В это время формируется социально-психологический климат и складывается система взаимодействия, взаимоотношений.




Школа вожатского мастерства

Лекция № 13

План:

· Особенности организационного периода;

· Задачи организационного периода;

· Содержания и средства работы с детьми в оргпериод;

· Позиция педагога в оргпериод;

· Особенности дел оргпериода и условия их эффективности;

· Работа по предупреждению детских проблем в оргпериод

Особенности организационного периода

1. Организационный период смены – это первый этап жизнедеятельности ребенка в новых условиях:

· ребенок приезжает из другого климатического пояса, места;

· из другого круга общения, другой ролевой структуры;

· другого событийного ряда.

Поэтому, в первую очередь, должна произойти его адаптация, чтоб он комфортно чувствовал себя в новых условиях.

2. С другой стороны, это 1-я стадия становления детского объединения – стадия его образования. В это время складываются организационные основания деятельности отряда, происходит формирование отношений, определение перспектив деятельности, ее средств. Формируется структура, определяются и персонализируются функции, т. е. распределяется ответственность. В это время основным авторитетом для ребят является педагог, поэтому это самый подходящий момент регулировать процессы, которые происходят с группой детей в течение смены. Запуск этих процессов не зависит от нашего желания, он предопределен законами развития коллектива, но их стихийное развитие может создать в дальнейшем проблемы как в жизнедеятельности ребенка (отдельного или группы в целом), так и в деятельности педагога. Определим главные проявления тех процессов, условия для которых должен обеспечить вожатый:

· для эффективного развития B дальнейшем процесса лидерства и руководства B оргпериод важно обеспечить активность каждого ребенка (это главное проявление лидерства);

· для принятия и дальнейшего выполнения групповых решений в оргпериод особенно важно научиться принимать решения, определяющие дальнейшую жизнь коллектива (например, планирование деятельности), совместно – всем коллективом;

· процесс нормообразования (формирование групповых норм, начало складывания группового самосознания) также начинается оргпериод: происходит выработка совместных норм и требований. Детям нужно задать образец, например, через законы и традиции лагеря, помочь на их основе выработать и принять собственные нормы, законы общежития и совместной деятельности. При этом должно произойти обсуждение прав и обязанностей каждого из членов группы, в том числе взрослого. В дальнейшем изменение групповых норм, заложенных на этой стадии, будет почти невозможно. Например, если не достигнут необходимый уровень дисциплины, наводить ее, когда групповые нормы уже сложились, во много раз труднее. Основные задачи педагога на этом этапе развития группы: развития группы: 1 - организовать деятельность, выдвигающую лидеров; 2 - обеспечить ситуацию, в которой будут выдвинуты в лидеры ребята с наиболее высокими морально-интеллектуальными ценностями. Тем самым эти ценности станут более привлекательными для всего коллектива;

· для формирования функционально-ролевой структуры группы – запуска самоуправления как демократической формы организации жизнедеятельности коллектива, в оргпериод должно произойти формирование группового мотива «мы хотим», т. к. говорить о самоуправлении можно только применительно к коллективу; дальнейшее его проявление – самостоятельность во всех этапах организации жизнедеятельности;

· разбивка коллектива на референтные группы так же, как и другие процессы, происходит независимо от нашего желания. Для того чтобы регулировать этот процесс, в оргпериод нужно познакомить детей в деятельности, помочь каждому найти группу по интересу или по симпатиям (при распределении учесть возраст, на заезде не разбивать делегации по 1 ребенку), как можно больше разнообразить состав малых групп, в которые попадает ребенок в делах отряда, в личностном общении.

В это время формируется социально-психологический климат и складывается система взаимодействия, взаимоотношений.

3. Рассматривая организационный период с точки зрения реализации содержательных задач, нужно учесть, что это первый этап запуска программы смены.

Важно принятие ребенком программы па одном из уровней:

· цели, задачи, содержание взаимодействия и формы его реализации формируются в совместной творческой деятельности детей и предлагаются педагогу;

· цели, задачи, содержание взаимодействия и формы его реализации формируются в совместной творческой деятельности педагога и детей;

· принятие ребенком цели педагога, этапов ее достижения (задач) и совместное определение содержания взаимодействия и форм его реализации.

Каждый вариант имеет свои границы возможности и полезности в зависимости от различных объективных и субъективных условий.

Вариант, в котором цели, задачи, содержание взаимодействия и формы его реализации предлагаются педагогом, а дети «принимают» предложения педагога и соглашаются включиться в деятельность, не имеет смысла, т. к. отражает репродуктивный уровень субъектности детей, при котором взрослый сам единолично управляет жизнедеятельностью ВДК.

Условием принятия программы является формирование у каждого ребенка собственного мотива, т. к. только при этом условии возникает психологическая готовность к самореализации личности.

Механизм формирование мотива:

· формирование желаний («хочу»);

· определение предмета желания на основе интересов («чего хочу»);

· определение средств на основе способностей («с помощью чего могу удовлетворить свои желания»);

· определение плана действий;

· осуществление самой деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: