к выборочной совокупности единиц наблюдения




Понятие стратегического плана исследования. - план, зависящий от состояния знаний об объекте и предмете исследования и, следовательно, от возможности формулирования гипотез эмпирич. исследования. В социологии, литре выделяются три варианта стратегии исследовательского поиска. Разведывательный план применяется в том случае, если представления об объекте исследования недостаточны, не дают оснований для выдвижения гипотез. Целью исследования является уточнение проблемы и формулировка гипотез. В ходе реализации такого исследования нередко обнаруживается, что первоначально выдвинутые задачи слишком расплывчаты, широки, их решение не обеспечивается имеющимися знаниями и техникой. Исследование разведывательного плана предполагает три основные стадии. 1. Изучение имеющейся специальной научно-популярной литературы по теме, соответствующих публикаций в периодич. печати, а иногда и беллетристики (известно, что писатели и журналисты иногда лучше видят соц. проблему, ем Ученые). Работа на данной стадии начинается с составления возможно более полной библиографии и завершается проработкой литературных источников (в т. ч. зарубежных). 2. Беседы с компетентными лицами (экспертами). В роли экспертов обычно выступают специалисты-ученые (социологи, экономисты, психологи и др.), работающие над аналогичн. проблемами, а также практики, занятые в изучаемой области. Рекомендуется предварительно составить список лиц и учреждений, к к-рым следует обратиться за консультацией. Одной из задач в этих беседах является поиск надежных документальных сведений - картотек, протоколов, решений, справок, отчетов и т. п. 3. Стадия полевого наблюдения (см. Наблюдение). К этому моменту исследователь располагает нек-рыми уже сформулированными гипотезами. На данной стадии осуществляется неформализованное наблюдение, имеется лишь перечень вопросов для изучения, но отсутствует формализованное членение изучаемого объекта на составляющие элементы, значимые с т. Работа по разведывательному плану завершается четкой постановкой задач исследования и формулировкой основных гипотез. В прикладных исследованиях целесообразно дать максимально полный обзор соц. проблем и наметить гипотезы, чтобы иметь представление об очередности и важности задач, подлежащих решению. Исследование разведывательного плана нужно отличать от такой исследовательской процедуры, как пилотаж. Исследование разведывательного плана относится к области стратегии, в то время как пилотаж - это тактич. поиск обоснованной процедуры исследования, отработка методики и техники его. Описательный план исследования имеет своей целью систематич. качественно-количественное описание объекта. Его отличие от разведывательного состоит в том, что все элементы объекта исследования должны быть заранее определены в гипотезах. При этом необходима строгость в эмпирич. интерпретации понятий и точность в регистрации данных. Сбор информации в исследовании описательного плана проводится на основе либо монографии, исследования, либо выборочного обследования. Во втором случае необходимы расчеты допустимой ошибки выборки и др. статистич. показателей надежности данных. Исследование описательного плана имеет высокую познавательную ценность, даже если остались в тени причины описанных с достаточной полнотой и строгостью соц. явлений. Исследование заканчивается классификацией данных, относящихся к структуре объекта, и этот итог может рассматриваться как нек-рый законченный этап изучения проблемы. Экспериментальный план используется как стратегия исследования, если тщательно обоснованы объяснительные гипотезы; его цель - установление причинно-следственных отношений в рамках соц. объекта. Социологии, эксперимент осуществляется либо путем целенаправленного воздействия на реальные объекты (натуральный эксперимент), либо с помощью особого анализа информации об объектах, к-рые в этом случае ставятся в экспериментальные условия не в натуре, а мысленно (см. Эксперимент мысленный), т. е. эксперимент может быть проведен на данных, полученных в исследовании описательного плана. Натурный эксперимент невозможен без заранее запланированной стратегии. Здесь, помимо объяснительных гипотез и необходимых эм-пирич. данных, нужны особые, определяемые исследователем условия полевого или лабораторного наблюдения, требуется тщательный подбор характеристик основного и контрольного объектов исследования

Типы социологического исследования

Типы социологического исследования по целям изучения На основании целей и задач, на разрешение которых направлена реализация изучения, выделяют следующие типы социологических исследований: зонтажные, пилотажные, разведывательные – проводятся для предварительного изучения новых общественных процессов или явлений, когда предмет изучения обследован фрагментарно либо не обследован в целом. Главной целью реализации разведывательного социологического исследования выступает получение дополнительной информации о предмете социального анализа, первичной социологической информации, которой требуется последующая дополнительная обработка и интерпретация. Проводится по упрощенной программе, при применении сжатого по объему инструментария; описательные – направлены на формирование относительно целостной системы представлений об изучаемом феномене или процессе. Проводится по сложной программе, требует использования методически апробированного инструментария. В процессе проведения описательных социологических исследований осуществляется классификация и группировка характеристик, которые выделяются в качестве существенных, установление взаимосвязей между характеристиками изучаемого предмета. Указанные исследования чаще всего применяются в ситуациях, когда предметом изучения выступает большая общность людей, которые отличаются различными качествами, свойствами; аналитические – направлены на углубленное, фундаментальное изучение социального явления или процесса, когда требуется не только описать структуру или качественные характеристики, но выявить взаимосвязи между отдельными свойствами предмета исследования, между несколькими предметами. Каждое аналитическое социологическое исследование изучает совокупность переменных, факторов, выделяя основные и неосновные, управляемые и неуправляемые, временные и постоянные взаимосвязи между ними. Типы социологического исследования по месту проведения По месту проведения выделяют следующие типы социологического исследования: полевые, которые проводятся в естественной среде обитания предметов изучения; лабораторные, которые проводятся в искусственно смоделированных для проведения экспериментальной работы условиях. Типы социологического исследования по месту социолога По месту социолога в процессе проведения социологического анализа выделяют следующие типы исследований: включенные, которые подразумевают, что в процессе проведения исследования социолог находится внутри предмета изучения; невключенные, при реализации которых социолог находится все объекта, который подвергается социологическому изучению. Таким образом, на современном этапе своего развития в социологии разработаны многочисленные типы социологических исследований, позволяющие максимально эффективно подвергать всестороннему социологическому анализу различные объекты, процессы социальной действительности.
Содержание аналитико-прикладного исследования.

Прикладные исследования имеют практические цели — их результаты предназначены для непосредственного применения в практике социальной работы, образования, трудовых отношений, городского планирования, социальной политики. Они могут быть оформлены в виде конкретных предложений, советов, рекомендаций или данных, необходимых для подготовки и принятия управленческих решений. Можно сказать, что всякое прикладное исследование представляет собой систему процедур, связанных единой целью — получить достоверные данные об изучаемом явлении для использования их в практике управления.

В зависимости от глубины количественного и качественного анализа предмета исследования, масштабности и сложности решаемых в его ходе задач различают три вида социологического исследования — разведывательное, описательное и аналитическое.

Аналитическое исследование — самый углубленный вид социологического анализа, ставящий своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обусловливают характер, распространенность, остроту и другие свойственные этому явлению черты. Этот довольно сложный вид исследования в силу своего предназначения имеет особенно большую научно-практическую и теоретическую ценность.

Если в описательном исследовании устанавливается факт связи характеристик изучаемого явления, то в аналитическом исследовании выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если при описательном виде изучается наличие связи между удовлетворенностью работников содержанием выполняемого труда и его производительностью, то при аналитическом выясняется, является ли удовлетворенность содержанием труда основным фактором, определяющим уровень его производительности.

Поскольку реальность производственной и общественной жизни такова, что выделить в «чистом виде» для изучения какой-либо один фактор, определяющий черты этой жизни, практически невозможно, то в каждом аналитическом исследовании изучается совокупность факторов. Из нее впоследствии выделяются факторы основные и второстепенные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые, контролируемые и неконтролируемые и т.д.

Подготовка аналитического исследования требует значительных средств, времени, тщательно разработанной программы и инструментария. Нередко при помощи зондажа или описательного исследования собирают те сведения, которые дают предварительное представление об отдельных сторонах изучаемого объекта и предмета, позволяют выбрать оптимальные пути дальнейшего их анализа. Аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения. Естественно, это требует от исследователей умения взаимоувязывать, «стыковать» информацию, полученную по разным каналам.

Понятия генеральной и выборочной совокупности единиц наблюдения.

Под выборочным наблюдением понимается такое несплошное наблюдение, при котором статистическому обследованию подвергаются единицы изучаемой совокупности, отобранные случайным способом. Выборочное наблюдение ставит перед собой задачу - по обследуемой части дать характеристику всей совокупности единиц при условии соблюдения всех правил и принципов проведения статистического наблюдения.

При выборочном методе обследованию подвергается сравнительно небольшая часть всей изучаемой совокупности (обычно 5-10%).

При этом подлежащая изучению статистическая совокупность, из которой производится отбор, называется генеральной совокупностью. Отобранная из генеральной совокупности некоторая часть единиц, подвергающаяся обследованию, называется выборочной совокупностью.

Значение выборочного метода состоит в том, что при минимальной численности обследуемых единиц, проведение исследования осуществляется в более короткие сроки и с минимальными затратами труда и средств. Это повышает оперативность статистической информации, уменьшает ошибки регистрации.

Поскольку изучаемая совокупность состоит из единиц, с варьирующими признаками, то состав выборочной совокупности отличается от состава генеральной совокупности. Это расхождение между характеристиками выборки и генеральной совокупности составляет ошибку выборки. Она зависит от ряда факторов: степени вариации изучаемого признака, численности выборки, методов отбора единиц в выборочную совокупность, принятого уровня достоверности.

Требования к формированию выборочной совокупности.

1) должна быть репрезентативной, точно и полно отражать явление, т.е. давать такое же представление о явлении как если бы изучалась вся генеральная совокупность, для этого она должна:

а. быть достаточной по численности

б. обладать основными чертами генеральной совокупности (в отобранной части должны быть представлены все элементы в таком же соотношении, как и в генеральной)

2) при ее формировании должен соблюдаться основной принцип формирования выборочной совокупности: равная возможность для каждой единицы наблюдения попасть в исследование.

Связь требований к выборочной совокупности с целями и задачами исследования.

К выборке применяется ряд обязательных требований, определенных прежде всего целями и задачами исследования. Планирование эксперимента должно включать в себя учет как объема выборки, так и ряда ее особенностей. Так, в психологических исследованиях важно требование однородности выборки. Оно означает, что психолог, изучая, например, подростков, не может, включать в эту же выборку взрослых людей. Напротив, исследование, выполненное методом возрастных срезов, принципиально предполагает наличие разновозрастных испытуемых. Однако и в этом случае должна соблюдаться однородность выборки, но уже по другим критериям, в первую очередь таким, как возраст, пол. Основаниями для формирования однородной выборки могут служить разные характеристики, такие, как уровень интеллекта, национальность, отсутствие определенных заболеваний и т.д., в зависимости от целей исследования. Важно подчеркнуть, что все требования, предъявляемые к любой выборке, сводятся к тому, что на ее основе психологом должна быть получена наиболее полная, неискаженная информация об особенностях генеральной совокупности, из которой взята эта выборка. Иными словами, выборка должна как можно более полно отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности.

Способы формирования выборочной совокупности.

По видам различают: 1) индивидуальный отбор - в выборку попадают отдельные единицы генеральной совокупности; 2) групповой отбор - в выборку попадают качественно однородные группы или серии изучаемых единиц; 3) комбинированный отбор как комбинация индивидуального и группового отбора.

Способ отбора определяет конкретный механизм или процедуру выборки единиц из генеральной совокупности. В практике применения выборочного наблюдения наибольшее распространение получили следующие виды выборки: собственно-случайная, механическая, типичная, серийная (гнездовая) и комбинированная. Эти способы могут быть применены и в сочетании друг с другом.

1) случайный;

2) механический;

3) типический;

4) серийный (гнездовой).

Случайный отбор – наиболее распространенный способ отбора в случайной выборке, его еще называют методом жеребьевки, при нем на каждую единицу статистической совокупности заготовляется билет с порядковым номером.

Далее в случайном порядке отбирается необходимое количество единиц статистической совокупности. При этих условиях каждая из них имеет одинаковую вероятность попасть в выборку, например тиражи выигрышей, когда из общего количества выпущенных билетов в случайном порядке наугад отбирается определенная часть номеров, на которые приходятся выигрыши. При этом всем номерам обеспечивается равная возможность попасть в выборку.

Механический отбор – это способ, когда вся совокупность разбивается на однородные по объему группы по случайному признаку, потом из каждой группы берется только одна единица Все единицы изучаемой статистической совокупности предварительно располагаются в определенном порядке, но в зависимости от объема выборки механически через определенный интервал отбирается необходимое количество единиц.

Типический отбор – это способ, при котором исследуемая статистическая совокупность разбивается по существенному, типическому признаку на качественно однородные, однотипные группы, затем из каждой этой группы случайным способом отбирается определенное количество единиц, пропорциональное удельному весу группы во всей совокупности.

Типический отбор дает более точные результаты, так как при нем в выборку попадают представители всех типических групп.

Серийный (гнездовой) отбор. Отбору подлежат целые группы (серии, гнезда), отобранные случайным или механическим способом. По каждой такой группе, серии проводится сплошное наблюдение, а результаты переносятся на всю совокупность.

Точность выборки зависит и от схемы отбора. Выборка может быть проведена по схеме повторного и бесповторного отбора.

Повторный отбор. Каждая отобранная единица или серия возвращается во всю совокупность и может вновь попасть в выборку.

Бесповторный отбор. Каждая обследованная единица изымается и не возвращается в совокупность, поэтому она не попадает в повторное обследование.

Бесповторный отбор дает более точные результаты, потому что при одном и том же объеме выборки наблюдение охватывает большее количество единиц изучаемой совокупности.

Комбинированный отбор может проходить одну или несколько ступеней. Выборка называется одноступенчатой, если отобранные однажды единицы совокупности подвергаются изучению.

Выборка называется многоступенчатой, если отбор совокупности проходит по ступеням, последовательным стадиям, причем каждая ступень, стадия отбора имеет свою единицу отбора.

 

Формирование случайной и неслучайной, квотной, многоступенчатой, систематической и районированной выборок.

Выборка случайная – вероятностный метод выборки, при котором отбор производится из всей массы единиц генеральной совокупности и каждый элемент имеет одинаковую вероятность попадания в выборку, которую можно рассчитать как отношение размера выборки к размеру генеральной совокупности.

Выборка неслучайная – это невероятностый метод выборки, при котором отбор производится с учетом целей и задач исследования.

Систематическая вероятностная выборка. Является упрощенным вариантом простой вероятностной выборки. На основе списка генеральной совокупности через определённый интервал (К) отбираются респонденты. Величина K определяется случайно. Наиболее достоверный результат достигается при однородной генеральной совокупности, иначе возможны совпадение величины шага и каких-то внутренних циклических закономерностей выборки (смешение выборки). Минусы: такие же как и в простой вероятностной выборке.

Районированная выборка. В случае неоднородной генеральной совокупности, прежде, чем использовать вероятностную выборку с любой техникой отбора, рекомендуется разделить генеральную совокупность на однородные части, такая выборка называется районированной. Группами районирования могут выступать как естественные образования (например, районы города), так и любой признак, заложенный в основу исследования. Признак, на основе которого осуществляется разделение, называется признаком расслоения и районирования.

· Многоступенчатая выборка. Это тип вероятностной выборки, в которой на всех ступенях осуществляется отбор объектов репрезентации, а наблюдение единиц производится на последней такой ступени. Необходимость многоступенчатого отбора вызвана, как правило, отсутствием информации по всей генеральной совокупности о единицах наблюдения, либо желанием оптимизировать затраты на проведение исследования за счёт включения в него только отдельных объектов репрезентации на каждой ступени отбора. При многоступенчатом отборе для организации первой ступени достаточно иметь информацию о распределении ряда интересующих признаков объектов репрезентации на первой ступени. Для организации второй ступени необходима информация только об объектах репрезентации, отобранных на первой ступени. Многоступенчатая выборка в отличие от одноступенчатой выборки предполагает, что для каждой ступени отбираются различные промежуточные объекты репрезентации, соотносящиеся по принципу «матрешки»

Многоступенчатая выборка, основанная на отборе естественных единиц (географические регионы, политико-административные единицы, предприятия, учреждения, учебные заведения и пр.), обладает большей экономичностью, чем одноступенчатая. Кроме того, при таком подходе проведение выборочного обследования может быть облегчено сокращением территориальных границ обследования, а также и другими упрощениями. Многоступенчатая выборка, наряду с преимуществами, имеет и недостатки. Так, погрешности, допущенные в процессе организации последующих ступеней, уже никак нельзя откорректировать. Если предположить, например, что первая ступень охватывает неполное количество к тому же неоднородных по отношению друг к другу единиц (относительно цели исследования), то в результате исследования могут возникнуть значительные искажения. При формировании многоступенчатой выборки необходимо прежде всего убедиться, не образовались ли ошибки смещения, которые представляют собой наиболее распространенный вид ошибок в социологическом или экономическом исследовании. При этом следует учесть, что ошибки репрезентативности для многоступенчатой выборки почти невозможно точно определить в отличие от одноступенчатых. При такой выборке усложняется вычисление теоретических ошибок репрезентативности, к тому же значительно возрастает величина ошибок репрезентативности по сравнению с одноступенчатой выборкой. Это неизбежно меняет стратегию отбора единиц наблюдения.

Квотная выборка – выборка строится как модель, которая воспроизводит структуру генеральной совокупности в виде квот (пропорций) изучаемых признаков. Число элементов выборки с различным сочетанием изучаемых признаков определяется с таким расчётом, чтобы оно соответствовало их доле (пропорции) в генеральной совокупности. Так, например, если генеральная совокупность у нас представлена 5000 человек, из них 2000 женщин и 3000 мужчин, тогда в квотной выборке у нас будут 20 женщин и 30 мужчин, либо 200 женщин и 300 мужчин. Квотированные выборки чаще всего основываются на демографических критериях: пол, возраст, регион, доход, образование и прочих. Плюсы: обычно такие выборки репрезентативны, но эта репрезентативность должна обосновываться по результатам исследования, а не по формулам случайной выборки. Минусы: применение данного способа построения выборки возможно при наличии достаточно полной информации о генеральной совокупности.

Пропорциональный, равномерный и оптимальный способы размещения выборки.

Распределение объема выборки между слоями исходной совокупности называ­ется размещением выборки. Наиб, из­вестны три способа размещения: про­порциональное, равномерное и опти­мальное. При пропорциональном разме­щении объем выборки в каждом слое пропорционален объему слоя, т.е. доли отбора в каждом слое одинаковы и сов­падают с долей отбора по всей совокупности. Этот способ размещения весьма популярен среди исследователей из-за простоты орг-ции и анализа данных. Позволяя строить равновзвешенные выборки, пропорциональное размещение незаменимо в репрезентативных опросах, когда требуется получить оценки по совокупности в целом. Пропорциональный способ размещения позволяет сочетать получение общих оценок с анализом отд. слоев, если объемы последних не сильно отличаются друг от друга. В противном случае пропорциональное размещение может дать оценки для сло-;в. значительно варьирующиеся по тонкости. Возможность сопоставления рез-тов по слоям с разл. объемом дает равномерное размещение. При таком способе из каждого слоя отбирается равное число единиц, что позволяет обеспечить достаточный

объем выборки в тех слоях, к-рые оказываются слабо представленными при др. способах размещения. Оценки параметров по совокупности вычисляются с помощью процедуры взвешивания: оценка по каждому слою включается в общую в соответствии с его удельным весом. К равномерному способу размещения приходится прибегать также в случаях, когда объемы слоев в исходной совокупности до иссл-я неизвестны.

Способ оптимального размещения выборки, разработанный независимо друг от друга А. Чупровым (1923) и Е. Нейманом (1934), заключается в преимущественном распределении выборки в слоях с большей вариацией изучаемого (или косвенно с ним связанного) признака. Чем однороднее слой, тем меньшим объемом он может быть представлен в выборке. Если объемы слоев одинаковы или примерно одинаковы, объем выборки в каждом пропорционален среднему квадратичному отклонению признака. При значительных различиях в объемах выборка распределяется пропорционально произведению среднего квадратичного признака на удельный вес слоя в совокупности. Как и при любом способе непропорционального размещения, оценка по совокупности при оптимальном размещении строится с помощью процедуры взвешивания. На практике использование принципов оптимального размещения в чистом виде встречает опред. трудности. Как правило, из широкого набора признаков в многоцелевом иссл-и бывает сложно выбрать единственный, в соответствии с к-рым следовало бы разместить выборку. Поэтому исследователь вынужден прибегать к нек-рому компромиссному решению, в большей или меньшей степени удовлетворяющему условиям размещения по всем осн. признакам одновременно. В соц-и идея оптимального размещения нашла свое воплощение при орг-ции многоцелевых выборок, построенных методами многомерной классификации объектов.

Тема 11. Рабочий план исследования

 

Рабочий план исследования и его составные элементы. Рабочий план исследования составляет непременный раздел программы. В нем поэтапно определяются сроки проведения работы, если нужно, фиксируются соисполнители, предлагается расчет денежных средств, необходимых для размножения полевых документов и машинной обработки данных, для транспортных расходов и т. п., обосновывается численность сотрудников и их квалификация, включая вспомогательный персонал. Здесь определяются сроки представления предварительных и итоговых результатов работы. К рабочему плану непременно прилагается обоснование объема ре- сурсов на проведение исследования. В исследованиях с участием соисполнителей ко второму разделу программы целесообразно приложить подпрограммы, разработанные соисполнителями по частным направлениям и задачам.

Факторы, определяющие продолжительность исследования и размеры затрат: предмет исследования; сложность исследования, методы исследования; масштаб исследования; местонахождение; продолжительность исследования; инструментарий для проведения исследования человеческий фактор.

Определение формы представления результатов исследования заказчику и требований к оформлению

Завершением любой исследовательской работы является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом. Результаты научно-исследовательской работы – это результаты, полученные в ходе исследовательской деятельности ученого. Представление научных результатов обычно происходит в трех формах: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) электронные версии. В любой их этих форм присутствует описание. В. А. Ганзен под описанием понимает любую форму представления информации о полученных в исследовании результатах. Различают следующие варианты представления информации: вербальная форма (текст, речь), символическая (знаки, формулы), графическая (схемы, графики), предметнообразная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).

Расчет трудоемкости основных этапов исследования Трудоемкость определяется категорией проводимых исследований их новизной и сложностью.

Исследования, направленные на создание научного задела с целью его дальнейшего использования в прикладных исследованиях называются фундаментальными и выполняются в том случае, если отсутствуют готовые научно-технические решения и неизвестно направление поиска оптимальных решений возникшей научной проблемы.

Исследования, предназначенные для изучения возможности создания новой техники, новых форм и методов организации производства, на основе ранее выполненных исследований фундаментального характера, вновь открытых закономерностей, принципов, явлений называются поисковыми.

Исследования, направленные на решение научно-технических задач и организационно-экономических задач с целью получения конкретного результата для непосредственного использования в проектных разработках называются прикладными.

Ожидаемая продолжительность выполнения НИР (в рабочих днях) определяется как сумма трудоёмкостей этапов и видов работ, и носит вероятностный характер, так как зависит от множества трудно учитываемых факторов.

Рассчитаем ожидаемую продолжительность работ по формуле (3.1):

где tmax – продолжительность работы при самых неблагоприятных условия;

tmin – продолжительность работы при наиболее благоприятных условиях;

tн.в. – наиболее вероятная продолжительность работы. (3.2)

где Wp – количество исполнителей;

tc – длительность работы в сутки, час

Этап исследования для расчета трудоемкости: Подготовительный; Анализ методов исследования; Теоретическая разработка; Научно-теоретические исследования; Согласование метода проведения НИР; Практическая реализация; Расчет параметров; Проверка правильности результатов; Программная реализация Исправление ошибок; Тестирование; Обобщение и оценка результатов; Разработка документации; Сдача НИР.

Назначение руководителя и ответственных исполнителей отдельных этапов.

Ответственный исполнитель НИР - кафедра (подразделение ВУЗа), выполняющее НИР в соответствии с частным заданием, выданным заказчиком.

Соисполнитель НИР - кафедра (подразделение ВУЗа), выполняющее составную часть НИР в соответствии с частным заданием, выданным головным исполнителем.

Для научного и технического руководства авторским коллективом НИР назначают научного руководителя. При необходимости допускается назначать заместителей научного руководителя.

Научный руководитель назначается из числа наиболее квалифицированных специалистов, имеющих, как правило, ученые степени. По наиболее важным исследованиям, заданным постановлениями Правительства РФ, приказом по ВУЗу руководителями НИР назначаются заведующие кафедр, деканы факультетов, проректоры ВУЗа.

Научный руководитель обязан:

- участвовать совместно с заказчиком и головной кафедрой (по комплексной НИР, в которой ВУЗ - головной исполнитель) в разработке технического задания (задания) на НИР;

- разрабатывать совместно с головной кафедрой, утверждать и выдавать внешним исполнителям (соисполнителям) работы частные технические задания (частные задания) на составные части НИР;

- разрабатывать и утверждать предложения по составу авторского коллектива на выполнение НИР;

- согласовывать и представлять на утверждение (при необходимости) план выполнения НИР на весь период

- руководить выполненном НИР в полном объеме и в сроки, предусмотренные техническим заданием (заданием) или частным техническим заданием (частным заданием);

- осуществлять координацию работы исполнителей и научно-методическое руководство ими;

- рассматривать и утверждать материалы в итоговый и промежуточные (частные) отчеты по теме в целом или по этапам;

- организовывать обсуждение результатов исследований и представлять заказчику или головному исполнителе оформленные отчетные материалы;

- обеспечивать при разработке темы новизну, высокий научный уровень, практическую ценность, обоснованность и достоверность результатов;

- организовывать доработку научных материалов по замечаниям заказчика (головного исполнителя).

Указания научного руководителя по выполняемой НИР обязательны для всех исполнителей.

Ответственный исполнитель обязан:

- разрабатывать проекты технических заданий (заданий) на НИР, в которых ВУЗ определен головным исполнителем;

- разрабатывать проекты частных технических заданий (частных за­даний) на составные части НИР для соисполнителей (по НИР, в которых ВУЗ головной);

- разрабатывать (при необходимости) план выполнения НИР на весь период;

- разрабатывать организационно-методические указания по выполнению НИР (в случае необходимости);

- принимать участие в разработке предложений по составу авторско­го коллектива;

- организовывать работу авторского коллектива;

- проводить исследования в соответствии с утвержденным планом вы­полнения НИР;

- осуществлять контроль за сроками представления исполнителями научного материала;

- организовывать обсуждение готового научного материала;

- организовывать доработку научных материалов по замечаниям за­казчика (головного исполнителя);

- редактировать, составлять и отправлять отчетные материалы;

- докладывать научному руководителю все вопросы, связанные с выполнением НИР;

- замещать научного руководителя в его отсутствие.

Указания ответственного исполнителя по выполняемой НИР обязатель­ны для всего авторского коллектива.

Исполнитель НИР назначается для проведения исследований по конкретному вопросу (пункту) технического задания (задания) из числа профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников ВУЗа.

В качестве исполнителей НИР могут привлекаться аспиранты, докторанты и инженерно-технический состав лабораторий.

Исполнитель НИР по вопросам выполнения конкретной научно-исследо­вательской работы подчиняется научному руководителю и ответственному исполнителю и обязан:

- выполнять исследования согласно: заданию, плану выполнения НИР, научно-методическим и организационным указаниям;

- проводить исследования на высоком научно-методическом уровне, с необходимым качеством, с достаточной обоснованностью и достоверностью результатов;

- представлять ответственному исполнителю результаты научных исс­ледований в установленные планом выполнения НИР сроки;

- дорабатывать научный материал по замечаниям.

 

Определение потребности в основных видах ресурсов и технических средств.

Определение потребности в материальных ресурсах можно осуществить методами:; стохастическим - на основе вероятностного прогноза с учетом потребностей за прошлые периоды; оценочным - на основе опытно-статистической оценки. Выбор метода зависит от особенностей материальных ресурсов, условий их потребления и наличия соответствующих данных для проведения необходимых расчетов.

Всё зависит от количества, сложности этапов исследования, предмета исследования и методов исследования.

Определение статей расходов и общей стоимости проекта.

Предположения о стоимости проекта и необходимых средствах для его реализации должны быть представлены в виде четкого структурированного документа, отвечающего на вопросы: сколько, когда и на что будут израсходованы денежные средства в ходе выполнения проекта.

В оценке стоимости работ должны быть учтены все статьи затрат на выполнение работы:

· материалы и комплектующие;

· закупаемое оборудование, транспорт;

· арендные платежи (площади, оборудование, транспорт);

· затраты на лизинг (покупка, взятие в аренду, лизинг);

· производственные мощности;

· стоимость труда персонала;

· затраты на расходные материалы;

· затраты на обучение и стажировки;

· затраты на проведение мероприятий (конференции, семинары);

· командировочные расходы;

· затраты на логистику;

· представительские расходы.

Разработка смет — процесс структуризации и систематизации стоимостных оценок, полученных на этапе оценки стоимости. Структуризация и систематизация данны



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: