ПАРАМЕТРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ХАРАКТЕР ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА.




— Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения (какие участки мозга пострадали). В зависимости от нарушения выделяются два основных вида дефекта: частный (недоразвитие или повреждение отдельных анализаторных систем) и общий (нарушения регуляторных систем, как подкорковых, так и корковых).

 

Второй параметр дизонтогенеза связан с временем поражения. Характер аномалии развития будет различным в зависимости от того, когда возникло повреждение нервной системы. Поражение ЦНС, возникающее в возрасте до 3-х лет и после 3-х лет, приводит к формированию различных вариантов дизонтогенеза. Если поражение до 3-х лет, то развитие ребенка происходит на дефектной основе. Развитие идет, но оно нарушено - недоразвитие (олигофрения), задержанное развитие (алалия). Если в возрасте после 3-х лет происходит повреждение психики, то это распад уже сформированных психических функций (потеря). Часто поражение после 3-х лет характеризуется выраженной отрицательной динамикой (хуже и хуже) и приводит к полному распаду психики (деменция).

С параметром времени связана и другая вероятность поражения той или иной функции. Как известно, в ходе психологического развития каждая функция в определенное время проходит через сензитивный период, который характеризуется не только наибольшей интенсивностью развития, но и наибольшей уязвимостью и неустойчивостью по отношению к вредности. Сензитивные периоды характерны не только для развития отдельных психических функций, но и для психического развития ребенка в целом. К основным сензитивным периодам детства относятся: возрасты от 0—3 года и 11—15 лет. В эти периоды особенно велика возможность психических нарушений. Период от 4 до 11 лет более устойчив по отношению к различным вредностям.

Неустойчивость психических функций, характерная для сензитивного периода, может обусловить явления регресса — возврата функции на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального, так и стойкого, связанного с повреждением функции. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стойки явления регресса. Поэтому профиль психического развития аномального ребенка часто будет состоять из сохранных, поврежденных и в разной степени задержанных в своем формировании психических функций.

 

Третий параметр дизонтогенеза характеризует взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом.

Исходя из идеи о системном строении дефекта, Л.С. Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов: первичные — нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха и зрения при поражении анализаторов, детские церебральные параличи, локальные поражения определенных корковых зон и т.д.), и вторичные, возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития. Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. Вторичный дефект является основным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития.

В процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными, биологическими и социально обусловленными нарушениями. Если на первых этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект, то затем вторично возникшие явления психического недоразвития, а также личностные установки, вызванные неудачами в школе, нередко начинают занимать ведущее место в отношении к обучению и препятствовать адекватной социальной адаптации.

Ранняя психолого-педагогическая коррекция дефекта во многом улучшает прогноз формирования личности и социальной компенсации этой группы детей.

 

Четвертый параметр дизонтогенеза связан с нарушением межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза.

В патологии развития отмечается нарушение межфункциональных связей, наблюдаются диспропорции, нарушения своевременности развития различных психических функций.Сюда следует отнести механизмы изоляции, патологической фиксации, временные и стойкие регрессии, играющие большую роль в формировании различных видов асинхронии развития.

Механизмы изоляции. Изолированные функции, лишенные воздействия со стороны других психических функций, стереотипизируются, «зацикливаются» в своем развитии. Так, например, при некоторых формах олигофрении (при гидроцефалии) может встречаться хорошая механическая память и речь. Однако из-за нарушения мышления эти функции выступают изолированно, не приобретают характера осмысленных и опосредованных, поэтому остаются на более низком уровне реализации.

Механизм патологической фиксации. Ассоциативные связи при нарушениях деятельности ЦНС могут стать инертными, вследствие чего возникает их патологическая фиксация. Например, в норме страхи являются наиболее типичными аффективными проявлениями в возрасте 3-10 лет. При патологии страхи, фиксируясь, распространяются и на более поздние возрастные периоды и тормозят психическое развитие.

Регрессии. При патологии страдает развитие сложных иерархических связей. Они оказываются недоразвитыми, нестойкими, при малейших затруднениях отмечается их регресс. Например, у детей с задержкой психического развития, уже освоивших устный счет, при любом затруднении отмечается возврат к счету на пальцах. Такие явления встречаются и у здоровых людей при слишком сложном задании или при переутомлении, однако они носят временный характер. Так, например, к временной потере навыков ходьбы, опрятности может привести даже соматическое заболевание в первые годы жизни. В случаях, когда регрессии обусловлены нарушением психических функций, они носят стойкий характер и требуют специальной коррекции. Примером стойкого регресса может быть возврат к автономной речи вследствие потери потребности в коммуникации, наблюдаемой при аутизме. Склонность к регрессу характерна для менее зрелой функции. В то же время регрессу могут быть подвержены не только функции, находящиеся в сензитивном периоде, но также и функции, уже в достаточной степени закрепленные, что наблюдается при грубом патологическом воздействии: при шоковой психической травме, при остром начале шизофренического процесса. Явления регресса следует отличать от явлений распада, при котором происходит не возврат функции на более ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стоек регресс и более вероятен распад.

Асинхронии развития - нарушение закона гетерохронии, это диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие. Она характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармоничной структуры личности и психики в целом. Асинхрония отличается от физиологической гетерохронии развития (разновременности созревания структур и функций).

К основным проявлениям асинхронии относят следующие:

Ретардация — незавершенность, отставание (запаздывание) отдельных периодов развития, отсутствие эволюции более ранних форм (характерно при олигофрении и задержке психического развития). Описаны дети с ОНР, у которых наблюдалось патологически длительное сохранение автономной речи. Дальнейшее речевое развитие этих детей происходило не в результате смены автономной речи на обычную, а внутри самой автономной речи, за счет накопления словаря автономных слов. Дети в течение длительного времени продолжали накопление автономных слов, включая их во фразы

Патологическая акселерация — опережающее развитие отдельных функций (часто на фоне грубого отставания других). То есть, на одном возрастном этапе имеется смешение психических образований, наблюдаемых в норме в разные возрастные эпохи. Например, чрезвычайно раннее (до года) и изолированное развитие речи при аутизме или гиперсексуальность при умственной отсталости..

Возможно сочетание акселерации и ретардации. Например, активное развитие механической памяти и речи при отставании в умственном развитии (при гидроцефалии). Или сочетание раннего возникновения речи с выраженным недоразвитием сенсорной и моторной сферы при аутизме.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: