I «И ЗДАНИЕ СТАНОВИТСЯ ЧЕЛОВЕКОМ»




 

Примечание Марии Штайнер к первому выпуску 1945 года

 

ПЕРВОИСТОК АРХИТЕКТУРЫИЗ ДУШЕВНОГО НАЧАЛА ЧЕЛОВЕКА

И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ХОДОМ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Первая лекция

Берлин, 12 декабря 1911 года

«Здание» (Bau) как место действия духовной науки. Храмовое искусство в древнеперсидской, вавилоно-ассирийской, египетской и греческой культурах, готический собор. Переднеазиатский храм, выпрямившийся человек. Заключенные в египетских пирамидах тайны человеческой души. Греческий храм, стоящее на земле, пронизанное душой тело. Загадка храма Соломона. Храм будущего: человек, ощущающий в своей душе Духа. Оформление внутреннего пространства. Из общего духа современного цикла человечества к будущему архитектурному стилю.

 

ПЕРВОИСТОК АРХИТЕКТУРЫИЗ ДУШЕВНОГО НАЧАЛА

ЧЕЛОВЕКА И ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ХОДОМ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Вторая лекция

Берлин, 5 февраля 1913 года

Развитие архитектуры во взаимосвязи с ходом развития человечества. Пещеры, выбитые в скалах, как предварительная стадия, соответствующая врабатыванию души ощущающей в тело ощущений. Возведение пирамид как выражение египетской культуры души ощущающей: смена отношения души к окружающему ее миру. Греко-римская архитектура как представитель распространения и обогащения душевного начала и внутреннего замыкания в себе греко-латинской культуры души рассудочной, или души характера. Готический собор как представитель культуры души сознательной благодаря вырыванию форм из самих себя. Иоанново здание: пример вживания души сознательной в духовное. Расширение пространства к мировому пространству через преодоление материального.

 

ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК АНТРОПОСОФСКОЙ КОЛОНИИ В ДОРНАХЕ Третья лекция

Берлин, 23 января 1914 года

Необходимость оформить здание в Дорнахе и возникающие вокруг него постройки в единое целое. Стекольный дом (Glashaus), котельная и жилые дома колонистов. Идеальный архитектурный стиль для домов колонистов: внешняя форма как выражение внутренней гармонии живущих в колонии.

II ПУТИ К НОВОМУ АРХИТЕКТУРНОМУ СТИЛЮ

 

ОБЩИЙ ПЕРВОИСТОК АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ

В ДОРНАХЕ И ГРЕЧЕСКОГО ОРНАМЕНТА АКАНФ

Первая лекция

Дорнах, 7 июня 1914 года

Архитектурные формы в Дорнахе в созвучии с первосилами художественной воли. Ошибочное указание первоистока художественных форм через натуралиапически-материалистическое обобщение в искусстве XIX века. Анекдот Витрувия об аканфовом листе и гипотеза корзины. Истинный первоисток орнамента аканф из живого переживания в связи с Землей и Солнцем. Шаг образования от дорической колонны к ионической и коринфской. Возникновение орнамента аканф из пальметты и рассмотрение Алоиса Ригля. Истинный смысл анекдота Витрувия. Лежащий в основе форм Дорнахского внутреннего пространства художественный принцип формы для «ромовой бабы»: пластические формы как живые формы отпечатка высказанного в здании духовнонаучного слова. Натурализм и истинное художественное обобщение. Скульптуры Родена. Искусство как божественный ребенок ясновидящего созерцания.

 

 

ДОРНАХСКОЕ ЗДАНИЕ - ДОМ РЕЧИ.

(К ОСВЯЩЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МАСТЕРСКОЙ)

Вторая лекция

Дорнах, 17 июня 1914 года

Здание как средство воспитания, мищявселичностное. Речь художественного произведения. Безмолвие современной архитектуры. Будущие постройки могут начать говорить, «диктовать»· законы и препятствовать неправомерному волеизъявлению. Греческий храм - жилище бога; христианская церковь - дом общины; готический собор - кристаллизация ремесла. Основные формы дорнахского здания и его скульптурный рельеф. О сущности рельефа. Земля с растительным покровом как истинное рельефное представление. Оба купола здания, формы окон и дверей. Витражи и их изображения. Здание как Дом Речи, как гласящий дом и как путеуказателъ к Духу.

 

НОВАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ МЫСЛЬ

Третья лекция

Дорнах, 28 июня 1914 года

Греческий храм, христианская церковь, готический собор: приближение к духовному. Дорнахское здание - единое становление с Духом, формы дорнахского здания как органа речи из духовного мира. Переход математического знания форм к переживанию форм. Круг как выражение «я». Метаморфозы круга через смены внешнего и внутреннего. Переживание кривой на основе неосознанной деятельности астрального тела: сложение - эллипс, вычитание - гипербола, умножение - кривая Кассини, деление - круг. В Большом и Малом куполах обычный круг и круг деления соотносятся как низшая и высшая самость. Купол как выражение человеческого черепного свода. Семь пар колонн как выражение жизненных столпов в семилетних периодах человеческой жизни. Формы приходят в движение - это новая архитектурная художественная жизнь.

 

ИСТИННЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫФОРМЫ

Четвертая лекция

Дорнах, 5 июля 1914 года

Истинные эстетические законы основываются на единстве микро- и макрокосмоса. Реальные отношения между сущностями Солнца, Земли и Луны. Человек как выражение великих космических взаимосвязей: сердце, легкие и мозг как микрокосмос для Солнца, Земли и Луны. Круг кровообращения как образ духовных потоков между небесными телами. Истинное искусство как манифестация тайных законов природы. Различное отношение человека и животного к миру цвета. Душевные переживания синего и красного. Взаимосвязь истории искусства с развитием человеческого сознания: искусство изначально возникло из атавистическою переживания Космоса. Затем возникло подражательное искусство с его высшей точкой развития пластики (скульптуры) в Греции, живописи в эпоху перехода к 5-й эпохе (Ренессанс). Искусство северных народов. Необходимость истинного художественного обновления творчества. Спиритуализация искусства как будущая задача человечества.

 

ТВОРЧЕСКИЙ МИР ЦВЕТА

Пятая лекция

Дорнах, 26 июля 1914 года

Взаимосвязь художественных достижений человека с культурой человечества. Специализация современности и творчество Гёте из цельного человеческого. Творения культуры Ренессанса как выражение всеобщей единой жизни духа. Охлаждение отношения человечества к искусству с XIX века (Карстенс). Неплодотворность научного образа мира Нового времени для художественных произведений на примере рассмотрения цвета. Различное отношение к цвету животного и человека. Живое сопереживание собственного существа красочного. Красный и синий: внедрение и удаление. Форма и цвет, покой и движение. Скрытые потоки цвета в человеческом организме. Здание как начало новых художественных устремлений. Серьезность положения мира и задача духовной науки.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫВ СВЯЗИ СО СМЕНОЙ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ (Заметки)

I Штутгарт, 7 марта 1914 года

II Мюнхен, 30 марта 1914 года

 

БУДУЩИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ МЫСЛИ

О ДОРНАХЕ К ПОВТОРНОМУ ВОЗВЕДЕНИЮ ГЁТЕАНУМА

I Из лекции в Дорнахе 31 декабря 1923 года

II Из лекции в Дорнахе 1 января 1924 года Повторное возведение Гётеанума

III Статья для газеты «Базельские известия» (Basler Nachrichten), 25/26 октября 1924 года

Второй Гётеанум

IV Статья для «Национальной газеты» (National-Zeitung), Базель, 1 ноября 1924 года

Примечания

Список библиографии

Список иллюстраций



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: