1. Мотивация изучения темы.
Геморрагический шок, ДВС-синдром и эмболические осложнения в акушерской практике встречается часто, так как кровотечения во время беременности и родов занимают первое место среди других видов патологии, заканчивающихся летальным исходом.
Возникают они в ответ на патологическую кровопотерю. Развивается синдром малого выброса, гипоперфузия тканей, полиорганная и полисистемная недостаточность. Геморрагический шок в акушерстве остается одной из причин материнской смертности (2-3 место среди причин материнской смертности). Именно поэтому так важно знать причины, патогенез и уметь оказывать неотложную помощь при данных состояниях.
2. Цели занятия:
Учебные цели:
Знать:
· Геморрагический шок: этиология, патогенез, стадии, клиническая картина, диагностика, принципы лечения и профилактика.
· Синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови: этиология, патогенез, стадии, клиническая картина, диагностика, принципы лечения, профилактика.
· Эмболия околоплодными водами.
· Тромботические осложнения и тромбоэмболия легочной артерии. Оказание неотложной доврачебной помощи.
Уметь:
· Выбрать тактику и алгоритм оказания неотложной помощи при акушерских кровотечениях при геморрагическом шоке, ДВС-синдроме, эмболических осложнениях.
Иметь практический опыт:
· проведения объективного и субъективного обследования при геморрагическом шоке;
· оценки кровопотери в родах.
Способствовать формированию соответствующих ПК и ОК:
1.ПК 4.1. Участвовать в проведении лечебно-диагностических
мероприятий беременной, роженице, родильнице с акушерской и
экстрагенитальной патологией и новорожденному.
2.ПК 4.2. Оказывать профилактическую и медико-социальную помощь
беременной, роженице, родильнице при акушерской и экстрагенитальной
патологии.
3.ПК 4.3. Оказывать доврачебную помощь беременной, роженице,
родильнице при акушерской и экстрагенитальной патологии.
4.ПК 4.4. Осуществлять интенсивный уход при акушерской патологии.
5.ПК 4.5. Участвовать в оказании помощи пациентам в
периоперативном периоде.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК.7. Брать на себя ответственность за работу подчиненных членов команды и результат выполнения заданий.
ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать повышение квалификации.
ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Воспитательные цели:
• Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию;
• Формировать профессиональный кругозор и общую культуру;
• Добиваться осознанности в правильном выборе профессии;
• Акцентировать внимание студентов на необходимости соблюдения правил этики и деонтологии в сестринском процессе при боли;
• Воспитывать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.
Развивающие цели:
• Способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;
• Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность. Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника:
• Умение осознавать ответственность за жизнь пациента;
• Умение анализировать свое поведение;
• Воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам.
Расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемому предмету
.
Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные, связь с другими учебными дисциплинами)
Дисциплина | Знать | Уметь |
Анатомия и физиология | Отделы половой системы, особенности их физиологии | Опредилять отделы половой системы. |
Основы латинского языка медицинской терминологией | Медицинскую анатомическую терминологию. | Использовать латинскую терминологию для обозначения анатомических понятий |
Здоровый человек | АФО здорового человека | Проводить оценку функционального состояния женского организма |
Физиологическое акушерство | Течение и введение физиологической беременности | Вести нормальную беременность |
Патологическое акушерство | Невынашивание беременности | Диагносцировать, оказывать помощь |
Список литературы:
Основная:
.
• Бодяжина В.И. Семенченко И.Б. Акушерство. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д Феникс, 2011.-375стр.
Дополнительная:
• Славянова И.К. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии: учеб. пособие / - 11 –е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.
• Плуталова Р.И., Зюзина Н.Н., Курьянова Г.В., Павлова О.Ю. Практические манипуляции в акушерстве и гинекологии. Ростов-на-Дону.: Феникс.,2008
• Г.М.Савельева, В.И.Кулаков, Акушерство, часть 1, 2007г.
Решите тестовые задания
1. Геморрагический шок – это:
А. Резкое снижение сердечного выброса за счет гипоксического поражения миокарда
Б. Несоответствие между емкостью сосудистого русла и объемом циркулирующей
крови в результате кровопотери
В. Снижение венозного возврата за счет депонирования жидкости в «третьем
пространстве»
Г. Резко возросшая емкость сосудистого русла за счет артериолодилятации.
2. Факторами, способствующими геморрагическому шоку, будут:
А. Наличие выраженной урогенитальной инфекции
Б. Наличие ишемической болезни сердца
В. Поздний гестоз, предлежание или преждевременная отслойка плаценты
Г. Предшествующий отягощенный аллергический анамнез.
3. Шоковый индекс это:
А. Частота дыханий по отношению к частоте пульса
Б. Частоте пульса по отношению к диастолическому артериальному давлению
В. Систолического давления по отношению к частоте пульса
Г. Частота пульса по отношению к систолическому давлению.
4. Признаком геморрагического шока 1 степени является:
А. Шоковый индекс 1.0-1.5
Б. Индекс Альговера 0,6 – 1,0
В. Соотношение частоты пульса к систолическому давлению как 1,5 – 2,0.
5. Для геморрагического шока 2 степени характерно:
А. Сохраненное сознание, беспокойство, холодный пот, акроцианоз, одышка до 40 в минуту, ЦВД менее 50 мм в.ст., олигоурия (диурез менее 30 мл в минуту)
Б. Сознание нарушено, ступор, кома. Кожа бледная, холодная. Дыхание
патологическое. ЦВД отрицательное. Анурия.
В. Сознание сохранено. Кожные покровы бледные, конечности холодные. Частота дыханий 18-25 в минуту. ЦВД нормальное или несколько снижено. Диурез снижен
до 30 мл в час.
6. Геморрагический шок 3 степени чаще развивается при кровопотере:
А. 1,5-3% массы тела, или 25-45% ОЦК (1200-2000 мл)
Б. 1,0-1,5% массы тела, или 15-20% к ОЦК (700-1200 мл)
В. Более 3% массы тела, более 50% от ОЦК (более 2000 мл).
7. При атоническом маточном кровотечении и развившемся геморрагическом шоке необходимо:
А. Срочно начать инфузионную терапию, принять меры по временной остановке кровотечения, поставить в известность администрацию лечебного учреждения, начать подготовку к лапаротомной операции.
Б. Принять меры по временной остановке кровотечения, начать введение массивных доз сокращающих матку препаратов.
В. Поставить в известность администрацию больничного учреждения, вводить массивные дозы сокращающих матку препаратов, ждать помощи.
Г. Срочно начать инфузионно — гемотрансфузионную терапию, провести ручное обследование стенок полости матки с нежным массажем матки «на кулаке», введение сокращающих матку препаратов в достаточных дозах, принять меры по временной остановке кровотечения, поставить в известность администрацию лечебного учреждения, начать подготовку к мерам по окончательной остановке кровотечения.
8. Темпы инфузии при систолическом артериальном давлении 60-70 мм.рт.ст. должны составлять:
А. 300-400 мл в минуту
Б. 200 – 250 мл в минуту
В. 50 – 100 мл в минуту
Г. Не более 60 капель в минуту.
9. Лапаротомия и экстирпация матки показана:
А. При кровопотере, осложнившейся ДВС — синдромом
Б. При массивной кровопотере
В. При массивной кровопотере, осложнившейся геморрагическим шоком 3 степени.
Г. При массивной кровопотере, осложнившейся ДВС – синдромом.
10. Профилактикой геморрагического шока в раннем послеродовом периоде будет:
А. Тщательный учет кровопотери, своевременное введение утеротонических средств.
Б. Освобождение мочевого пузыря, холод на низ живота, осмотр последа, осмотр родовых путей, тщательный учет кровопотери, профилактическое введение утеротонических средств, наблюдение за женщиной в родзале 2 контрольных часа после родов
В. Готовность персонала и лечебного учреждения к оказанию в полном объеме профилактических и лечебных мероприятий при неотложных состояниях в акушерстве.
Г. Заблаговременная госпитализация женщин на роды в родильные стационары высокой степени риска.
Заполните таблицу
I стадия | II стадия | III стадия | IV стадия | |
1.Кровопотеря -в мл -в % от массы тела -от ОЦК | ||||
2.Психический статус | ||||
3.Кожа | ||||
4.Пульс | ||||
5.Шоковый индекс | ||||
6.САД | ||||
7.Частота дыхания |
Задание на дом
Тема занятия: «Послеродовые инфекции I этапа»
Литература:
1. Бодяжина В.И. Семенченко И.Б. Акушерство. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
2. Дзигуа М.В. Физиологическое акушерство. – М.: ГЭОТАР-Медиа.2012.
Задание:
Внимательно прочитайте рекомендуемую литературу.
Ответьте на вопросы:
1. Послеродовая язва: клиника, осложнения, профилактика.
2. Послеродовый эндометрит: клиника, диагностика, лечение, осложнения, профилактика.