История трубопроводного транспорта России.




 

После войны интенсивный рост объемов нефтедобычи в районе между Волгой и Уралом и в новых районах требовал быстрейшего развития транспортных коммуникаций. Уже в четвертой пятилетке были построены новые нефтепроводы. Одним из них стал магистральный нефтепровод Туймазы - Уфа (Нарышево - Уфимский крекинг-завод). Решение о строительстве принял Совет Народных Комиссаров СССР 7 января 1946 года. Институт «Центр-спецпроект» в 1946 году спроектировал нефтепровод протяженностью 182,8 км, диаметром 350 мм, пропускной способностью 2 млн тонн в год, с возможностью ее увеличения до 3 млн тонн в год. На ГУ АС НКВД СССР, позже реорганизованное в Главнефтегазстрой при Совете Министров СССР, возложили строительство.

Подготовка трассы нефтепровода началась 10 апреля 1946 года у деревни Субханкулово. Строительные работы выполнял трест «Востокнефтепроводстрой», монтажные -СМУ-74 треста № 7 Главнефтегазстроя, переходы через водные преграды - Управление подводных работ (ЭПРОН).

Эта стройка была важнейшей в то время. Более 20 тысяч человек работало на строительстве. За два летних месяца 1946 года была вырыта траншея длиной 137 км, это три четверти всей протяженности трассы. Почти вся линейная часть нефтепровода выполнялась вручную: земляные работы, сварка труб, нанесение антикоррозийной битумной изоляции. Трубы укладывали с помощью кранов и треног, но чаще скатывали на дно траншеи деревянными вагами (рычагами). Одновременно строили нефтеперекачивающие станции и жилье в деревнях Нарышево, Субханкулово. Первый котлован вырыли 6 июля 1946 года около деревни Субханкулово и там же 23 августа 1946 года заложили фундаменты под дизельную насосную и жилой комплекс.

Заполнять отдельные участки водой и спрессовывать их начали в мае 1947 года, а опрессовку всего трубопровода закончили в августе, когда заработала нефтеперекачивающая станция «Нарышево», оборудованная поршневыми насосами НГ-30/320 с приводом от электродвигателей мощностью 260 кВт. В процессе опрессовки было обнаружено 44 разрыва трубы, так как Челябинский трубопрокатный завод поставил трубы низкого качества. Закачивая нефть в трубопровод, постепенно вытесняли опрессовочную воду. Первая партия туймазинской девонской нефти прибыла на Уфимский крекинг-завод 3 сентября 1947 года, и с того времени началась ее регулярная поставка. Этот день считается днем рождения системы Урало-Сибирских магистральных нефте- и продуктопроводов. В 1949 году проложили нефтепровод Туймазы - Бугу-руслан, протяженностью 133 км, диаметром 300 мм. Были построены нефтепроводы небольшой протяженности: Ас-саке - Ваковская, Майли - Ассаке, Кумдаг - Вышка в Средней Азии; Войвож - Ухта на Севере; а также в Саратовской и Куйбышевской областях. Добыча туркменской нефти увеличивалась, железнодорожная дорога не справлялась с ее перевозками. Необходимо было продлить нефтепровод Кумдаг - Вышка до Красноводска, и в 1947-1949 годах построили нефтепровод Вышка - Красноводск, протяженностью около 180 км.

В начале 50-х годов нефтедобыча на Ромашкинском месторождении превысила предположения геологоразведчиков. Нефтяники-промысловики еле успевали обустраивать промыслы, сооружать мерники и нефтесбор-ные пункты, прокладывать внутрипромысловые транспортные коммуникации. Нефтяной поток буквально захлестнул междуречье Шешмы и Степного Зая. Существующие нефтепроводы не успевали перекачивать добытую нефть. Поэтому встал вопрос о сооружении вторых ниток нефтепроводов Альметьевск - Карабаш, Карабаш - Ромашкино, Карабаш - Бавлы и Ромашкино - Шугуры - Клявлино. Кроме того, решили проложить дополнительный нефтепровод Альметьевск - Миннибаево - Ромашкино с промежуточной нефтеперекачивающей станцией в Миннибаево. Однако временная схема транспортировки нефти «промысел - нефтепровод - железная дорога (или река) - потребитель» уже не решала проблемы. С возросшими объемами добываемой нефти не справились бы ни железнодорожный транспорт, ни речной танкерный флот.

Надо было изменить принцип транспортировки: перейти к сооружению магистральных нефтепроводов, которые соединили бы промыслы с потребителями нефти - нефтеперерабатывающими заводами или нефтехимическими комбинатами. Приказом министра нефтяной промышленности СССР в марте 1953 года в Бугульме была создана Дирекция магистральных нефтепроводов, строящихся на территории Татарии. Она была подчинена Главному товарно-транспортному управлению министерства, что позволило сразу резко поднять темпы сооружения новых подземных магистралей.

В 1946-1950 годах был подготовлен фундамент для создания трубопроводной системы СССР, которая бы соединила главные пункты нефтедобычи и нефтепереработки с основными районами потребления. К1950 году общая протяженность трубопроводов составила около 5400 км, а к концу 1955 года она увеличилась вдвое и достигла более 10000 км. За пять лет ввели в эксплуатацию столько трубопроводов, сколько их построили с 1878 по 1950 год. В пятой пятилетке сооружены самый крупный нефтепровод Туймазы - Омск, протяженностью 1332 км, диаметром 530 мм (трубы такого диаметра использовали впервые) и нефтепродуктопровод Уфа - Омск, протяженностью 1180 км, диаметром 350 мм.

Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 25 мая 1949 года и приказу министра нефтяной промышленности от 31 мая 1949 года, Государственный союзный трест «Центрспецстройпроект» разработал проект второго нефтепровода Туймазы - Уфа. Строительство нефтепровода осуществлялось в несколько очередей. Предполагалось сначала продлить нефтепровод диаметром 350 мм и довести пропускную способность двух нефтепроводов до 4 млн тонн. Потом построить промежуточную станцию перекачки нефти в Языково, увеличив пропускную способность нефтепровода до 5 млн тонн, затем, используя промежуточную станцию для двух нефтепроводов, довести ее до 6 млн тонн в год.

Генподрядчиком строительства второго нефтепровода Туймазы - Уфа был трест «Востокнефтепроводстрой». Строительные и монтажные работы механизировали: земляные работы выполняли экскаваторами и бульдозерами, сварку - газопрессовыми машинами, от ржавчины и загрязнений трубы очищали механическим способом, антикоррозийную изоляцию наносили изоляционными машинами. Второй нефтепровод прокладывали по трассе первого, что позволило вводить нефтепровод в эксплуатацию отдельными участками в качестве лупингов к первому.

В промышленную эксплуатацию нефтепровод Туймазы - Уфа-2 был введен в конце сентября 1950 года.

На первом этапе перекачка по нефтепроводу Туймазы - Уфа производилась дизель-насосной нефтеперекачивающей станцией «Субханкулово». В 1951 году ввели в эксплуатацию электронасосную, оснащенную тремя насосами АЯП-150. Позже установили еще два насоса АЯП. Полной пропускной способности удалось достичь после пуска в 1954 году насосной на промежуточной станции «Языково», оборудованной четырьмя поршневыми насосами НТ-45 с приводом от дизелей «Шкода» 6S-350.

Постановлениями Совета Министров СССР от 30 июня 1947 года и 25 февраля 1948 года разрешалось строительство магистрального продуктопровода Уфа - Омск, диаметром 350 мм.

В 1949 году в Главнефтесбыте Миннефтепрома было создано Управление по строительству бензопровода. Строительство продуктопровода осуществляли тресты «Востокнефтепроводстрой», «Нефтепроводмонтаж» (Уфа) и «Бензинопроводстрой» (Челябинск). Участок Уфа - Челябинск сооружали преимущественно вручную, так как строительная техника того времени не была приспособлена для работы в горных условиях.

В августе 1951 года ввели в эксплуатацию временную перекачивающую станцию в Уфе, участок продуктопровода от Уфы до Бердяуша (Челябинская область) и наливную станцию «Бердяуш» с эстакадой для одновременного налива восьми четырехосных цистерн, с четырьмя резервуарами РВС-2000 и наливной насосной с двумя насосами 5НДВ, а в декабре 1951 года - головную станцию в Уфе с насосной, оснащенной перекачивающими агрегатами 8МБ9х2 и подпорными ЗВ200х2, с товарным парком из 14 резервуаров РВС-4600, изготовленных из «кипящей» стали. Тогда же сдали в эксплуатацию участок Бердяуш - Си-неглазово и станцию «Синеглазово» с наливной эстакадой, насосной с тремя агрегатами 8НДВ и 12 резервуарами РВС-4600, изготовленными из «кипящей» стали. Участок продуктопровода до города Петропавловска был введен в эксплуатацию в 1953 году. В том же году была сдана в эксплуатацию промежуточная станция «Кропачево» и наливная станция «Петропавловск» с эстакадой гале-рейного типа, насосной с двумя агрегатами 8НДВ и резер-вуарным парком из 6 резервуаров РВС-3200 и РВС-2000.

Строительство линейной части продуктопровода (1176 км) было полностью закончено в 1954 году.

Промежуточную перекачивающую станцию «Петропавловск», оборудованную пятью насосами типа НТ-45 с приводом от дизелей «Шкода» 65-350, ввели в эксплуатацию в 1956 году. Пропускная способность продуктопровода достигла проектной величины - 2 млн тонн. По решению Правительства СССР, предполагалось увеличить пропускную способность продуктопровода до 3,9 млн тонн в год на участке Уфа - Челябинск и до 3,5 млн тонн в год на участке Челябинск - Омск. Для этого были построены перекачивающие станции: в 1957 году - «Аша», «Травники»; в 1959 году - «Хохлы» и «Суслове»; в 1960 году - «Исиль-Куль». С вводом в эксплуатацию этих станций был завершен весь предусмотренный проектами комплекс сооружений первого продуктопровода Уфа - Омск. В конце 40-х - начале 50-х годов было открыто и частично разведано несколько месторождений типа Туйма-зинского и Ишимбайского.

В связи с этим было принято решение о строительстве нефтепровода Туймазы - Омск, его проект утвержден Постановлением Совета Министров СССР 28 марта 1951 года. Трасса шла параллельно первому нефтепроводу Туймазы - Уфа и продуктопроводу Уфа - Омск. Строительство нефтепровода начали в феврале 1952 года. В зимний период производили лишь сварку труб на стационарных установках, а с мая на трассе развернулись земляные и изоляционные работы.

30 декабря 1952 года были приняты в эксплуатацию участок Нарышево - Субханкулово (127 км) и экспериментальная насосная на узле № 1 головных сооружений в Субханкулово. Здесь испытывались вновь созданные насосы 8НД10х5. Участок был подключен в качестве лупинга к первому и второму нефтепроводам Туймазы - Уфа.

В ноябре 1954 года комиссия приняла участок нефтепровода Туймазы - Омск (127 - 261 км), нефтеперекачивающую станцию «Черкассы» и перемычку диаметром 350 мм от головной (город Уфа) нефтепродуктоперекачивающей станции до нефтеперекачивающей станции «Черкассы».

В те же годы построены трубопроводы небольшой протяженности: Шкапово - Ишимбай, Альметьевск -Куйбышев, Бавлы - Куйбышев, Карабаш - Бавлы, Куйбышев - Саратов, Вышка - Красноводск (вторая нитка), Покровское - Сызрань, Миннибаево - Бавлы, Ромашкино -Клявлино, Бугуруслан - Куйбышев, Озек-Суат - Грозный и другие. Нефтепровод Озек-Суат - Грозный, протяженностью 144 км, введен в эксплуатацию в 1955 году. Это первый советский «горячий» нефтепровод - для перекачки высоковязкой нефти с подогревом.

На 1 января 1957 года (год сорокалетия Октябрьской революции) в эксплуатации находилось 11500 км магистральных трубопроводов со 101 перекачивающей станцией.

В 1957 году начинается строительство транссибирской магистрали Туймазы - Иркутск, протяженностью 3662 км, диаметром 720 мм. Трубопровод строили поэтапно: Туймазы - Омск (1332 км); Омск - Новосибирск - Иркутск (1639 км). Первые два участка нефтепровода ввели в эксплуатацию в 1959 году. В том же году завершили строительные работы на втором нефтепродуктопроводе Уфа - Омск, протяженностью 1083 км, диаметром 530 мм. В 1956 году сооружен нефтепровод Альметьевск - Азнакаево - Субханкуло-во, протяженностью 110 км, диаметром 530 мм. По нему альметьевская нефть поступала в Субханкулово и далее в магистраль Туймазы - Омск - Новосибирск. До окончания строительства нефтепровода Альметьевск - Горький, протяженностью 579 км, диаметром 530 мм, нефть перекачивали по первому участку до Чистопольской пристани на реке Каме. Потом ее грузили на танкеры и доставляли на заводы Горького и Ярославля. С пуском всего трубопровода водные перевозки значительно сократились.

В шестой пятилетке построили нефтепроводы Альметьевск - Пермь, протяженностью 446 км, диаметром 350 мм, и небольшие по протяженности Муханово - Куйбышев, Серные Воды - Кротовка, Чекмагуш - Уфа (в будущем часть продуктопровода Уфа - Камбарка), Калтасы -Уфа, Альметьевск - Субханкулово - Орск, Жирное - Волгоград, Кротовка - Куйбышев, Шкапово - Субханкулово, Челекен - Белек, Белек - Красноводск и другие.

Новую жизнь в шестой пятилетке получает уже известный продуктопровод Астрахань - Урбах - Саратов. Он переходит в разряд нефтепроводов и меняет направление перекачки. С развитием нефтеперерабатывающей промышленности в восточных районах отпала потребность поставки нефтепродуктов в эти районы, поэтому загрузка трубопровода снизилась до 30 %. После ввода в эксплуатацию нефтепровода Куйбышев - Саратов от него до насосной станции «Урбах» построили ответвление протяженностью 49 км и стали перекачивать нефть из восточных нефтяных районов на заводы юга. Дальнейшая эксплуатация нефтепровода показала высокую надежность его работы. Железнодорожный транспорт был значительно разгружен. А участок Урбах - Саратов, протяженностью 65 км, стали использовать для перекачки нефти Степановского месторождения.

В 1959 году Совет Экономической Взаимопомощи принял решение о строительстве магистрального нефтепровода из СССР в Польшу, Чехословакию, ГДР и Венгрию. Равных этому нефтепроводу в мире не было. Общая протяженность нефтепровода со всеми ответвлениями превышала 6000 км. Он начинался в Куйбышевской области (НПС «Лопатино») и около города Мозыря (Белоруссия) делился на две части. Северная часть, протяженностью 700 км, проходила через Польшу в ГДР, южная (400 км) - через Чехословакию в Венгрию. Предполагали построить еще одно ответвление до порта Вентспилс. Каждая страна должна была поставить необходимые для строительства нефтепровода материалы, машины и оборудование. Все строительные работы были механизированы. Было уложено более 730 тысяч тонн труб диаметром 530, 630, 720, 820 и 1020 мм. Для обеспечения нормальной работы нефтепровода построили 31 насосную станцию с полностью автоматизированным управлением.

В 1962 году нефть по нефтепроводу поступила в Чехословакию, в сентябре 1963 года - в Венгрию, в ноябре 1963 года - в Польшу и, наконец, в декабре того же года - в ГДР. Полностью нефтепровод был введен в действие в октябре 1964 года. Трасса нефтепровода пересекала горные массивы и судоходные реки Волгу, Днепр, Дунай и Тиссу. Сначала по нефтепроводу перекачивали нефти месторождений Татарии и Куйбышевской области.

В седьмой пятилетке, в 1964 году, был сдан в эксплуатацию последний участок нефтепровода Туймазы - Иркутск. Завершено строительство продуктопровода Пенза - Брянск, протяженностью 750 км, диаметром 530 мм. С 1961 по 1965 год было завершено строительство небольших по протяженности нефтепроводов: Горький - Рязань, Озек-Суат - Грозный (вторая нитка), Каменный Лог - Пермь, Альметьевск - Куйбышев, Рязань - Москва и других.

К концу седьмой пятилетки начинается разработка месторождений Западной Сибири. В 1965 году там было добыто около 1 млн тонн нефти. Отсутствие транспортных путей доставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы было самой большой проблемой в освоении этого региона. Единственный путь - по рекам Обь и Иртыш, навигационный период которых длится менее 6 месяцев. Поэтому наряду с увеличением нефтедобычи планировалось и строительство трубопроводов как наиболее экономичных и технически совершенных способов доставки нефти. Уже в конце 1965 года был завершен первый сибирский нефтепровод Шаим - Тюмень, протяженностью 410 км, диаметром 530...720 мм.

С 1961 года растет добыча нефти в Казахстане. К 1965 году в промышленную эксплуатацию вступили месторождения Узень и Жетыбай. В том же году начинается строительство нефтепровода Узень - Шевченко, протяженностью 142 км, который был сдан в эксплуатацию в апреле 1966 года. Далее, на Гурьевский нефтеперерабатывающий завод, нефть доставляли пока по железной дороге. Всего за 1961-1965 годы построили около 11000 км, и к концу 1965 года общая протяженность трубопроводов составила 28,5 тысячи километров.

В восьмой пятилетке начинается строительство нефтепровода Узень - Гурьев - Куйбышев для перекачки высоковязкой нефти месторождений Казахстана. Ман-гышлакскую высокопарафинистую нефть (температура застывания 30...32 °С) перекачивали по трубопроводу диаметром 1020 мм с подогревом. Для подогрева было построено 18 станций. Своевременный пуск в эксплуатацию этого нефтепровода позволил увеличить добычу нефти более чем в 10 раз и к 1975 году довести ее до 20 млн тонн. В 1970 году закончили строительство третьей нитки нефтепровода Альметьевск - Горький, диаметром 820 мм и протяженностью 580 км. От Горького проложили трубопровод до Ярославля и дальше, в Кириши.

В эти годы протяженность нефтепровода «Дружба» увеличивается еще на 2000 км, основной диаметр труб 1020 мм. Его общая протяженность приближается к 8000 км за счет ввода параллельных ниток. К концу 1970 года по нефтепроводу «Дружба» перекачивали нефти Татарии, Башкирии, Удмуртии, Мангышлака, Куйбышевской области и Западной Сибири. В Западной Сибири тоже появилось два новых нефтепровода. Нефтепровод Усть-Ба-лык - Омск, протяженностью более 950 км, диаметром 1020 мм, приняли в эксплуатацию в 1967 году. Через Обь и Иртыш были проложены водные переходы. Из-за отсутствия дорог трубы на стройку подвозили транспортной авиацией. Нефтепровод Нижневартовск - Усть-Ба-лык, протяженностью 250 км, диаметром 720 мм, по условиям прокладки не уступал первому. Трасса этого нефтепровода проходила через болота, большие и малые реки, ручьи и овраги. Сложным был переход протяженностью 1,8 км через реку Обь.

К концу 1970 года три сибирских нефтепровода обеспечили доставку к основным трассам и нефтеперерабатывающим заводам более 30 млн тонн нефти. Общая протяженность трубопроводов с учетом построенных в восьмой пятилетке составила 38,5 тысячи километров. В 1971-1975 годах строительство нефтепроводов продолжалось с еще большей интенсивностью. В эти годы построили около 19000 км трубопроводов. Это наибольший показатель за все пятилетки. Наиболее заметным было строительство нефтепровода Усть-Балык - Уфа - Альметьевск, протяженностью 2100 км, диаметром 1020...1220 мм, введенного в эксплуатацию в мае 1973 года. Строительство его продолжалось 18 месяцев. Впервые использовали поточный метод ведения работ, впоследствии ставший обязательным. Именно по этому трубопроводу тюменская нефть пришла в европейскую часть страны и далее в Новороссийский порт по введенному в эксплуатацию в эти же годы нефтепроводу Куйбышев - Тихорецкая - Новороссийск, протяженностью около 1550 км, диаметром 1020...1220 мм. В 1973 году Западная Сибирь выходит на первое место по объему добычи нефти в СССР, но добычу продолжают наращивать. Поэтому в 1974 году начинается строительство еще одного сибирского нефтепровода Нижневартовск - Куйбышев, протяженностью 2150 км, диаметром 1220 мм. Участок протяженностью 1180 км завершили уже к концу 1975 года и соединили перемычкой с нефтепроводом Усть-Балык - Альметьевск.

В Сибири построили трубопровод Александровское -Анжеро-Судженск, протяженностью 817 км, диаметром 1220 мм, продлив его до Иркутска.

В августе 1973 года на севере СССР введен в эксплуатацию нефтепровод Уса - Ухта, диаметром 377 мм. В 1975 году этот нефтепровод продолжили до Ярославля и Москвы, и общая его протяженность составила 1850 км. Продолжает развиваться и нефтепровод «Дружба». С пуском второй очереди его протяженность доходит до 10000 км. В 1976-1980 годах задача увеличения сети магистральных нефтепроводов была одной из главных. Только строительство новых и расширение старых нефтепроводов помогло бы освоить многочисленные нефтяные месторождения. В 1976 году завершилось строительство нефтепровода Нижневартовск - Куйбышев. Тогда же строится нефтепровод, проходящий по так называемому северному коридору, Сургут - Полоцк, протяженностью 3250 км, диаметром 1020 мм. Строительство велось поэтапно, с 1977 по 1981 год. Было возведено 32 перекачивающие станции, выполнено около 1450 переходов через естественные и искусственные препятствия, преодолено более 400 км болот. В июне 1976 года ввели в эксплуатацию нефтепровод Хол-могоры - Сургут, диаметром 820 мм и протяженностью 250 км. Нефть с удаленных холмогорских промыслов по этому нефтепроводу была введена в общую нефтепровод-ную систему.

В 1980-1985 годах трубопроводная сеть страны увеличилась на 10,6 тысячи километров нефтепроводов и 5,8 тысячи километров продуктопроводов. В 1983 году сдан в эксплуатацию нефтепровод Павлодар - Чимкент, протяженностью 1600 км и диаметром 820 мм, и нефтепровод Грозный - Баку, протяженностью 600 км и диаметром 720 мм, участок нового нефтепровода Холмогоры - Клин, протяженностью 519 км и диаметром 1120 мм.

Начавшаяся двенадцатая пятилетка оказалась неоконченной, не были выполнены и планы строительства нефтепроводов. С 1985 по 1990 год лишь достраивали введенные в эксплуатацию в предыдущей пятилетке нефтепроводы, прежде всего насосные станции. К 1987 году в СССР было построено и введено в действие 94 тысячи километров магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов. Управление ими осуществляло Главное управление по транспорту и поставкам нефти (Главтранснефть). В него входило 16 управлений, которые к 1990 году обслуживали свыше 70 тысяч километров магистральных нефтепроводов. Кроме того, в Главтранснефть входили Управление пусконаладочных работ, Дирекция по строительству нефтепроводов, отряд подводных работ и другие подразделения. Главтранснефть осуществляла также поставки нефти за рубеж.

К 1990 году изменившаяся политическая жизнь и экономические перемены привели к остановке строительства новых магистралей. В конце 1991 года с политической карты мира исчезает СССР. Пятнадцать новых государств разделили между собой общее имущество, в том числе и нефтепроводы. Единая нефтепроводная система осталась только в России. В некоторых странах - лишь часть магистральных нефтепроводов. Другие страны осуществляют транзит российской нефти. Происходит полная реорганизация нефтяной промышленности и в России. Главтранснефть преобразуется в акционерную компанию «Транснефть». К тому времени акционерная компания «Транснефть» эксплуатировала 49,6 тысячи километров магистральных нефтепроводов диаметром от 400...1220 мм, 404 насосные станции, 934 резервуара общей вместимостью 13,2 млн м3. Эксплуатацию системы нефтепроводов осуществляли 11 акционерных обществ магистральных нефтепроводов. С 1992 года Компания оказывает услуги по транспорту нефти по тарифам, устанавливаемым федеральными органами исполнительной власти. Введение тарифов обеспечило стабильную работу в меняющихся экономических условиях. При этом все производители нефти имеют равные права на транспорт своей нефти по магистральным нефтепроводам. Однако загрузка магистральных нефтепроводов АК «Транснефть» в это время составляла 45 % от проектной.

1992 год считается началом эпохи трубопроводного транспорта новой России

Закончился XX век. При постоянно меняющейся политической и экономической ситуации в стране система нефтепроводов АК «Транснефть» обеспечивает стабильную перекачку нефти в необходимых для экономики России объемах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: