Лекция в Казанском молодежном Центре.




Анатолий Баданов.

Лекция в Казанском молодежном Центре.

Воронеж 02.12.18

 

 

Мы нередко забываем, что боремся именно с сектами, а не с людьми, которые стали их жертвами. Боремся с ересью и заблуждениями, но никак не с самим человеком, который стал жертвой каких-то религиозных течений. Миссия в инославной среде это борьба ЗА человека, но никак не наоборот.

К сожалению, как показывает практика, христианин решившийся на эту проповедь, в большинстве случаев не видит никакой грани между самой личностью и религиозным учением, которое исповедует человек. Может на словах-то мы и разделяем человека и его веру, человека и грех, который совершает человек, но в реальности приходится слышать и видеть слова и поступки, которые говорят об обратном.

 

Вообще нужно сказать, что это глобальная проблема нашего общества. Мы перестали ценить и любить самого человека, как образ Божий. Может это звучит немного банально, но на самом деле за этим стоит ужасная катастрофа, на которую нужно обратить внимание не только миссионеру или апологету, но и вообще каждому христианину.

 

Обратите внимание, как в нашем обществе, все меньше и меньше ценится человеческая жизнь. Сегодня важен не сам человек, а какие функции он исполняет, каким взглядом смотрит на мир, что говорит, что кушает, что делает, как одевается, что слушает, во что верит, где работает и т.д. Мы перестали видеть человека, мы видим только функции. Если эти функции и действия соответствуют мировоззрению большинства, то все ОК, это хороший/нормальный человек, а если не соответствует, то, как минимум он ненормальный. И чем больше взгляды человека начинают не соответствовать взглядам большинства, тем более он начинает ощущать на себе давление общества, презрение и даже откровенное насилие. Система ценностей сдвинулась. Жизнь человека уже не имеет ценности, имеет ценность только его слова, действия, политическая позиция, религиозная идентичность и т.п., то есть все то, что по сути является функционалом человека, но не самим человеком.

 

Даже на православных интернет-форумах, сегодня все чаще звучат слова - чурка, ватник, либерал, нищеброд, религиозник, сектант и тп. (список огромен). Причем, редко кто пробует за этими ярлыками разглядеть человека. А ведь у каждого из нас есть огромный жизненный багаж, своя боль и своя радость, свои пути формирования взглядов, оценок, поступков, выборов и т.д. Мы находим это очень ценным, когда рассматриваем свою жизнь, и совершенно безразличным, когда смотрим в глаза человеку, на которого уже повесели ярлык. Мы перестали видеть человека, мы стали видеть только те ярлыки, которые мы на него повесили.

 

Если человек говорит о своих взглядах и вере, которые не соответствуют нашим, то всё, это, как минимум не очень хороший человек или и вовсе, плохой человек с которым не стоит общаться. А зачем? Он же иеговист, баптист, либерал или ватник, коммунист или сатанист, а может и вовсе атеист или представитель какого-нибудь нестандартного сексуального движения. Фу, да и все. Я специально ставлю на одну полку этот список, который на самом деле огромен. Потому что мы перестали видеть за всем этим самого человека. Я сейчас скажу может немного странную вещь, но вы должны понять, что Евангельское слово должно быть обращен не к атеисту, иеговисту, коммунисту, сатанисту, либералу или представителю каких-нибудь меньшинств, а к человеку. Это слово должно быть обращено с любовью и страхом Божьим. В прямом смысле в самое сердце человека, в СЕРДЦЕвину его жизни. С любовью, но никак не с призрением самого человека. Для этого нужно научиться любить человека, а не его взгляды или веру, которую он исповедует.

Самая первая и самая главная ошибка миссионера заключается именно в этом.

 

Более всего меня потрясает то, что все это, по сути мирское отношение к человеку, уже давно просочилось и в церковь. Уже не первый год наблюдаю, как некоторые христиане, вспоминая, например, теракт 11 сентября, позволяют себе сказать - так этим пендосам и надо. Или теракт во Франции - так им и надо, захотели свободу, вот и получайте. Гадка Гейропа. Я уже молчу о том, что можно услышать в разговоре об Украине. Ведь в рамках подобных разговоров, там вовсе не люди, там хохлы, дебилы, идиоты, да кто угодно, только не люди. Однако, все же, везде люди, и в той же Украине и в Америке, Франции, Германии и в других странах, на жителей которых общество сегодня повесило ярлыки. Такие же люди и в сектах иеговистов, протестантов, баптистов, да даже сатанистов. Люди… такие же как и ты, со своим жизненным багажом, со своей болью и радостью, со своими путями формирования взглядов, оценок, поступков. Ты спросишь - ну а что теперь, всех жалеть и любить что ли? Да, всех, если ты конечно называешь себя христианином... и тем более решил попробовать поговорить с людьми о православии. Бог есть любовь, и если ты хочешь быть в некотором смысле представителем Бога, то ты должен быть прежде всего представителем любви Божьей. Именно любовь, если можно так сказать, заставила Спасителя идти на Крест, именно эта любовь заставила апостолов идти на проповедь по всему миру, именно эта любовь заставила многих миссионеров идти на проповедь не смотря даже на страх смерти.

 

Но, увы, даже если ты христианин, невозможно увидеть в другом человеке ценность и образ Божий, если ты сам в себе не будешь ее видеть. Если не будешь сам себя ценить и любить, как человека, а не как набор функций и достижений. Чтобы было понятно, давай представим, что в колодец провалился ребенок. Никто не будет спрашивать хорошо ли он учился, слушался ли он родителей и не досаждал ли соседям. Все бросятся спасать попавшего в беду ребенка. Потому что он важен и ценен, как человек. Или представь, что ты летишь на одноместном самолете и не справившись с управлением попал в авиакатастрофу, очутившись на какой-нибудь высокой горе, где не ловит связь. Многие службы будут задействованы чтобы найти и спасти тебя. На твое спасение будут потрачены огромные деньги. Тебя будут искать пока не найдут или же пока не иссякнет надежда на то, что тебя можно найти. Никто не будет спрашивать о твоих отношениях с миром или твоих социальных или политических позициях, о твоих финансах и религиозном исповедании и т.п. Тебя будут спасать просто по человечески, потому что ты человек и ты, как и все люди имеешь высокую ценность и важность для этого мира.

 

Христианин прежде всего должен смотреть на людей исходя из этого принципа. Перед тобой не просто сектант или атеист или ещё кто-нибудь, перед тобой человек. Почему бы не пересмотреть свои взгляды на этот и без того искалеченный и страдающий мир? Мы все хотим, чтобы этот мир стал лучше, но по привычке продолжаем смотреть друг на друга, вместо того, чтобы посмотреть на себя и изменить в себе самое главное - отношение к людям, понять, что каждый человек, как и ты, заслуживает любви, хорошего отношения, уважения, просто потому, что он человек...

 

Это общее и самое главное правило без которого любая проповедь обречена на провал.

 

Теперь, когда у нас есть фундамент, на котором возможно кто-то из вас однажды захочет построить здание миссии, я попробую точечно указать на некоторые ошибки, которые не редко мы совершаем, пытаясь обратить человека в православную веру.

 

Когда мы встречаемся с сектантом, то типичная ошибка заключается в стремлении забросать сектанта аргументами обличающими учение или моральную составляющую секты. Послушайте, что я вам скажу. Обличая, критикуя и по сути унижая то, что дорого и близко человеческому сердцу, вы никогда не поможете человеку прийти к истине. Посудите сами, что чувствуете вы, когда кто-то пытается критиковать православие? Что мы чувствуем, когда появляются передачи или люди, которые обливают грязью Христа, наших святых, или ныне живущих людей, например Патриарха? Ну уж точно не какие-то приятные переживания, скорее наоборот, желание треснуть хорошенько человека. Не нужно думать, что сектант переживает нечто другое. Тут скорее стоит поучиться у сектантов смирению, ведь сколько они выслушивают и критики и грязи и откровенного мата, избиений и т.п., но не требуют завести дело об оскорблении своих религиозных чувств или посадить человека за очередной мем в их сторону.

 

Итак, вторая ошибка заключается в недостойном ведении дискуссии с недостойной аргументацией. В разговоре с сектантом нужно придерживаться нашего стремления показать полноту и красоту православия, поделиться верой, а не критиковать и показывать их слабые стороны. Человек должен сам их увидеть. Если инославный спрашивает что-то конкретное, то да, мы должны ответить, по заповеди апостола – «…будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением » (1Пет.3:15).

 

Вообще, из 12-ти летнего миссионерского опыта, я скажу, что как правило, беседы которые сводятся только к полемики и битве цитатных интерпретаций, ни к чему хорошему не приводят. В большинстве случаев простое общение с теплотой и любовью дает куда больше пользы чем закидывание цитатами и аргументами. Из опыта я скажу, что подружиться с человеком находящимся в секте – это гораздо больше чем посыпание его цитатами из Библии или из св. Отцов. Поверьте, любовь творит чудеса. У меня было не мало случаев, когда человек переходил в православии только потому, что чувствовал себя тут нужным, чувствовал любовь, теплоту, чувствовал, что он интересен церковной общине, как личность. Этот переход был вовсе не из аргументации, которую мы приводили людям, а из-за любви.

 

 

Это третья ошибка. Она заключается в мнении, что сектант это человек, который находится в секте только из-за разницы в учении. Это заблуждение. Проблема разницы учения составляет всего лишь треть от основной причины по которой сектант продолжает пребывать в секте. По большей части это психологические проблемы.

 

В 99% российских сект находятся люди, которые были крещены в православной Церкви. Если суммировать все ответы сектантов на вопрос – почему они ушли из православия, и вывести наибольший процент, то он будет звучать примерно так – когда у меня начался религиозный поиск, когда я почувствовал что-то, я пришел в храм, но не встретил там никакой любви, продавщица на меня рявкнула, священника я вообще не мог поймать пару дней, он все время куда-то спешил, а прихожане не могли ответить на мои элементарные вопросы по Библии. Потом я увидел там ещё много чего и после этого я понял, что там Бога точно нет. Ну и далее история о том, как он встретил сектантского проповедника и сколько любви, внимания и понимания он нашел в секте. Обратите внимание, что всегда в таких ответах речь о Христе о Евангелие будет идти во вторую очередь, а в первую всегда будет ставиться личные мотивы, переживания, неудовлетворения и т.п. То есть психологические аспекты, а не религиозные. На это нужно обращать большое внимание. Секта для таких людей это не сколько форма религиозного исповедания, сколько большая община, семья, друзья, поддержка, любовь (хоть и субъективная). Место где его всегда выслушают, помогут и далеко не всегда только советом, ну и т.д. Кстати, этот фактор является одним из основных препятствий для перехода человека в православие, если он совершает переход не в общину. Ведь если посмотреть, то скажем те же протестанты могут по несколько раз метаться туда-сюда по сектам. Для них это не сложно, потому что там не сложились отношения с пастором или с общиной, пойду в другую, в третью, загляну к баптистам, адвентистам, могу даже к иеговистам. То есть для человека оказываются более важны не столь религиозные различия, сколько община и все что она может ему дать.

Ошибка начинать беседу с вероучительной догматической стороны. Начните беседу с причины по которой адепт оказался в секте и в 90% вы увидите, что догматическая сторона различий это всего лишь последствия, а не причина пребывания человека в секте. Не нужно думать, что при наличии апологетической аргументации сектанта можно мгновенно переубедить. Ну во-первых большинству сектантских лидеров знакома православная апологетическая литература и у них давно уже есть альтернативные ответы (можно привести пример нашего диспута со старейшиной по книге Стеняева.), во-вторых по большей части сектант живет мироощущением, а не догматами и канонами. Если сектант чувствует, что там его любят, там его ценят, там его семья, то вероучительные моменты отходят на второй план.

 

Вообще, необходимо правильно оценивать психологическое состояние. Если человек находится в остром психологичеком состоянии, то беседы на вероучительную тему будут совершенно бесполезны. У человека отсутствует критическое осмысление и потому весь разговор будет проходить в режиме – вопрос сектанта – вы не успеваете ответить на один вопрос, как поступает следующий. В таком состоянии сектанту не важно, что вы скажите, он будет просто сыпать вас различными цитатами и сеткантскими аргументами. В таких случаях необходимо снять полемические вопросы и перевести разговор просто в дружескую беседу. Она принесет куда больше пользы, чем разговор о вере в таком состоянии человека.

 

Четвертая ошибка заключается в неспособности оказать человеку реабилитационную помощь после выхода из секты. Нужно понять, что выводя человека из секты, вы в буквальном смысле разрушаете его мировосприятие и оставляете его один на один с его осколками. Последствия такого удара выдержать могут не все, особенно если человек пребывал в секте несколько лет. Общение с родственниками он испортил ещё в самом начале своего сектантства, друзей за пределами секты у него нет, поддержки нет, даже поговорить толком и то не с кем. К сожалению в моей практики было несколько печальных случаев, когда человек возвращался в секту. Он так и говорил – я понимаю, что это ересь, что заблуждение, что Истина в православии и т.п., но мне здесь хорошо, я не чувствую здесь себя одиноким.

 

Пятая ошибка, которая вытекает из предыдущей, это ошибочное мнение, что миссия заканчивается на моменте, когда сектант согласился с ошибочностью учения и готов пройти чин присоединения. Задача миссионера, особенно если он священник, не просто довести человека до чина присоединения, а довести человека до Христа, помочь соединиться с Христовой Церковью. Как показывает практика, если человека вывести из секты и оставить на произвол судьбы, то вероятность что он станет жертвой другой секты почти стопроцентная. Если миссионер мирянин, то он должен позаботиться, чтобы за духовной жизнью бывшего адепта наблюдал опытный духовник.

(Можно рассказать историю про Вову царя)

 

Шестая ошибка, является очень распространенной. Это ошибка социализации бывших адептов. Миссионер не учитывает психологические особенности тех или иных сект откуда вышли люди. Например для вышедших из среды харизматов буквально необходимо помочь занять активную нишу в церковной среде, это обуславливается особенностью психологического воздействия которому подвергался человек. На первых парах социализации бывшему харизмату необходимо ощущать себя нужным, это необходимо изредка подчеркивать, чтобы помочь справиться с психологическими остатками от сектантского воздействия. Если брать вышедших из баптизма, то тут все намного проще. Как правило баптисты не подвергаются сильному психологическому воздействию и их социализация проходит более спокойно. И т.д. Для бывших харизматов может подойти любое послушание которое не связано с монотонностью и однообразностью. Для более спокойных сект наоборот такие послушания приносят большую пользу. Поэтому, если вы видите, что человек уже готов перейти в православие, нужно подготовить ему место в церковной среде. Договориться с настоятелем или знакомым священником, чтобы этот человек, например, стал бы его помощником.

 

Седьмая ошибка заключается в работе с родственниками сектанта. Очень часто, когда родственники или близкие сектанта обращаются в Церковь за помощью, то они просто не видят духовной проблемы. Все аргументы и жалобы сводятся к одному – «ему промыли мозги, он стал совершенно другим» – т.е. к психологическим проблемам. От таких людей часто можно услышать вопрос – «и почему всех этих сектантов не закроют? Почему нет закона ограждающего их от общества? и т.д.» Все это следствия того, что люди не понимают, что такое секта, а поэтому не понимают, как правильно себя вести с человеком попавшим туда. Отсюда и типичные ошибки в попытке вытащить близкого человека. После нескольких таких ошибок адепт полностью закрывается от своих родных и ещё больше погружается в пространство секты.

 

Если есть возможность диалога с родными, то миссионеру не в коем случае нельзя упускать эту возможность. Необходимо донести до родственников не только проблему психологического характера но и духовную опасность в которой оказался их близкий. Нам обязательно нужно объяснить важность молитвы за такого человека и что обычными уговорами тут не помочь, нужна разносторонняя помощь, и психологическая и духовная, потому что секта повреждает сразу две эти составляющие человека. Нужно так же объяснить, что негативный климат в семье, часты скандалы, неприятные разговоры и т.п., только способствуют ещё большему погружению человека в секту.

(В обще было бы здорово устраивать молебны не только от зависимости или о создании семьи, но и о попавших в секты!!)

 

 

Восьмая ошибка заключается в том, что некоторые полагаются на чудесное обращение сектанта в православие, если он прикоснется к литургической жизни церкви. Конечно надеется на такое можно, но полагаться никак нельзя. Как показывает практика такие случаи были настолько единичны, что интегрировать их в практику крайне неразумно. Предложение постоять на службе и помолиться, как правило не дает никаких результатов, кроме последующей насмешки в сектантской среде – «был у них на службе, ничего не понятно, и как они там молятся тоже не ясно…». Были и такие ужасно кощунственные поступки, когда сектанту (и даже атеистам) говорили, мол ну ты попробуй причаститься, ты сам все поймешь и почувствуешь. Друзья, так делать не то что нельзя, такой поступок это ни что иное, как попрание самой главной святыни православия – Тела и Крови Спасителя.

 

 

Девятое, о чем я хотел бы сказать, так это молитва и личный духовный подвиг. Наша проповедь обречена на провал всегда, если мы не будем понимать, что мы всего лишь инструмент в руках Божьих. Без благодати в деле миссии и проповеди не возможен успех. Вообще, очень часто люди этого не понимают. И это касается не только сект. Родитель пытается привести ребенка в храм, но тот противится. Или ребенок пытается рассказать своим неверующим родным о Христе, но слышит только или насмешки или откровенное противление. Почему так происходит? А дело тут вот в чем. Чтобы это понять, я приведу небольшой отрывок из Евангелия который стоит помнить каждому, кто хочет попробовать обратить Евангельское слово к инославному.

«Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. ». (Лук.5:3-5).

Важно здесь увидеть, что на просьбу отойти от берега на лодке и закинуть сеть, будущий апостол говорит, что они и так ловили целую ночь, то есть сегодня совсем не рыбный день, мы устали, не спали всю ночь, но если Ты так хочешь, то я отплыву. Далее происходит удивительная вещь, Петр закидывает сеть и как бы тут же ее начинает доставать, чтобы, возможно, показать бессмысленность этого действия на сегодняшний день. Но вдруг сеть оказывается полной. Причем настолько, что от количества рыб начали тонуть даже соседние лодки, которые пришли ему на помощь. Что происходит дальше? Отойдя от шока и радости от такого улова, будущий апостол осознает, что это было чудо, что Тот кто перед ним не просто человек. Тогда он падает на колени, просит Христа выйти из его лодки, потому что он человек грешный и не достоин даже находится рядом со святостью. А дальше происходит самое важное – «не бойся; отныне будешь ловить человеков». Почему я привел этот отрывок? Потому что он является прямой аллегорией миссии. Что значит ловить человеков? Чем ловить? Конечно же Христос здесь говорит об апостольской проповеди, которая будет приводить людей к Богу. А значит и предыдущие действия нужно рассматривать именно в этом контексте. Почему будущие апостолы ничего не поймали ночью? Потому что с ними не было Христа, вот почему. Когда Христос был с ними, то хватило одного Его слова – забрось сеть. И тут же чудо, такой улов, который может бывает только раз в жизни у рыбака. Тоже самое и в проповеди. Посмотрите на проповедь ап. Петра в день Пятидесятницы. Разве это была такая сильная по своему содержанию проповедь? Нет. Она была очень простой. Но, она была с благодатью, и именно почувствовав эту благодать в тот день крестилось несколько тысяч людей. Это нужно помнить, когда мы будем в следующий раз пытаться рассказывать людям о Евангелие. Если мы не исполняем заповеди, если у нас нет молитвы, поста, вообще подвига, если мы не причащаемся и наша жизнь не проходит в покаянии, то наша проповедь заведомо обращена на провал.

 

Десятую ошибку совершают те, кто не учитывает, что многие адепты, особенно неохаризматических сект, попадали туда под предлогом реабилитации от нарко или алкоголе зависимости. Как правило зависимость таких людей заменяется зависимостью от психологического воздействия которое применяется в таких сектах. Необходимо учитывать, что при выходе из секты такому человеку необходима помощь специалиста по работе с нарко и алкоголе зависимостью. Если вы столкнулись именно с таким человеком, то я бы посоветовал заранее обратиться к отцу Евгению Лищенюку, который занимается не только сектами, но и является руководителем реабилитационных центров, которые, я не побоюсь сказать, являются лучшими в Воронеже и области.

 

Одиннадцатая ошибка заключается в попытке давить и пытаться как то ускорить процесс воцерковления бывшего сектанта. Нужно иметь такт и помнить, что сектантство очень сильно и глубоко поражает не только духовную но и психологическую составляющую человека и именно это является основным препятствием на пути здравого и трезвого религиозного мироощущения. Общаясь с такими людьми, нужно буквально до минимума снизить употребление церковных и вообще религиозных терминов. В различных сектах адептам зачастую форматируют сознание внедряя внутрисектантские термины или же подменяя обычное значение религиозных терминов. Например общаясь с адептами секты Свидетелей Иеговы и употребляя в разговоре термин церковь, священник и т.п. мы возбуждаем в сектанте совершенно иные, негативные ощущения, для этих людей эти слова имеют довольно неприятный привкус, потому что в учении этой секты эти слова употребляются как правило в отрицательной составляющей. Все эти моменты нужно обязательно учитывать.

 

Вот, наверное это все, что я хотел вам сегодня сказать. На последок ещё раз повторю, что настоящая проповедь Евангелия невозможна без любви к человеку, без нашей способности слышать не только то, что человек говорит, но и то, что скрывается за его словами. Видеть само сердце человека, именно к сердцу должно быть обращено наше слово. Если говорить о борьбе с сектами и заблуждениями, то нам всем нужно понимать, что мы боремся на с людьми, а ЗА людей…

Анатолий Баданов.

Лекция в Казанском молодежном Центре.

Воронеж 02.12.18



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: