ОАО «Транснефть» уделяет особое внимание обеспечению наиболее высокого уровня экологической безопасности объектов БТС на всех этапах реализации проекта- от формирования инвестиционного замысла до строительства и эксплуатации промышленных объектов.
Проект БТС затрагивает не только интересы России, но и ряда европейских стран, расположенных в регионах Балтийского и Северного морей. Это обстоятельство определило необходимость учёта экологических норм и стандартов всех заинтересованных государств, несмотря на их существенные различия и проблему выбора соответствующих стандартов.
При разработке экологического обоснования проекта применялись наиболее жёсткие экологические нормативы, будь то российские, европейские или международные. Такой подход является достаточно простым и понятным, в принципе разрешающим правовую проблему соответствия различных экологических стандартов и обеспечивающий наиболее полное удовлетворение запросов общества в области охраны окружающей среды.
В разработке проекта, наряду с российскими специалистами, активное участие принимали западные фирмы из Германии, Финляндии, Дании, Голландии, США и Великобритании, при частичном финансировании проекта Мировым банком и Европейским союзом через программу ТАСИС.
В тоже время, приоритет был отдан российским нормам, поскольку природоохранное законодательство России предъявляет, как правило, более жёсткие требования по сравнению с аналогичными требованиями международных экологических организаций и Европейского Союза.
Вместе с тем при разработке проекта и его реализации использованы также основные международные документы и соглашения:
|
- Конвенция по предотвращению загрязнения судов 1973 г.(MARPOL 73/78),изменённая протоколами 1997 и1998 гг
- Конвенция по защите морской среды Балтийского моря. («Балтийская» или «Хельсинская»). Хельсинки 1974 г.
- Конвенция о защите морской окружающей среды Балтийского моря (Хелком). 1992 год
- Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.1991г.
- Конвенция об трансграничном воздействии промышленных аварий.1992 г.
- Оперативная директива 4.01 Всемирного Банка. Экологическая оценка.1991
- «Экологические процедуры».Документ ЕБРР (BDS96-23, Rev.3).1996 г.
- Конвенция по борьбе с нефтяными загрязнениями и сотрудничеству 1990 г, изменённая Протоколом 1999 г.
В результате проектных работ был проведён всесторонний комплекс экологических исследований:
Процедура ОВОС в рамках проекта БТС была выполнена дважды- как по российским, так и по международным стандартам под эгидой МБРР. Само по себе это обстоятельство является беспрецедентным и свидетельствует о понимании Компанией «Транснефть» важности экологических проблем и серьёзном подходе к их решению.
При разработке «Технико-экономического обоснования»(ТЭО-проект) строительства 1-ой и 2-ой очереди БТС, в разделе «Охрана окружающей среды» (ООС) был предусмотрен комплекс природоохранных мероприятий, учитывающий не только выводы и рекомендации различных экспертных органов, но и результаты консультаций с общественностью.
В результате был разработан полный комплекс организационных, технических и природоохранных мероприятий, направленных на минимизацию масштабов неблагоприятных экологических воздействий и уменьшение их последствий для окружающей среды и социальной сферы. В частности:
|
-Предложен оптимальный маршрут трассы- более 80% протяжённости нефтепровода на участках нового строительства проходит в технических коридорах существующих нефте- и газопроводов, что позволяет существенно снизить ущерб земельным ресурсам, растительности и животному миру. При этом строго соблюдаются нормативные расстояния от границ особо- охраняемых природных территорий (ООПТ), водоохранных зон и населённых пунктов.
- В резервуарных парках НПС и нефтеналивного терминала резервуары оснащены понтоном и плавающей крышей, что снижает выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух до 95-97%. При строительстве резервуарного парка Приморска впервые в России применена полистовая сборка резервуаров и более качественная сталь 09Г2С, с толщиной стенки первого пояса 28 мм, что на 10 мм больше, чем в обычном исполнении. Антикоррозионная защита резервуаров выполнена по международному стандарту ИСО 8501, с применением материалов «Амеркоут», с 20-ти летней банковской гарантией качества покрытия.
Исключено проникновение аварийно разлившейся нефти в грунт, так как поверхность под резервуаром и в каре гидроизолированная. Стенки обвалования выполнены из железобетонных конструкций, что полностью исключает возможность выхода нефти за пределы каре.
- подводные переходы через основные реки, пересекаемые трассой нефтепровода, выполнены методом наклонно-направленного бурения, что позволило исключить возможность поступления нефти в водоток в случае аварийной ситуации, а также избежать негативного воздействия на ложе и русло реки при строительстве нефтепровода. Помимо этого на всём 130 км участке трубопровода, проходящем по водозаборному руслу реки Невы и Ладожского озера применены трубы повышенной прочности стали с увеличенной толщиной стенки, имеющие заводскую изоляцию. По всей трассе трубопровода предусмотрены вертолётные площадки, через каждые 20 км. установлены электрофицированные и оборудованные системами телемеханики и автоматики линейные задвижки.
|
- Учитывая исключительную важность реки Невы, как основного источника водоснабжения г.Санкт-Петербурга, подводный переход выполнен методом микротоннелирования с глубиной залегания более 10 м. ниже линии размыва, который предусматривает строительство тоннеля протяжённостью 777 м. из железобетонных конструкций внутренним диаметром 2000 мм.; прокладку защитного кожуха диаметром 1220х15,2 мм, в котором прокладывается рабочий трубопровод диаметром 720х16мм из прямошовных труб с заводской изоляцией. В соответствии с последними достижениями телемеханики предусмотрена система обнаружения утечек, позволяющая мгновенно обнаружить самую незначительную утечку нефти. Применение данного метода, не имеющего аналогов в мировой практике, позволяет полностью исключить возможность загрязнения водной среды при аварийной ситуации.
- Для предотвращения загрязнения прибрежных акваторий построены и введены в эксплуатацию высокопроизводительные очистные сооружения по приёму и очистке промышленных и бытовых сточных вод на нефтеналивном терминале города Приморска суммарной производительностью 770 м3/сут..
- Для обеспечения навигационной безопасности нефтеналивного терминала Приморск и все подходы к нему, фарватеры и суда, находящиеся на них находятся под контролем региональной системы управления движением судов (РСУДС), которое позволяет отслеживать движение танкеров с точностью до 10 метров
В акватории Финского залива установлена зона ответственности Компании площадью равной 3,8 кв. км. Для ликвидации возможных аварийных разливов нефти на этой территории создана Аварийно-восстановительная служба в составе 120 высококвалифицированных аттестованных специалистов, имеющих сертификаты Международной морской организации (IМО). Данное подразделение оснащено 11 км боновых заграждений, 22-мя нефтесборными системами, позволяющими собирать разлитую нефть в объёме 1160 м3 в час. Помимо этого построено 7 судов природоохранного флота, включающего в себя бонопостановщики, нефтемусоросборщик, сборщик льяльных вод, нефтеналивную баржу. Ведётся строительство буксиров ледового класса.
В соответствии с действующим Российским законодательством для ООО «Спецморнефтепорт Приморск» разработан и согласован со всеми контролирующими инстанциями «План ликвидации аварийных разливов нефти». При аварийном разливе более 700 тонн региональным Планом определён порядок привлечения к ликвидации разлива региональных и федеральных сил МЧС и Министерства транспорта Российской Федерации. Произведено математическое моделирование возможных сценариев характера изменения разливов нефти с учётом климатических сезонов. Разработано 46 карт экологической чувствительности, определены приоритетные защитные зоны.
Для обеспечения пожарной безопасности резервуарный парк и причальные сооружения обеспечены современной автоматической системой пожаротушения, которая способна мгновенно обнаружить и в течение 10 минут автоматически потушить пожар любой степени сложности. Создано специализированное противопожарное подразделение в составе 47 человек, в котором систематически проводятся противопожарные и аварийные учения.
Для предотвращения загрязнения окружающей среды введены в эксплуатацию высокопроизводительные очистные сооружения промышленных и бытовых сточных вод. Уникальная технология позволяет обеспечить соответствие степени очистки сточных вод жёстким нормативным природоохранным требованиям по всему спектру загрязняющих веществ.
С первых дней эксплуатации ООО «Спецморнефтепорт Приморск» введена в действие независимая аккредитованная Госстандартом Российской Федерации лаборатория эко-аналитического контроля, которая осуществляет непрерывный контроль за работой очистных сооружений, состоянием атмосферного воздуха, акватории Финского залива и прибрежной полосы.
Компания «Транснефть» приняла решение обеспечить дополнительный экологический контроль за состоянием изолированных балластных вод, сбрасываемых с танкеров во время загрузки нефти.
Для этого был разработан регламент, в котором определены требования к составу балластных вод, утверждён порядок аналитического контроля. Разрешение на сброс балласта выдаётся экологическими службами только при полном соответствии химических анализов всех проб установленному нормативу содержания нефтепродуктов - 0,05 мг/м3. Подобный жёсткий контроль на сегодняшний день отсутствует в портах других стран мира и осуществляется только в Приморске.
С начала эксплуатации порта произведено более 6 тысяч контрольных анализов балластных вод, в результате чего выявлено 12 танкеров с превышением допустимой концентрации. Запрещённая к сбросу загрязнённая балластная вода общим объёмом 124137 м3 в опломбированных танках возвращена с судами в исходные пункты.
Предотвращение загрязнения акватории Балтийского моря обеспечивает и категорический запрет, введённый Регламентом ОАО «АК «Транснефть» на заход в порт Приморск и налив нефти в танкера, не соответствующие международным требованиям безопасности мореплавания.
Количество выполненных анализов экоаналитического контроля окружающей среды порта "Приморск" за 2002 - 2003 г.г.
№п/п Вид экоаналитического контроля Кол-во отобранных проб Всего анализов
1 Объединенный поток очищенных вод - выпуск № 1 101 2525
2 Акватория порта (пролив Бъеркезунд) 180 3240
3 Коллекторно-дренажные воды - выпуск № 2 78 1589
4 Изолированный балласт танкеров 6343 6343
5 Промышленные выбросы в атмосферу 70 437
6 Воздух рабочей зоны 71 203
7 Почва 32 32
В октябре 2002 года ООО «Спецморнефтепорт Приморск» получил сертификаты IQNET, EVROCERT (Белград) и ÖQS (Вена), подтверждающие соответствие реализованного комплекса природоохранных мероприятий международным экологическим стандартам серии ISO-14000. Осенью 2003 года данный сертификат подтверждён международным инспекционным контролем
В настоящий момент можно с уверенностью утверждать, что комплекс природоохранных мероприятий, реализованный при строительстве Балтийской трубопроводной системы, и непрерывно осуществляемый при её эксплуатации в полной мере обеспечивает экологическую безопасность промышленных объектов, делает минимальной степень воздействия процессов производства на окружающую среду, предоставляет реальную возможность оптимального сочетания экономического развития страны и экологически безопасного качества жизни её граждан.
Заключение
Сегодня трудно себе представить, как развивалось бы общество, если бы не открытие месторождений нефти и газа, разработка способов их транспортировки, переработки и использования продуктов переработки во всех отраслях хозяйственной деятельности. Нефть и газ – одни из основных природных богатств России, от рационального использования которых зависит ее могущество и процветание. Очевидно, что успешное развитие не только нефтяной и газовой отраслей, но и всей промышленности страны зависит от надежного обеспечения предприятий нефтью, нефтепродуктами и газом. Трубопроводный транспорт, зарождение и развитие которого связано практически с началом добычи нефти и газа, является основой энергообеспечения страны.
Glossary
halt - остановка
due - должный
climb - подъем