Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин).
Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.
Рекомендации к проведению:
· Доброе пожелание, моральная поддержка, девиз и т.д.
· Беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.
Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности (пробное учебное действие) (5-6 мин.)
Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
Рекомендации к проведению:
· Коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие в группах или фронтальное, побуждающий диалог и т.д.
· Индивидуальные формы работы: задания для самостоятельного выполнения, математический диктант и т.д.
· Вербальная фиксация различных вариантов решения.
Выявление причины затруднения и постановка цели дальнейшей деятельности (2-3 мин).
Цель: выяснение места и причины затруднения.
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.
Требования к этапу:
1) Сопоставление детьми действий с используемым способом (где?);
2) выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?);
3) на этой основе учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем.
Рекомендации к проведению:
· Коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог.
· Включение эмоционального компонента: «яркое пятно», похвала.
Построение проекта выхода из затруднения (10-11 мин.)
Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.
Требования к этапу:
1) Учащиеся выбирают метод решения учебной задачи – свойство, понятие, алгоритм, модель и т.д. – и на его основе выдвигают и обосновывают гипотезы;
2) используют предметные действия с моделями, схемами и пр.;
3) новый способ действия фиксируется – вербально и знаково;
4) учащиеся преодолевают возникшее затруднение с помощью нового способа действий.
Рекомендации к проведению:
· Коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм.
· Использование двигательной активности, материальных моделей.
Усвоение нового способа действий (4-5 мин.)
Цель: усвоение нового способа действий.
Требования к этапу:
Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства.
Рекомендации к проведению:
· Коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию.
· «Цепочки», соревнования, игровые ситуации и т.д.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин).
Цель: интериоризация нового способа действий, рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.
Требования к этапу:
1) Учащиеся самостоятельно выполняют задания на новый способ действий.
2) Самостоятельная проверка по эталону.
3) Создание ситуации успеха.
4) Допустившие ошибки выявляют их причину и исправляют ошибки.
Рекомендации к проведению:
· Обучение процедуре грамотного самоконтроля.
· Письменная работа небольшого объема, узкой типовой направленности.
· Индивидуальная деятельность.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.