БОРИС МОКРОУСОВ: СТАРЫЕ ПЕСНИ О ГЛАВНОМ
Фоторепортаж после литературно-музыкального рандеву в библиотеке «Фолиант», посвященного годовщине со дня рождения советского композитора (27.02.1909- 27.03.- 1968)
15 февраля 2022 года в литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» состоялось литературно-музыкальное рандеву «Старые песни о главном». Посвящено оно было годовщине со дня рождения советского композитора Бориса Мокроусова, заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР и лауреата Сталинской премии.
Биография Мокроусова полна интересных фактов, а музыка украшает старые добрые кинофильмы, которые можно пересматривать бесконечно. Среди них - «Неуловимые мстители», «Весна на Заречной улице», «Свадьба с приданым» и многие другие.
На встрече читатели чуть ближе познакомились с жизнью и творчеством Бориса Мокроусова. Узнали о том, что композитор был востребован еще при жизни и часто получал приглашения о сотрудничестве с деятелями театра и кинематографа. Он дружил с поэтами-песенниками Алексеем Фатьяновым, Евгением Долматовским, Александром Жаровым … И эти песни звучали повсюду - в концертах, на радио, в воинских частях, на привалах...
В «Фолианте» литературно-музыкальное рандеву прошло с участием партнера библиотеки - песенного ансамбля «Росинка», руководит которым Любовь Мамонтова.
Хоровой коллектив - Людмила Фурман и Валентина Свадьбина, Алина Бахарева и Нина Крынина - во главе с Вячеславом Кулешовым исполнили 12 песен, музыку к которым написал Борис Мокроусов. Среди них: «Сормовская лирическая», «На крылечке вдвоем», «Хвастать, милая, не стану», «Костры далекие», «Когда весна придет, не знаю», «Одинокая гармонь» и другие.
Внук крепостного
22 февраля 1909 года в рабочем посёлке Канавино близ Нижнего Новгорода у Марии Ивановны, урождённой Башмачниковой и крестьянина из Красной Горки Андрея Александровича Мокроусова, сына крепостного, а нынче железнодорожного работника, родился сын. Назвали его Борисом, и этому мальчику было суждено стать одним из лучших советских композиторов. Мокроусов гордился тем, что он волжанин, до конца жизни сохранил волжский окающий говорок и любовь к малой родине.
Посёлок Канавино расположен при слиянии двух великих русских рек - Оки и Волги, и это во многом предопределило образ жизни местной детворы - рыбалка, ловля раков, купание, игры на песчаных берегах. Борис много времени проводил со своими друзьями в больших компаниях - собирались человек по 10- 15. Повзрослев, играли на гармошке, пели деревенские песни, водили хороводы. От девчонок отбоя не было - все сохли по худощавому высокому красавцу.
В 1916-м Боря пошёл в школу. Учителя сразу увидели у него способности к рисованию. Решили, что станет художником, но Боря всё больше и больше увлекался музыкой, научился играть на балалайке, гармони, мандолине, диковинной для сельских мест гитаре, а, услышав однажды рояль, поклялся, что научится играть на этом чёрном ящике с одним крылом. Родители определили его в музыкальную школу в соседнем Сормово, где он и сочинил свои первые мелодии.
Первые успехи волжского самородка
Отец хотел, чтобы сын пошёл на железную дорогу, но Борис был непреклонен, когда исполнилось 16, уехал в Нижний и поступил в музыкальный техникум. Педагоги, видя, что перед ними талант, взялись переучивать Бориса от того, чему его научили в сормовской школе. В клубе железнодорожников «Спартак» был рояль, и Борису предложили подработать тапёром.
Он согласился: во-первых, практика, возможность импровизировать и сочинять, во-вторых, какие-никакие деньги. Так он впервые встретился с кинематографом.
После войны, уже став известным композитором, Мокроусов подарил сборник своих песен педагогу по фортепиано, написав на нём такое посвящение: «Выдающейся женщине Нине Полуэктовой от её ученика. Буду по гроб помнить мою любимую Нину Николаевну, которая из меня сделала человека».
В техникуме Борис проучился всего год, а потом поступил сначала на рабфак – рабочий факультет Московской консерватории (что-то типа подготовительного отделения для талантливой рабочей молодёжи), а потом и в саму консерваторию в класс знаменитого композитора профессора Николая Мясковского.
Однокашниками Мокроусова были Арам Хачатурян, Тихон Хренников, будущий ректор консерватории Виссарион Шабалин. Борис получил хорошее образование, и из консерватории вышел серьёзным композитором. Он писал камерную и симфоническую музыку, но люди мало знают эти произведения.
Песенную душу Бориса разбудил художественный руководитель хора им. Пятницкого Владимир Захаров: он пригласил молодого композитора на премьеру новой программы «У околицы». Именно тогда Мокроусов понял, что песня - его судьба.
Впервые публика услышала фамилию Мокроусова после того, как популярная исполнительница Ирма Яунзем спела на Всесоюзном радио его песню «Милый мой живёт в Казани».
Царь -песни
В самые первые дни Великой Отечественной войны Борис Мокроусов был призван на флот. В Севастополе он повстречал Александра Жарова, военного корреспондента журнала «Краснофлотец». Жаров был уже известным поэтом, автором песни «Взвейтесь кострами, синие ночи». Эта песня стала гимном советской пионерии.
Именно в Севастополе родилась потрясающая песня «Заветный камень», про которую Леонид Утёсов сказал, что это - царь-песня. Утёсов и стал в 1945 году одним из первых исполнителей этой песни. Потом легендарная песня побывала в репертуаре корифеев оперной сцены - Александра Пирогова и Марка Рейзена, а уже в XXI веке её блестяще пел Дмитрий Хворостовский.
Весной 1942 года на экраны вышел документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Режиссёр Илья Капалин собрал бесценный материал фронтовых операторов. Кадры хроники, впервые показанные в этом фильме, стали исторической реликвией. К ней возвращались и поныне возвращаются многие режиссёры, рассказывающие о Великой Отечественной войне. Картина имела ошеломительный успех, её посмотрели миллионы советских зрителей.
Марш защитников Москвы, написанный на стихи Алексея Суркова - «Мы не дрогнем в бою за столицу свою!», звучащий в фильме, удивительно точно лёг на изобразительный ряд. Эта песня сделала Бориса Мокроусова знаменитым на всю страну.
Официальное признание
.
По натуре Мокроусов был лириком, и редко писал политические жизнеутверждающие марши строителей социализма и коммунизма. А именно за них давали ордена и медали. Официальная критика считала его музыку легковесной, чуть ли не кабацкой. Да и резок он был в суждениях, за что ещё с консерваторских времён его недолюбливали многие коллеги.
Впрочем, скорее он просто был правдив и очень остро чувствовал фальшь, особенно когда речь шла о чьей-то новой песне или о музыке вообще. Поэтому орденов у него не было, единственное почётное звание – заслуженный деятель искусств Чувашской АССР.
Тем не менее, в 1948 году на Мокроусова пролился золотой дождь: ему присудили Сталинскую премию 2-й степени, а это ни много, ни мало, 50 тысяч рублей. На эти деньги можно было купить пару-тройку «Москвичей» и несчётное количество ящиков водки. Автомобилю Мокроусов предпочёл водку.
В Старой Рузе, неподалёку от дома творчества «Малеевка» была то ли чайная, то ли пивнушка – в России никогда не разберёшь, где проходит тонкая грань между этими точками общепита. Сначала гуляли в помещении, потом возле деревянного моста через Москва- реку. Прямо на землю поставили ящики с водкой, столы с нехитрой закуской и наливали всем проходящим и проезжающим мимо. Деньги закончились через неделю, но люди помнили загул долго, и с тех пор заведение называется «Мокроусовкой».