Примечания Марии Штайнер к первому выпуску 1945 года 13 глава




92 О живописи в нашем здании я расскажу при другой возможности - в лекции 26.07.1914, см. далее. А также: Рудольф Штайнер. «Сущность цвета» (ПСС 291). На русском языке издано 4 основных лекции (из 12-ти) этого тома в кн. Рудольф Штайнер. «Сущность цвета и тайна радуги», Ереван, «Лонгин», 2008.

94 В архитравах и других формах вы многократно встретите этот своеобразный знак - В том месте, где из-за изгиба формы возникали вогнутые поверхности, где изгиб был наисильнейшим, Рудольф Штайнер предлагал углубиться резцом еще дальше. Это видно, например, на двух нижних изгибах первого архитрава над колоннами Сатурна (см. илл.).

95 посредством наших витражей - В 1913 - 1914 гг. Рудольф Штайнер разработал не просто новую технику «гравировки стекла» для цветных стекол окон Первого Гётеанума, но стоял у истоков и ввел новое искусство создания витражей. Для гравирования цветных оконных стекол была выстроена художественная мастерская (т. н. Стекольный дом - Glashaus) и были заказаны дорогие оконные стекла, еще до того как, собственно, осознали, как работать над этими окнами. Имелось лишь направляющее указание Рудольфа Штайнера, что благодаря выгравированному стеклу должна возникнуть световая гравюра. Вскоре после некоторых поисков была изготовлена необходимая для этого установка: устройство для орошения, разводные помосты для художников, моторы с прикрепленными упругими валами и с поступившими из Америки натуральными камнями различных размеров и толщины, называемыми карборундовыми шайбами. Специалисты в этой области не догадывались, что летом 1914 года для гравировки по стеклу художники Дорнаха уже применяли только что поступившие в продажу рабочие инструменты, содержащие карборунды и упругие валы, в то время еще широко не применявшиеся и почти неизвестные. Упругий вал позволял не только гравировать по стеклу в большом масштабе, но благодаря ему работа с самого начала шла в просвечивающих лучах света, как будто из света и тьмы возникал необходимый образ. Это тотально отличалось от возникшей с древнейших времен резки стекла по типу гравирования камей, эта техника перешла потом в богемское шлифование стекла.

Помимо красного витража в окне при входе, в Большом зале Первого Гётеанума было по два зеленых, синих, фиолетовых и розовых окна, все - в форме триптихов. При этом средняя часть триптиха была около 4 м в высоту и 1,4 м в ширину, боковые окна были соответственно около 3,7 м в высоту и 0,7 м в ширину. Те же самые мотивы применялись и в витражах Второго Гётеанума, но три мотива каждого триптиха (за исключением красного окна) этих витражей были помещены в окна вытянутого в высоту формата, как было указано Рудольфом Штайнером для новой формы окон Второго Гётеанума.

95 ощущает «бездну» - духовно-научное обозначение переживания порога. См. Рудольф Штайнер. «Драмы-Мистерии» (ПСС 14) и «Тайны порога» (ПСС 147, на нем. языке).

101 в своей люциферической чеканке - См. Рудольф Штайнер. «Очерк тайноведения», гл. «Развитие мира и человек» (ПСС 13). На русском языке: Рудольф Штайнер «Очерк тайноведения», Ереван, «Ной», 1992.

101 Но самость, наличие «я» можно ощутить в определенной форме - Об этом единственном в своем роде способе говорит Ангел Силезский в своем изречении:

«Я не осознаю, что я есть,

Я есть не то, что я знаю,

Вещь и не-вещь,

Импульс и круг».

(Ср. перевод Н.О. Гучинской - «Себя я не познал в познании своем // Кто я? Ни тварь, ни вещь, ни круг, ни точка в нем». Цит. по: Ангел Силезский «Из глубины воззвах...», кн. 1, стих 5, Калининград, «Янтарный сказ», 2002. - прим. ред.) Считается, что Ангел Силезский (Йоханнес Шеффлер, 1624 - 1677) был хорошо знаком с геометрией. Во введении к немецкому переводу книги Кеплера «Harmonices Mundi» Μ. Каспар пишет, что он делал перевод по книге, принадлежавшей Йоханнесу Шеффлеру.

101 когда от чисто математического знания этой формы приходят к ее прочувствованию - В связи с этим можно вспомнить одно место из лекций Рудольфа Штайнера «Искусство воспитания. Методико-дидактические указания» (ПСС 294): «Поэтому нам не следует сводить все к следующему: «Ты должен подражать в своем рисунке тому или иному», но мы должны делать это под знаком того, чтобы придавать рисунку изначальные формы, должны представить ему один угол так, а другой - так; пытаться представить ему круг, спираль. Итак, мы будем исходить из замкнутых в себе форм, а не из того, что форма будто бы подражает тому или иному, но нам нужно попытаться пробудить его интерес к форме самой по себе.

Вспомните лекцию, в которой я попытался пробудить переживание «аканфова листа». Я указал, что мысль, изложенная в легенде, будто листу растения аканфа подражают в форме [коринфской капители] ложна, в то время как лист аканфа просто возник из внутренней отдачи формы, и задним числом возникает чувство: это выглядит подобно природе. Это следует учитывать нам при рисовании и живописном выполнении элементов. В конце концов прекратится ужасное, столь опустошающее нравы людей - когда, встречая нечто образующее человека, они говорят: «Это - натуральное, а это - неестественное». Дело даже не в том, чтобы вынести суждение: «Это верно в своем подражании» и т. д. Такое подобие внешнему миру должно рассматриваться лишь как что-то вторичное. В человеке должно жить внутреннее бытие срастания с формами. Следует, даже если вы рисуете, например, нос, внутри себя культивировать бытие срастания с формой носа, и лишь после этого устанавливается схожесть с носом».

104 К кривым - Для того, чтобы облегчить работу с этими кривыми, их построение здесь было описано кратко. Более обстоятельную разработку темы можно найти, например, в книге Карла Кемпера «Der Bau», Штутгарт, 1966; 1974.

Эллипс - Сначала выбирают две точки (фокусы) F и F', затем где-нибудь рядом располагают отрезок SS', который больше, чем расстояние FF'. На SS' выбирают первую точку 1. Эта точка делит SS' на два отрезка 1 и 1'. С помощью циркуля вокруг точки F проводят дугу длинной 1, от точки F' откладывают дугу длиной 1'. Точки пересечения обеих дуг есть две первых точки 1 эллипса. Таким же способом из точек 2, 3, 4... отрезка SS' возникают другие пары отрезков 2 и 2', 3 и 3', 4 и 4', а с их помощью остальные точки 2, 3, 4... эллипса, отложенные тем же способом.

Построение гиперболы, кривой Кассини и круга деления происходит точно так же. Все время имеются два принадлежащих друг другу отрезка: 1 и 1', 2 и 2' и т. д. Все время есть дуга вокруг F, связанная с дугой от F'. Точки искомой кривой возникают как точки пересечения этих дуг. Для каждой кривой необходимо построить вспомогательную фигуру, которая помогает создать - согласно определенному закону - пару принадлежащих друг другу отрезков.

105 гипербола - В отличие от случая эллипса вспомогательный отрезок SS' выбирают теперь меньше, чем FF. И точки 1,2,3,4... лежат на продолжении отрезка SS', вместо того чтобы находиться, как в случае эллипса, внутри этого отрезка.

107 Кривая Кассини - (Кривые Кассини названы по имени французского астронома итальянского происхождения Жана Доменика Кассини (1625 - 1712), полагавшего, что Земля движется по орбите, имеющей форму овала, названного его именем. Математические свойства овалов Кассини детально исследовал Жан Поль де Гюа де Мальв (1712 - 1785). В дальнейшем из таких работ родилась ветвь современной математики - алгебраическая геометрия. - прим. ред.). Пары отрезков, произведение длин которых постоянно, можно найти, например, с помощью круга (с центром в точке М). Такие пары отрезков возникают на хордах, проведенных через фиксированную точку Ρ внутри круга. Если эти отрезки отложить от фокусов F и F', то возникает кривая Кассини в том случае, если размеры были выбраны столь неблагоприятно, что дуги не пересеклись. Можно также получить лемнискату (т. н. лемнискату Бернулли). Это происходит при точном согласовании мер. Лучше всего построение этих форм можно видеть, если исходить из соотношений размеров для лемнискаты. Затем легко увидеть, как из этого случая возникают все другие формы. Как всегда, сначала выбирают фокусы F и F'. Затем строят квадрат, чьи стороны равны расстоянию между фокусами. Обозначим середину квадрата точкой М, пусть точка Ρ лежит на середине стороны квадрата. Тогда круг, описанный вокруг квадрата, вместе с точкой Ρ приведет к лемнискате (форма II). Больший круг позволит возникнуть эллипсообразной форме I (овалу Кассини), меньший круг создаст форму III, состоящую из двух отдельных, но взаимо-принадлежащих ветвей кривой. Между формами I и II имеется переходная форма, имеющая сужение в середине (т. н. овал «с талией»).

107 Круг деления - Пары отрезков, которые при делении дают постоянную величину, можно найти на лучах пучка прямых с вершиной S, когда они пересекаются двумя параллельными прямыми. Нужная фигура получается, если расстояние между параллельными прямыми выбрано равным расстоянию между фокусами и точка S выбирается между параллельными.

К кривой Кассини - В лекции, прочитанной Рудольфом Штайнером 8 апреля 1911 года на Международном философском конгрессе в Болонье, он указал на эти три формы Кассини как на «упражнение для души»:

«Математические образы могут стать особенно значимыми, поскольку в их символах можно увидеть отражение мировых процессов. Хорошим примером этого могут служить «кривые Кассини» в трех обликах: эллипсообразной овальной форме, лемнискате и форме, состоящей из двух взаимопринадлежащих друг другу ветвей. В данном случае дело в том, чтобы переход одной формы кривой в другую, соответствующий математической закономерности, пережить как смену определенных ощущений души». (О психологических основах и теоретико-познавательной концепции теософии см. «Философия и антропософия», ПСС 35. На русском языке: в сборнике Рудольф Штайнер «Из области духовного знания», Москва, «Энигма», 1997.)

107 в круге заключено нечто таинственное - Сообщенные в этой лекции аспекты рассмотрения круга или формы шара дают новый подход к изучению круглых построек различных культурных эпох. Древние азиатские круглые постройки создавались из иных предпосылок, чем римские. Христианская архитектурная мысль даже тогда, когда она перенимала ранние архитектурные формы, возводя круглую постройку, хотела выразить этим совершенно иное духовное содержание. Сравните лекцию Рудольфа Штайнера о замысле храма Грааля 13.12.1919 в книге «Послание Михаила. Откровение собственной тайны человеческого существа» (ПСС 194). (На русском языке: «Миссия Архангела Михаила», Москва, «Антропософия», 2000.) и лекции «Дорнахское здание как отличительный знак исторического становления и импульса художественного преобразования», где речь шла о греко-латинской круглой постройке. Не рассматривая исторически известных круглых построек Европы и Азии, Рудольф Штайнер отмечает один импульс, связанный с такими постройками, пришедший с Севера Европы на рубеже смены тысячелетия. В лекции 30.03.1914 (см. приложение настоящего издания) он сообщает, что эти норманнские деревянные постройки противодействовали тому, что было обозначено им как люциферически-ариманический удар, нанесенный архитектуре заостренной наверху аркой магометано-арабского стиля. В непосредственную связь с этими северными деревянными постройками Рудольф Штайнер ставит то, что было поволено формами Гётеанума. Не принимая во внимание некоторые древненорвежские деревянные церкви, имевшие в плане октаэдр, об этом северном импульсе круглых построек могли бы, может быть, свидетельствовать обе сохранившиеся каменные церкви острова Борнхольм. Шведский исследователь Олаус Рудбек в своем труде «Atland oder Mannhem», обычно именуемом «Die Atlantica», изданном в трех томах в Стокгольме в 1672 - 1698 годах, говорит о «круглых залах с деревянными сиденьями (Stabbar), расположенными по кругу у стен», как о самых предпочтительных формах храма, и называет далее эту форму первоначальным архитектурным видом на Севере. (Stabbar - это грубые деревянные стволы, вытесанные для сидения, до сих пор использующиеся крестьянами во многих местностях Швеции.) Йохан Густав Халман пишет о Кьёпинге, одном из старейших городов Швеции (с 1728 года - Стокгольме): «в ранние христианские времена конунги, священники и мудрецы хотели оставить народу в стране его старую привычку слушать проповедуемое Божье Слово в постройках круглой формы, чтобы не пробуждать у простого народа негодования и получше удержать его в новой вере».

108 Это подобно кругу... - Многие годы спустя на основе положений этой лекции Карл Кемпер открыл, что план Гётеанума представлял собой круг деления с отношением 1:3. См. Carl Kemper «Der Bau» (гл. «План Гётеанума, полученный из круга деления»), Штутгарт, 1966; 1974.

110 «Мария и Томазий - суть... одна единая сущность» - действующие лица драм-мистерий Рудольфа Штайнера. См. «Драмы-мистерии» (1910 - 1913), ПСС 14, Москва, Энигма, 2004.

110 Человек, каким он выступает в мире - О бытии человека, встроенном в пространство, и о взаимосвязи архитектонических форм здания Гётеанума с переживанием направлений пространства как импульсов чувства, воли и мышления и о дальнейшем развитии человека в поступательном движении волевого направления через метаморфозу мотивов колонн и архитрава внутри исторического следования друг за другом культур см. лекции «Полярность развития человечества. Космическая предыстория человечества» (ПСС 184), а также «Дорнахское здание как отличительный знак исторического становления и преобразования художественного импульса» (Дорнах, 1934). Вводящая в суть дорнахского здания помета Рудольфа Штайнера в его записной книжке (архивный номер 247) звучит так:

Людям нужно сперва лишь волить

в поступательном движении от колонны к колонне

чувство в верном смысле пробудится к жизни,

если они поймут колонны

В куполе - душа

В формах - тело

Воля - продвигаясь вперед

Чувство - поднимаясь

Мышление - замыкаясь

119 Пропуск в записи - здесь были опущены фразы Рудольфа Штайнера, поясняющие сделанный им рисунок, так как в силу неполноты сохранившихся записей, несмотря на многократные попытки, оказалось невозможно реконструировать весь текст. Опущенный текст выглядит следующим образом: «Затем я должен был бы понимать, когда я выполнил это вращение, что это солнечное пространство было здесь, и если я хочу провести эту линию, ведущую к Луне, то я должен был бы сейчас нарисовать связь... И соответственно этому я хочу выполнить этот рисунок, лишь немного удлинив соответствующие линии. Затем я получил бы следующее... Затем я должен был бы получить то, что сейчас нарисовал здесь... я хочу это сейчас повернуть, чтобы мы могли это лучше понять... так что, если здесь у нас - камера I, здесь - камера II, там - камера III, там камера - IV; сейчас у нас - камеры: III, здесь - II, здесь - I и здесь - IV. Если я захочу перенести этот рисунок на тот, то я должен нарисовать все так: я рисую те же самые потоки, но Солнце я рисую смещенным, повернутым. Здесь - Луна, здесь -Земля». Далее текст идет так, как напечатано в настоящем издании.

121 что истинные художественные произведения суть в подлинном гётевском смысле манифестация более высоких законов природы - Буквально это звучит так: «Красота есть манифестация тайных законов природы, которые без этого явления оставались бы для нас вечно скрыты» (И.В. Гёте. «К искусству» из «Изречений в прозе»). С этой гётевской мыслью Рудольф Штайнер имеет дело в своей первой лекции «Гёте как отец новой эстетики», прочитанной 08.11.1888 в Венском обществе Гёте. Эта мысль стала для него исходной точкой для введенного им направления искусства (см. Рудольф Штайнер «Искусство и познание искусства», ПСС 271, на нем. языке).

125 художник Гилъдебранд- См. комментарий к стр.74 и 90.

127 «как небесные силы восходят и нисходят» - цитата из «Фауста» И.В. Гёте, часть I.

131 Герман Гримм (1828 - 1901) - историк искусства и писатель. В своей статье «Secession» написал следующее: «Лишь сегодня начинает бросаться в глаза то, что является самым чудесным у Гёте, а именно проявление благодаря его существованию (Existenz) единства духовной работы... Все художественное творчество является идентичным. Гёте не только отстаивает эту идентичность духовной работе, а доказывает это собственным образом жизни. Это полностью поймут лишь в 2000 году. В этом смысле Гёте был первым сецессионистом. Он покоился на самом себе. Его невозможно рассматривать наряду и рядом с другими. У него не было конкурентов. Он познал, что его деяние, его работа, которым он отдавал свои силы, принадлежат еще чему-то другому, всеобщему. Чтобы оценить его, нужно исходить из духовного высшего рода». Герман Гримм. «Фрагменты», в 2 тт., 1900.

133 Асмус Якоб Карстенс (1754 - 1798) - немецкий художник, датчанин по происхождению, приверженец классицизма. См. о нем Г. Гримм «Фрагменты», том 2, статья «Secession».

133 Рафаэль или Леонардо - См. Рудольф Штайнер. «История искусства как отображение внутреннего духовного импульса», ПСС 292, на нем. языке.

134 Гёте: Искусство суть манифестация... - См. комментарий к стр. 121.

135 в групповой душе животных - См. «Очерк тайоноведения», ПСС 13.

На русском языке: «Очерк тайноведения (1910), ПСС 13, Ереван, «Ной», 1992.

136 во время древнего периода Луны - См «Очерк тайноведения», ПСС 13.

На русском языке: «Очерк тайноведения» (1910), ПСС 13, Ереван, «Ной», 1992.

137 в моей книге «Теософия» - ПСС 9.

На русском языке: Рудольф Штайнер. «Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека», ПСС 9, Калуга, «Духовное познание», 1995.

142 сильнейшие нападки на наше духовное течение - особенно сильны были со стороны теологов.

143 чтобы в следующий раз войти в существо мира красок и существо живописи - В октябре 1914 года были прочитаны лекции «Дорнахское здание как отличительный знак исторического становления и преобразования художественного импульса». См. также более поздние лекции «Существо цвета» (ПСС 291) и цветные эскизы Рудольфа Штайнера (изданы как дополнения, в том числе факсимильные, к ПСС).

На русском языке: «Существо цвета и тайна радуги», Ереван, «Лонгин», 2008.

145 В эти печальные дни - эти слова были произнесены 26 июня 1914 года перед началом Первой мировой войны, разразившейся 1 августа 1914 года.

 

КОММЕНТАРИИ

К ПРИЛОЖЕНИЮ

 

Первая лекция, прочитанная 7 марта 1914 года в Штутгарте, существовала в нескольких записях. Здесь воспроизводится запись, сделанная по памяти неустановленным лицом. На русском языке эта лекция издавалась в переводе Г.А. Кавтарадзе в книге Рудольфа Штайнера «Происхождение зла и его облик в свете антропософии» (СПб, «Дамаск», 2000), где за основу была взята другая запись этой лекции, сделанная Карлом Штокмайером и изданная на немецком языке в томе 284/285 ПСС Штайнера. Комментарии к этой лекции принадлежат Г.А. Кавтарадзе (даются здесь в сокращении).

146 Авраам (род. ок. 2040 г. до Р.Х. в Ур в Халдее, умер 175 лет от роду) -праотец евреев; заключенный им союз с Ягве сделал еврейский народ сакральной общиной. См.: Быт. 11 - 27.

Давид - царь-священник Израиля (1010 - 970 до Р.Х.), псалмопевец; к нему восходил замысел строительства храма в Иерусалиме, осуществленный его сыном Соломоном.

Соломон - царь Израиля (970 - 931 до Р.Х.).

См. о строительстве Храма: III Цар. 5 - 8; II Пар. 2 -7.

147 Пятое Евангелие - Евангелие, которому предстоит возникнуть благодаря пробуждению у людей способности чтения в Акаша хронике. Некоторые его части были изложены Рудольфом Штайнером в 18 лекциях, прочитанных в разных городах в 1913 - 1914 гг. (ПСС 148). (Воспоминания об этих лекциях, читавшихся в Христиании (Осло), см. в кн. Андрей Белый. «Воспоминания о Штайнере», Москва, «Республика», 2000 - прим. ред.)

147 Ансельм, епископ Кентерберийский (1033 - 1109).

Росцеллин Иоанн (ок. 1050 - ок. 1123/25) - французский теолог, философ-схоласт. Генрих IV (1050 - 1106) - германский король с 1056 года и император Римской империи. Его борьба с папой Григорием VII в споре из-за инвеституры (права назначения королем епископов своей страны) закончилась его поражением и трехдневном покаянным стоянием перед вратами замка Каносса в Италии в 1077 году в ожидании, когда его примет папа.

Норманны - военные отряды скандинавов (норвежцев, датчан, шведов), с конца VIII в. наступавшие на западные приморские страны; основали герцогство Нормандию во Франции (911 год), Норманнское королевство на юге Италии в середине XI в. и тогда овладели Британскими островами (1066 год).

Кордова (с 717 по 1231 гг.), Гранада (с 1235 по 1492 гг.) - центры арабских владений на юге Пиренейского полуострова, форпосты мусульманского влияния в Европе.

148 Дорнахское здание - Первый Гётеанум, строительство которого было начато в Дорнахе (Швейцария) осенью 1913 года; разрушен пожаром, произошедшем в Сильвестрову ночь с 31 декабря 1922 года на 1 января 1923 года.

153 Дом Гросхайнца, или Дом Дульдек. Находится рядом с западным входом в Гётеанум. Сейчас здесь работает Архив Наследия Рудольфа Штайнера.

небольшого здания внизу холма - в этом доме жила впоследствии Мария Штайнер. Архив Наследия Рудольфа Штайнера, долгие годы находившийся в этом здании, в 2004 году переехал в Дом Дульдек.

156 трехчленность социального организма - См. Рудольф Штайнер «Основные черты социального вопроса в жизненных необходимостях настоящего и будущего», (ПСС 23).

На русском языке: Рудольф Штайнер. «Основные черты социального вопроса в жизненных необходимостях настоящего и будущего», ПСС 23, Ереван, «Ной», 1992.

 

К изображению модели Второго Гётеанума, исполненной Рудольфом Штайнером.

Проект модели наружного вида Второго Гётеанума при исполнении претерпел следующие изменения:

Учитывая пожелания официальных властей и для того чтобы избежать дальнейших проволочек строительства, изменения были сделаны на восточной стороне и там, где она примыкает к северной и южной сторонам, а также к крыше для выходящих из стены полуколонн и форм карнизов крыши; далее через небольшое смещение граней фасада общее уменьшение высоты крыши над зрительным залом составило 1,5 м.

Повышение несущих над сценическим пространством (восточный тракт здания) и общий подъем на 3,5 м крыши, примыкающей к технической части сцены, оснащенной по требованию пожарного ведомства металлическим проходом, привели к тому, что оказалось невозможным предполагавшееся первоначально сильное отличие высоты крыши при переходе от зрительного зала к сценической части. Поэтому основополагающая концепция архитектурного замысла Гётеанума с взаимопроникновением двух пространств (пространства зрительного зала и пространства сцены) не смогла быть выдержана.

Модель, показывающую оформление внутреннего пространства, из-за тяжелой болезни и последовавшей в 1925 году смерти Рудольф Штайнер изготовить не смог. У созданной им модели наружного облика здания нет указаний на окна. Их разделение и другие детали не были обозначены Рудольфом Штайнером и на плане заявки.

По этой теме см. следующую литературу.

i. Rex Raab, Arne Klingborg, Ake Fant «Sprechender Beton», Dornach, 1972.

2. Hagen Biesantz/Arne Klingborg «Das Goetheanum. Der Bau-Impuls Rudolf Steiners», Dornach, 1978.

3. Beitrage von Felix Durach, Wolfgang Gessner, Hans Wildermann, Erich Zimmer «Das zweite Goetheanum und der Baugedanke», Stuttgart, 1965.

 

СПИСОК БИБЛИОГРАФИИ

 

Изданные на русском языке произведения Рудольфа Штайнера, упомянутые в данном томе Полного собрания сочинений.

1. «Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека», ПСС 9, Калуга, «Духовное познание», 1995.

2. «Из летописи мира» (1904 - 1908 гг.), ПСС 11, Калуга, «Духовное познание», 1992.

3. «Очерк тайноведения (1910), ПСС 13, Ереван, «Ной», 1992.

4. «Драмы-мистерии» (1910 - 1913), ПСС 14, Москва, Энигма, 2004.

5. «Основные черты социального вопроса в жизненных необходимостях настоящего и будущего», ПСС 23, Ереван, «Ной», 1992.

6. «Философия и антропософия», в сборнике Рудольф Штайнер «Из области духовного знания», Москва, «Энигма», 1997.

7. «Золотая легенда и легенда о Храме», ПСС 93, Москва, «Новалис», 2006.

8. Воздействие духовных существ на человека», ПСС 102, Калуга, «Духовное познание», 2002.

9. «Антропософия. Психософия. Пневматософия», ПСС 115, Москва, «Новалис», 2007.

10. «Миссия Архангела Михаила», ПСС 194, Москва, «Антропософия», 2000.

11. «Средневековые центры Мистерий», ПСС 233а, Ереван, «Лонгин», 2006.

12. «Искусство эвритмии», из ПСС 277а, Москва, «Парсифаль», 1992.

13. «Сущность цвета и тайна радуги», из ПСС 291, Ереван, «Лонгин», 2008.

Воспоминания о работе на строительстве Первого Гётеанума

1. Андрей Белый. «Воспоминания о Штайнере», Москва, «Республика», 2000.

2. Максимилиан Волошин. «История моей души», Москва, «Аграф», 2000.

3. Альбом «Сокровища Дома Волошина» (публикация т. н. «дорнахского» альбома М.Волошина), Симферополь, «Сонат», 2005.

4. Маргарита Волошина (М.В.Сабашникова). «Зеленая Змея. История одной жизни», Москва, «Энигма», 1993.

5. Ася Тургенева. «Воспоминания о Рудольфе Штайнере и строительстве Первого Гётеанума», Москва, «Новалис», 2002.

Публикации по антропософской архитектуре и теории цвета

1. Альманах «Архитектура и антропософия», Μ, КМК, 2001.

2. Элизабет Кох, Герард Вагнер. «Индивидуальность цвета», Москва, «Антропософия», 1995, 2000.

3. Эрика фон Бараваль. «Формы Второго Гётеанума как весть Михаила», журнал «Das Goetheanum». 28/2006 (на русском: «Антропософия в современном мире» №18/2006).

4. Георг Гартман. «Витражи Гётеанума» (отрывки) (на русском: «Антропософия в современном мире» №15/2005).

5. Даниель ван Беммелен. «Первый Гётеанум как здание человечества» (на русском: «Антропософия в современном мире» №15/2005).

6. Рекс Рааб. «Будущее архитектуры и строительный импульс Рудольфа Штайнера. Капители колонн Гётеанума. Высшая точка их метаморфозы» (на русском: «Антропософия в современном мире» №13/2004).

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

 

На стр. 109 Общий план и разрез Первого Гётеанума.

1. Первый Гётеанум, вид с юго-запада

2. Северная сторона, слева - подсобные помещения

3. Модель внутреннего пространства, сделанная Рудольфом Штайнером в 1913 году

4. Рудольф Штайнер с моделью западного портала и примыкающими мотивами окон

5. Художественная мастерская, в которой гравировались стекла витражей

6. Дом Гросхайнца (Дом Дульдек), находящийся на юго-западе от Гётеанума

7. Вход в художественную мастерскую

8. Котельная рядом с Гётеанумом, вид с юго-запада

9. Мотив пальметты на показанной во время первой лекции восковой пластинке

10. Верхняя часть западного портала

11. Терраса и северное крыло, вид с запада; слева - камин котельной 12/13. Пространство Большого купола Первого Гётеанума во время работы в

нем: архитравы и капители двух первых колонн над входом, с примыкающими слева колоннами со второй по шестую

14. Терраса и западный вестибюль, вид с северо-востока; на заднем плане Дом Гросхайнца (Дом Дульдек)

15. Вид на Малый купол и часть сцены

16. Мотив архитравов и фресок Малого купола

17. Второй Гётеанум, вид с северо-запада

18. Второй Гётеанум, вид с юга

19. Модель Второго Гётеанума, выполненная Рудольфом Штайнером в 1924 году, в масштабе 1:100, пластилин, вид с северо-запада

20. Та же самая модель с выделенной частью сцены, вид с северо-востока

I. Цветная таблица к лекции 26 июля 1914 года по рисунку Рудольфа

Штайнера на доске, исполненная в технике акварели Хильдой Боос-Хамбургер

II. Цветная таблица - рисунок на доске мелом Рудольфа Штайнера к лекции

1 января 1924 года

Указания к иллюстрациям

1, 2, 10, 11, 12/13, 15, 17 - ателье Хейдебранд-Остхоф, Дорнах*

3, 4, 5, 6, 7, 8, 15, 19 - О. Ритман, Санкт-Галлен*

20 - X. Гросс, Риен*

I цветная таблица - Хильде Боос-Хамбургер, Базель

9, 18, II цветная таблица - Архив Наследия Рудольфа Штайнера, Дорнах

От редактора

На немецком языке том 286 «Пути к новому архитектурному стилю» издавался по инициативе Марии Штайнер в 1926 году (Дорнах), Аси Тургеневой в 1957 году (Штутгарт) и Наследием Рудольфа Штайнера в 1982 году (Дорнах). Благодаря машинописным переводам, сделанным с последнего издания в 80-х годах XX века, антропософским группам, работавшим с этой темой, стали доступны пять лекций II части настоящего издания. Наличие этих переводов существенно ускорило выход настоящей книги. Авторство переводов пяти основных лекций книги, как это часто случается с корпусом машинописных рукописей из архивов антропософов, работавших в советское время, установить не удалось. Их усилия перевести на русский язык наследие Рудольфа Штайнера, мужество и бесстрашие в распространении его идей в обстановке преследования за инакомыслие, печатание переводов по ночам, часто на тонких листах папиросной бумаги, работа в группах в условиях подполья - достойны благодарности и искренней признательности. В настоящее издание помимо этих пяти лекций существенно дополненных и исправленных в соответствии с немецким изданием, вошли лекции, которые включила в этот том Полного собрания сочинений Мария Штайнер в 1926 году и издатели Наследия Рудольфа Штайнера. Тем не менее пять основных лекций, давших название книги, были известны на русском языке благодаря усилиям неизвестных нам антропософских друзей и эта книга - дань признательности им за их мужество нести антропософские идеи в мир.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: