Предмет, объект, история когнитивной психологии




Использование данных психодиагностики когнитивного и языкового развития в психокоррекционной и консультативной работе

Данные, полученные в ходе применения методик психодиагностики когнитивного и языкового развития активно применяются в психокоррекционной и консультативной работе.

Преимущества, которые дает психодиагностика при решении практических задач в процессе оказания психологической помощи заключается в следующем:

1) объективность данных, их относительная независимость от личного опыта и впечатлений психолога;

2) Быстрота получения информации, т.е. за сравнительно краткий промежуток времени сформировать целостное представление о клиенте и (или) выявить его психологические особенности, существенные для оказания психологической помощи;

3) возможность дополнительной оценки. Основная исходная информация психодиагностического исследования содержится в бланке теста или протоколе, заполненном психологом, является богаче и объективнее. С этими данными психолог может обратиться за помощью или консультацией к коллегам, а также вернуться с ним на любом этапе работы с клиентом;

4) возможность получения надежных и достоверных результатов. Надежность обеспечивается тем, что определение характеристик клиента происходит по результатам его ответов на специально отобранные вопросы, Достоверность результатов обеспечивается возможностью проверки искренности клиента.

Основные задачи, которые выполняет психодиагностика в процессе психотерапии и психологической коррекции:

1. Оценка уровня выраженности психологических проблем и нарушений. Эта задача наиболее актуальна:

а) при определении необходимости психологической помощи.

б) при определении формы помощи, например, краткосрочная или длительная, индивидуальная или групповая работа, помощь психолога или врача, в зависимости от характера и выраженности нарушений.

в) при оценке эффективности психологической помощи.

2. Получение содержательной информации. С помощью психодиагностики могут быть выявлены: проблемы, имеющиеся у клиента; возможные причины выявленных проблем; конфликты и противоречия; «уязвимые места», т.е. такие индивидуальные особенности клиента, которые могут способствовать возникновению проблем и трудностей; ресурсы клиента, на которые можно опереться в работе с ним (например, благополучные семейные отношения и поддержка семьи, развитый интеллект или позитивная самооценка).

3. Психодиагностика как средство организации терапевтической коммуникации (психодиагностические методики имеют психотерапевтический потенциал и могут использоваться для решения различных задач психологической помощи).

а) Структурирование начального контакта. Данная функция психодиагностики значима, если клиент с трудом идет на контакт или не склонен говорить о своих проблемах.

б) Повышение доверия. Если это удается, клиент убеждается: психолог действительно понимает его и является компетентным специалистом, что увеличивает доверие и способствует формированию позитивных ожиданий.

в) Углубление представления клиента о себе, которое может происходить на разных этапах психодиагностического обследования.

г) Создание и укрепление мотивации для психологичечской помощи. Уяснение и обсуждение проблем, выявленных с помощью психодиагностики, позволяет клиенту вместе с психологом определить цели и задачи совместной работы.


Предмет, объект, история когнитивной психологии

Когнитивная психология, ведущее направление экспериментальной психологии 2-й пол. 20 в., занимающееся исследованием познават. процессов – восприятия, внимания, памяти, обучения, воображения, речи, мышления, а также состояний сознания, эмоций и мотивации в контексте познават. активности человека.

Предмет когнитивной психологи – модели познавательных процессов.

Объект изучения – это познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, мотивация, эмоции).

История. Фор­ми­ро­ва­лась под влия­ни­ем прак­тич. за­дач оп­ти­ми­за­ции взаимодей­ст­вия че­ло­ве­ка с тех­нич. сис­те­ма­ми (ин­же­нер­ная психология, эргономика) и под­держ­ки про­цес­сов обу­че­ния. В от­ли­чие от би­хе­вио­ризма, К. п. не толь­ко вновь по­ста­ви­ла менталь­ные (т. е. от­но­ся­щие­ся к внут­рен­не­му ми­ру че­ло­ве­ка) по­ня­тия в центр ис­сле­до­ва­ний, но и до­пус­ти­ла воз­мож­ность ис­поль­зо­ва­ния дан­ных самонаблюде­ния (ин­трос­пекции), ко­то­рые, ыне рас­смат­ри­ва­ют­ся как само­дос­та­точ­ные и тре­бу­ют под­твер­жде­ния и объ­яс­не­ния с по­мо­щью применения бо­лее объ­ек­тив­ных экс­пе­риментальных про­це­дур.

Не­по­сред­ст­вен­ны­ми пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми К. п. бы­ли соз­да­те­ли геш­тальт­пси­хо­ло­гии, ис­сле­до­ва­те­ли ин­тел­лек­ту­аль­но­го раз­ви­тия ре­бён­ка (К. Бю­лер, Л. С. Вы­гот­ский, Ж. Пиа­же) и не­ко­то­рые пред­ста­ви­те­ли не­оби­хе­вио­риз­ма, призна­вав­шие су­ще­ст­во­ва­ние внутр. ре­пре­зен­та­ций ок­ру­же­ния (например, откры­тые Э. Тол­ме­ном ког­ни­тив­ные кар­ты у крыс). Важ­ную роль для становления К. п. сыг­рал ана­лиз на­ру­ше­ний по­зна­ват. функ­ций и ре­чи в нейропси­хо­ло­гии (А. Р. Лу­рия и др.). В сер. 20 в. вме­сте с ком­пь­ю­тер­ной револю­ци­ей и в свя­зи с лин­гвис­тич. ра­бо­та­ми Н. Хом­ско­го, продемонстрировавши­ми воз­мож­ность ал­го­рит­мич. под­хо­да к опи­са­нию синтакси­са ре­чи, ана­лиз внутр. пси­хич. про­цес­сов прак­ти­че­ски за­ме­нил исследова­ния би­хе­вио­ри­ст­ско­го ти­па. На­ча­ло ком­пь­ю­тер­но­го мо­де­ли­ро­ва­ния про­цес­сов ре­ше­ния за­дач в рам­ках ра­бот по ис­кус­ст­вен­но­му интеллекту восприни­ма­лось как пря­мое про­дол­же­ние ис­сле­до­ва­ний мыш­ле­ния в вюрц­бург­ской шко­ле. В 1967 У. Найс­се­ром на­пи­са­но пер­вое учеб­ное руководство по ког­ни­тив­ной пси­хо­ло­гии.

В ран­ний пе­ри­од раз­ви­тия К. п. центр. ме­сто за­ни­ма­ли ис­сле­до­ва­ния внима­ния и в осо­бен­но­сти па­мя­ти. На ба­зе т. н. ком­пь­ю­тер­ной ме­та­фо­ры структу­ра по­зна­ват. про­цес­сов у че­ло­ве­ка трак­то­ва­лась по ана­ло­гии со структурой пе­ре­работ­ки ин­фор­ма­ции в вы­чис­ли­тель­ном уст­рой­ст­ве, внимание – как раз­но­вид­ность фильт­ра, осу­ще­ст­в­ляю­ще­го от­бор по­сту­паю­щей ин­фор­ма­ции по сен­сор­ным призна­кам (Д. Брод­бент), а па­мять – как це­поч­ка бло­ков удер­жа­ния ин­фор­ма­ции на тот или иной срок. Ча­ще все­го рассматривалась струк­ту­ра па­мя­ти, со­стоя­щая из трёх та­ких бло­ков (Р. Аткинсон и др.): очень крат­ко­вре­мен­но­го (сен­сор­ная па­мять), кратковременно­го (ра­бо­чая па­мять) и дол­го­вре­мен­но­го (се­ман­тич. память).

С кон. 1980-х гг. К. п. ста­ла ча­стью бо­лее ши­ро­ко­го меж­дис­ци­п­ли­нар­но­го дви­же­ния, по­лу­чив­ше­го на­зва­ние ког­ни­тив­ная нау­ка, что при­ве­ло к зна­чит. расши­ре­нию ме­то­дич. ар­се­на­ла ис­сле­до­ва­ний. На­ря­ду с оцен­кой точ­но­сти и ско­ро­сти ре­ше­ния за­дач ста­ли ши­ро­ко ис­поль­зо­вать­ся раз­но­об­раз­ные нейрофизиоло­гич. ме­то­ды, к ко­то­рым позд­нее до­ба­ви­лись ме­то­ды нейрогумораль­ных и ге­не­тич. ис­сле­до­ва­ний. Важ­ную роль про­дол­жа­ет иг­рать ком­пь­ю­тер­ное мо­де­ли­ро­ва­ние мен­таль­ных про­цес­сов, для ко­то­ро­го в по­след­ние го­ды час­то ис­поль­зу­ют­ся ис­кусств. ней­рон­ные се­ти. В центр вни­ма­ния исследова­те­лей вы­дви­ну­лись во­про­сы раз­ви­тия ког­ни­тив­ных про­цес­сов, индиви­ду­аль­ных и меж­куль­тур­ных раз­ли­чий, со­ци­аль­но­го взаи­мо­дей­ст­вия.

Бла­го­да­ря но­вым ме­то­дам трёх­мер­но­го кар­ти­ро­ва­ния ра­бо­ты моз­га к нач. 21 в. бы­ли зна­чи­тель­но уточ­не­ны пред­став­ле­ния о ло­ка­ли­за­ции пси­хич. функций, вы­яв­ле­ны отд. ком­по­нен­ты ней­ро­фи­зио­ло­гич. ме­ха­низ­мов, обеспечиваю­щих та­кие слож­ные про­цес­сы, как це­ле­по­лага­ние, са­мо­кон­троль и реф­лексив­ное соз­на­ние. Од­ним из ре­зуль­та­тов ста­ло опи­са­ние множественности форм ра­нее ка­зав­ших­ся еди­ны­ми по­зна­ват. про­цес­сов. Так, бы­ло вы­яв­ле­но су­ще­ст­во­ва­ние как ми­ни­мум трёх разл. сис­тем вни­ма­ния (возбуж­де­ния, ори­ен­ти­ров­ки и кон­тро­ля), не­сколь­ких сис­тем па­мя­ти (процедурной и дек­ла­ра­тив­ной, се­ман­ти­че­ской и эпи­зо­ди­че­ской), двух сис­тем вос­при­ятия (про­стран­ст­вен­ной ло­ка­ли­за­ции и иден­ти­фи­ка­ции объ­ек­тов), двух сис­тем мыш­ле­ния (ин­туи­тив­но­го и ра­цио­наль­но­го) и во­об­ра­же­ния (репродуктив­но­го и твор­че­ско­го).

За­мет­ную роль в совр. К. п. иг­ра­ет ис­поль­зо­ва­ние но­вых тех­но­ло­гий, таких как вир­ту­аль­ная ре­аль­ность, по­зво­ляю­щая не толь­ко соз­да­вать у че­ло­ве­ка жи­вую ил­лю­зию пре­бы­ва­ния в пред­мет­ном про­стран­ст­вен­ном ок­ру­же­нии, но и реа­ли­зо­вы­вать на этой ос­но­ве раз­но­об­раз­ные сце­на­рии дея­тель­но­сти, для ана­ли­за ко­то­рой час­то ис­поль­зу­ют­ся пси­хо­фи­зио­ло­гич. ме­то­ды, а так­же регистра­ция гла­зо­дви­га­тель­ной ак­тив­но­сти.

В си­лу меж­дис­ци­п­ли­нар­но­го ха­рак­те­ра боль­шин­ст­ва про­блем К. п. их иссле­до­ва­ние в ря­де слу­ча­ев те­ря­ет пси­хо­ло­гич. спе­ци­фи­ку, ус­ту­пая нейрофи­зио­ло­гич. ис­сле­до­ва­ни­ям, лин­гвис­тич. тео­ри­ям и ма­те­ма­тич. мо­де­лям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: