформации предназначенного к передаче сообщения в систему кодовых знаков. Кодирование превращает идею в сообщение. Выбор знаков систем зависит от отправителя и осуществляется с учетом характера сообщения, формы передачи, особенностей и получателя информации и т.д. Сообщение — это собственно информация, подлежащая передаче получателю. Смыслом и значением сообщения являются принадлежащие отправителю идеи, факты, ценности, отношения и чувства. Оно посылается с использованием передатчика в передающий канал, доводя сообщение до получателя В качестве передатчика возможно использование как самого человека, так и технических средств. Каналом передачи могут быть сама среда, а также технические устройства и приспособления. Выбор канала должен быть совместим с типом символов, используемых при кодировании. Сообщение поступает получателю, т.е. лицу, которому предназначена информация, для последующего декодирования и интерпретации полученной информации. При этом важна не только фиксация получения информации, но и то, как она воспринимается, понимается, оценивается. Существует большое количество способов повышения эффекта речевого воздействия и способов преодоления различных коммуникационных барьеров. Сопротивление принятию информации и соответственно оказанию влияния может быть выражено отключением внимания слушающего, умышленным снижением в своем представлении авторитета коммуникатора, а также умышленным или неумышленным непониманием сообщения либо в силу специфики фонетики говорящего, либо в силу особенностей его стилистики или логики построения текста.
|
Неумышленное непонимание сообщения связано с наличием в процессе коммуникации шума. Шум — это любое вмешательство в процесс коммуникации, искажающее смысл сообщения вследствие языковых различий, различий в восприятии и т.д. Источниками шума могут быть как средства коммуникационного процесса, так и организационные составляющие, затрудняющие точную передачу сигнала. Необходимо учитывать, что шум присутствует всегда, поэтому на всех этапах процесса коммуникации происходит некоторое искажение значения передаваемого послания.
Кроме того, причинами плохой коммуникации могут быть:
а)стереотипы - упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем; б)предвзятые представления -склонность отвергать все что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно. в)плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда; г)отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает тогда, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий; д)пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы (заключения) при отсутствии достаточного количества фактов; е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.; ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.
Для повышения эффективности речи коммуникатора могут быть использованы три типа его поведения во время коммуникационного процесса: открытая, отстраненная и закрытая позиции. Открытое общение — желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. При открытой позиции коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). Отстраненная позиция коммуникатора заключается в подчеркнутой нейтральности и сопоставлении противоречивых точек зрения, не исключая ориентации на одну из них, не заявленную открыто. Закрытое общение — нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Эффективная коммуникация будет в том случае, когда получатель сообщения правильно расшифрует все его четыре стороны. А именно (рис. 4.2) раскроет существо дела, определит отношение к нему, уяснит его суть и направление к действию (призыв).