Анализ рынка труда на примере Тюменской области за 2008-2012г.




Глава 2. Анализ ресурсов Тюменского региона

2.2 Анализ природных ресурсов Тюменского региона

Анализ инвестиционных ресурсов Тюменского региона

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ большое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производительных сил, экономике регионов.

В настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами.

Каждый регион занимает определенное место в хозяйственном комплексе страны, составляя в то же время единое экономическое целое с другими регионами. Поэтому знания о стране складываются из глубоких и всесторонних знаний всех ее регионов. И это придает особенно большую значимость научным знаниям о регионах, изучению региональной экономики.

Особенно важную роль играет региональная экономика в научном обеспечении экономических преобразований, создании единого экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, формировании региональных рынков.

В настоящее время внутри России идет процесс суверенизации регионов, республик, автономных образований. Поэтому усилен процесс регионализации экономики отдельных субъектов Федерации, вырабатываются новая региональная политика и региональная стратегия, главные положения которых нужно знать каждому экономисту.

На современном этапе особенно важен дифференцированный подход к решению конкретных экономических вопросов в зависимости от возможностей и особенностей каждого региона. Только строгий всесторонний учет всех природно-экономических, демографических, экологических и иных условий и особенностей различных регионов под углом зрения задач развития и размещения хозяйственного комплекса страны дает возможность разумно сочетать решение основных задач подъема экономики с рациональным развитием экономики регионов.

Одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются региональные финансы, которые охватывают региональные бюджеты административно-территориальных единиц и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения потребностей регионов. Региональные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.

Актуальность решения проблемы региональных ресурсов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов и территорий.

 


Глава 1. Теоретические основы управления ресурсами региона

 

1.1 Сущность и определение понятия регион

 

Понятие «регион» в современной учебной и научной литературе трактуется неоднозначно и противоречиво.

В узком (политико-правовом) смысле слова под регионом понимают административно-территориальные образования.

В широком - территориальные образования, свободные от административных привязок. В этом смысле понятие «регион» может означать природно-климатическую зону; географическую территорию; межгосударственную территорию; экономический или хозяйственно-экологический район, историко-культурный ареал и т.п.

Кроме того, в учебной и научной литературе под регионами понимаются как обширные территории, охватывающие целые континенты или группы стран, так и несколько соседствующих друг с другом субъектов Российской Федерации, отличающихся особенностями исторического развития, географического положения, природных и трудовых ресурсов, специализации хозяйства и т.д.

В целом в науке под регионом понимается часть территории, обладающей общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Однако при этом каждая научная дисциплина отдает приоритет тому или иному регионообразующему фактору. Поэтому под «регионом» в этих дисциплинах подразумеваются различные объекты.

Обычно понятие «ресурсы» определяется как запасы (источники) различных видов вещества, энергии и информации, которые необходимы для обеспечения развития социо-эколого-экономических систем различного уровня, обусловливающих жизнь человека в настоящем и будущем. В этой связи важнейшей проблемой экономической науки является измерение затрат и результатов общественного производства в экономических системах, в том числе региональных, и оценка на этой основе его эффективности за счет использования различных видов ресурсов.

Эта система характеризуется: высокой размерностью; большим количеством взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями; многоконтурностью управления; иерархичностью структуры; значительным запаздыванием координирующих воздействий при высокой динамичности элементов; неполной определенностью состояний элементов. В функционировании региона определяющую роль играет население, трудовые коллективы. Эффективное управление регионом, городом принципиально невозможно без учета социального фактора. Зависимости между элементами этой сложной системы не могут быть описаны линейными функциями, так как жизнь общества обычно характеризуется нелинейными процессами. Изучение общественной жизни в регионе возможно только на основе структуризации, т. е. выделения подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона.

Формирование региона как исторически целостного территориального образования социально-экономических структур и общностей происходит под влиянием следующих факторов:

единство территории, демографических связей и условий проживания населения;

единство условий воспроизводства, этнокультурного своеобразия населения;

единство производственных, транспортных, энергетических и сырьевых связей, а также природоиспользования и экологических условий жизни;

единство системы социальной инфраструктуры и информационных связей;

единство системы управления регионом.

1.2
Виды ресурсов региона и задачи их рационального использования

 

Все ресурсы региона можно разделить на два вида - природные и неприродные ресурсы.

К неприродным ресурсам региона, то есть ресурсам, созданным в результате предшествовавшей целенаправленной деятельности человека, относят трудовые, интеллектуальные, историко-культурные и другие виды ресурсов.

К трудовым ресурсам относятся работоспособное население региона, рабочая сила. Трудовые ресурсы оцениваются по количественным характеристикам (общее количество трудоспособных в регионе), по качественным характеристикам (по профессиям, уровням квалификации), а также по половым и возрастным характеристикам. Чем выше возрастной состав к оптимальному (35-45 лет), тем выше уровень качества трудовых ресурсов, что создает благоприятную основу для развития экономики региона[5].

Трудовые ресурсы относятся к особому виду ресурсов, поскольку: - производство и воспроизводство трудовых ресурсов требует значительных затрат бюджетных и внебюджетных средств на финансирование системы образования в регионе;

необходимо поддерживать максимально возможный уровень использования этого вида ресурсов. Неполное использование трудовых ресурсов региона означает наличие в регионе скрытой и явной безработицы с вытекающими отсюда последствиями.

К интеллектуальным ресурсам относятся:

результаты интеллектуальной и творческой деятельности человека; - объекты интеллектуальной собственности юридических, физических лиц, органов власти и др. (произведения литературы, искусства, результаты научных исследований, товарные знаки, компьютерные программы).

Задачей регионального управления в сфере использования интеллектуальных ресурсов является стимулирование увеличения их объема, обеспечение повышения эффективности их использования, вовлечение в нормальный рыночный оборот, защита интеллектуальной собственности на основе соответствующего законодательства.

Увеличение объема интеллектуальных ресурсов региона, вовлечение их в хозяйственное использование означает движение региона по пути формирования экономики более высокого уклада.

К информационным ресурсам относятся массивы документов в информационных системах - библиотеках, архивах, компьютерных банках данных, в Интернете.

Объем информационных ресурсов, их доступность и качество создают основу для решения стратегических, тактических, оперативных задач регионального управления.

Эффективное использование ресурсов предполагает необходимость: - защиты и развития всех форм собственности на ресурсы; - создание и развитие региональных информационных систем и сетей; - развитие нормально функционирующего рынка информационных ресурсов; - обеспечение безопасности в сфере использования информационных ресурсов.

К историко-культурным ресурсам относятся накопленные в регионе результаты культурной деятельности - памятники истории, архитектуры, музейные собрания и др.

Чем больше удельный вес историко-культурных ресурсов в регионе, тем выше его культурный потенциал, что в свою очередь, косвенным образом создает основу для более эффективного развития экономики региона.

Природные ресурсы делятся на две группы: целевого назначения и многоцелевого назначения.

Целевые ресурсы предназначены для выполнения каких-либо конкретных функций. К ним относятся, например, рудные материалы, из которых получаются конкретные виды металлов.

Большинство видов природных ресурсов относятся к многоцелевым. Спектр из использования достаточно широк. В ряде случаев их использование имеет всеобщий характер.

Наличие в регионе целевых видов природных ресурсов создает основу для узкой специализации региона. Наличие ресурсов многоцелевого характера создает основу для развития в регионе диверсифицированной, многоотраслевой экономики

К природным ресурсам региона относят: земельные, ископаемые, водные, лесные, рекреационные ресурсы.

Земельные ресурсы относятся к важнейшим видам ресурсов, ими располагают все регионы страны. Они имеют двойственную природу: с одной стороны, они являются средством производства для ряда отраслей экономики (например, сельское хозяйство), с другой стороны, они являются местом размещения производственных систем.

Земельные ресурсы оцениваются по количественным характеристикам (общая площадь земель) и качественным (черноземы, пески, глины, суглинистые и т.д.), а также степенью вовлечения в хозяйственный оборот и интенсивностью их использования.

Выделяют следующие типы земель:

а) Земли под населенными пунктами - используются наиболее интенсивно, заняты под элементами инфраструктуры производственной и социальной сферы в населенных пунктах.

б) Земли под элементами инфраструктуры региона - под железными дорогами, междугородними автомобильными дорогами, под ЛЭП, путепроводами и т.д.

в) Земли сельскохозяйственного назначения - поля, огороды, пастбища и т.д.

г) Земли, используемые в лесном, охотничьем, водном хозяйствах.

д) Неиспользуемые земли.

Главной задачей регионального управления является обеспечение максимально эффективного использования всех видов земель, вовлечение их в нормальный рыночный оборот, поддержание качественных характеристик земель, обеспечение выполнения земельного законодательства.

К ископаемым региональным ресурсам относятся: залежи рудных материалов, нерудных материалов, месторождения нефти, газа и другие полезные ископаемые.

Ископаемые ресурсы оцениваются: - по количественным показателям; - по качественным показателям; - по степени доступности (территориальная доступность, наличие транспортных коммуникаций, других элементов инфраструктуры).

Совокупность этих характеристик определяет эффективность и неэффективность добычи полезных ископаемых.

Ископаемые ресурсы относятся преимущественно к невозобновляемым видам ресурсов. С точки зрения стратегии развития региона, добыча и переработка ископаемых ресурсов должна осуществляться таким образом, чтобы в перспективе была создана возможность изменения структуры экономики региона в направлении увеличения удельного веса перерабатывающих отраслей и уменьшения удельного веса добывающих отраслей. Это может быть осуществлено, например, за счет реинвестирования средств, полученных от добычи природных ресурсов, в развитие перерабатывающих предприятий в регионе.

К водным ресурсам относятся запасы поверхностных, подземных и минеральных вод, находящихся в различных водных объектах и которые используются или могут использоваться для удовлетворения нужд населения региона и его хозяйственного комплекса.

Использование водных ресурсов региона должно быть основано на принципе сбалансированного развития экономики региона, с одной стороны, и поддержания экологического состояния региона, с другой стороны.

Отрасль экономики, обеспечивающая использование водных ресурсов региона, называется водным хозяйством. Основной задачей ее функционирования является обеспечение наиболее эффективного использования водных ресурсов, поддержания запасов вод, бесперебойного снабжения населения и хозяйства региона водными ресурсами.

К лесным ресурсам региона относятся леса всех видов: леса лесного фонда, городские леса, леса на землях водного фонда, леса на землях сельскохозяйственного назначения.

Рациональное использование лесных ресурсов предполагает их охрану, защиту, воспроизводство, сохранение биологического разнообразия лесных экосистем, повышение ресурсного потенциала лесов на основе их многоцелевого использования.

На основе использования лесных ресурсов функционирует санаторно-курортная отрасль, туризм, отчасти гостиничное хозяйство.

 

1.3 Субъекты и объекты управления ресурсами региона

 

Главный субъект и одновременно объект управления - население региона, которое в условиях реального управления несет в себе совершенно новые качества, не свойственные понятию населения. Население, которое осуществляет управление, по существу, находится на более высокой социальной ступени развития, поэтому это новое качественное состояние населения “достойно” отдельного термина. Население региона, которое осуществляет свое право на участие в управлении государством и местное самоуправление[11].

В тех случаях, когда местное сообщество не имеет технической и организационной возможности осуществлять управление непосредственно, оно передает часть функций и полномочий по осуществлению регионального самоуправления от своего имени государственным и муниципальным органам. В этом случае данные органы выступают в роли субъекта управления. В подавляющем большинстве российских регионов местное сообщество формирует региональные органы государственной власти.

При анализе системы управления развитием региона нельзя не учитывать тот факт, что на развитие региона влияют и иные реальные экономические и политические силы, которые в общем случае могут рассматриваться в качестве субъектов управления развитием наряду с органами государственной власти соответствующего субъекта России. К таковым, прежде всего, следует отнести органы государственной власти России и органы регионального самоуправления.

Теоретически возможны случаи, когда в качестве субъекта управления развитием региона могут, выступать органы государственной власти соседних местных сообществ (регионов). Этот вариант реализуется в тех случаях, когда данное местное сообщество по каким- либо причинам не может осуществлять управление в полном объеме и часть своих полномочий передает иным структурам, в том числе и соседнему местному сообществу.

Органы государственной власти субъекта РФ не являются единственными субъектами управления на территории региона. Косвенными, но реально оказывающими влияние на развитие региона субъектами могут быть не только органы государственной власти РФ и органы регионального самоуправления, перечисленные выше, но и не являющаяся официальной промышленная, финансовая или духовная элита региона.

В современной российской практике представители городской научной, промышленной, финансовой элиты не стремятся попасть в представительный орган субъекта РФ, но влияние свое оказывают или непосредственно, или через созданные для этих целей добровольные объединения (совещательные органы); например, стало распространенным создание советов директоров. Особенно это было характерно для городов, в которых социальная сфера содержалась и обслуживалась крупными предприятиями.

Таким образом, в широком смысле термина “субъект управления” можно говорить о том, что на территории региона может одновременно оказывать управленческое воздействие (прямое или косвенное) целая система субъектов управления, имеющих различные интересы. Наличие системы субъектов управления с разными целями - одна из особенностей территориального управления. Особенно ярко эта особенность регионального управления проявляется в сфере управления комплексным социально-экономическим развитием региона.

 


Глава 2. Анализ ресурсов Тюменского региона

 

Анализ рынка труда на примере Тюменской области за 2008 - 2012г.

 

Для изучения изменения показателя экономически активного населения можно использовать такие показатели динамики, как абсолютный прирост, коэффициент роста, темп роста, коэффициент прироста, темп прироста тыс. человек

Если в качестве примера брать базисный период, то мы видим, что численность экономически активного населения не только увеличивалась, но и уменьшалась. А уменьшалась она в 2009 году. В остальные же годы наблюдается увеличение экономически активного населения. Так в 2010 г., по сравнению с 2008 г., это увеличение составляло 93,2 тыс. человек, в 2011 г. - 51,8 тыс. человек, а в 2012 г. оно было самым высоким и составило 99,2 тыс. человек[27]

Если мы будем рассматривать цепные периоды, то увидим, что в 2009 г., по сравнению с 2008 г., численность экономически активного населения уменьшилась на 83,5 тыс. человек; в 2010 г., по сравнению с 2009 г., увеличилась на 176,7 тыс. человек; в 2011 г., по сравнению с 2010 г., уменьшилась на 41,4 тыс. человек; в 2012 г., по сравнению с 2011 г., увеличилась на 47,4 тыс. человек.

Самый высокий коэффициент роста приходится на 2010 г., он составляет 1,06 (в базисный период) и 1,11 (в цепной период). Соответственно самые высокие темп роста, коэффициент прироста и темп прироста приходятся на 2010 г.

Для изучения изменения показателя безработицы можно использовать такие показатели динамики, как средний уровень ряда, средний абсолютный прирост, средний коэффициент роста, средний темп роста, средний темп прироста. Показатель безработицы мы будем рассматривать не в целом по области, а по автономным округам.


Таблица 1. Ханты - Мансийский автономный округ: тыс. человек.

         
93,4 93,7 89,6   86,8

 

Средний уровень ряда = 449,5 / 5 = 89,9 (тыс. человек)

Средний абсолютный прирост = -6,6 / 4 = -1,65

Средний коэффициент роста = 5v0,93 = 0,985

Средний темп роста = 0,985 • 100 = 98,5%

Средний темп прироста = 98,5 - 100 = -1,5%

 

Таблица 2. Ямало-Ненецкий автономный округ: тыс. человек.

         
34,7 33,5 30,7 24,1 21,8

 

Средний уровень ряда 144,8 / 5 = 28,96 (тыс. человек)

Средний абсолютный прирост = -12,9 / 4 = -3,225

Средний коэффициент роста = 5v0,63 = 0,912

Средний темп роста = 0,912 • 100 = 91,2%

Средний темп прироста = 91,2 - 100 = -8,8%

 

Таблица 3. Тюменская область (без автономных округов): тыс. человек.

         
82,1 89,8 71,3 64,2 71,3

 

Средний уровень ряда = 378,7 / 5 = 75,74 (тыс. человек)

Средний абсолютный прирост = -10,8 / 4 = -2,7

Средний коэффициент роста = 5v0,86 = 0,97

Средний темп роста = 0,97 • 100 = 97%

Средний темп прироста = 97 - 100 = -3%.

На данном этапе мы можем сравнить темпы развития безработицы в разных автономных округах Тюменской области. Самый высокий уровень безработицы в Ханты-Мансийском автономном округе, а самый низкий в Ямало-Ненецком.

Интенсивней рост безработицы протекает в Ханты-Мансийском автономном округе, средний темп роста составляет 98,5%, в то время как в Ямало-Ненецком - 91,2%, а на юге Тюменской области 97%.

Из вышесказанного соответственно следует, что и средний темп прироста в Ханты-Мансийском автономном округе выше, чем в Ямало-Ненецком и на юге области.

В Ямало-Ненецком автономном округе уровень безработицы существенно уменьшается, чего не скажешь о других частях Тюменского региона, где он колеблется.

 

Анализ природных ресурсов Тюменского региона

 

На примере земельных ресурсов.

По данным территориальных управлений Роснедвижимости, земельный фонд в административных границах области по состоянию на 01.01.2009 составил 146417.3 тыс. га. Его распределение по категориям земель представлено в табл. 4. Существенных изменений в структуре земельного фонда по отношению к уровню 2007 года не произошло: преобладали земли лесного фонда (61.8%) и сельскохозяйственного назначения (24.4%); на водный фонд приходилось 6.0%, земли запаса - 5.3%, особо охраняемых территорий и объектов 1.6%, населенных пунктов и промышленности соответственно 0.6% и 0.2%. Сельскохозяйственные угодья на землях всех категорий занимали 4227 тыс. га, или 2.9% территории области; пашня составляла 1460.1 тыс. га, или 35% площади сельхозугодий[27].

 


Таблица 4.

Земельный Фонд
Категория земель Территория Площадь, тыс. га (по годам)
             
Сельско-хозяйственного назначения Область 35777.2 35779.8 35775.0 35770.3 35754.9
  Юг области 4571.3 4573.5 4572.5 4569.8 4570.0
  ХМАО 619.8 620.2 620.1 618.1 618.2
  ЯНАО 30586.1 30586.1 30582.4 30582.4 30566.7
Населенных пунктов Область 901.2 900.3 900.3 901.4 901.4
  Юг области 180.7 179.8 179.8 180.9 180.9
  ХМАО 507.9 507.9 507.9 507.9 507.9
  ЯНАО 212.6 212.6 212.6 212.6 212.6
Промышленности Область 307.3 307.0 315.2 328.6 339.5
  Юг области 60.9 61.8 64.2 65.3 65.8
  ХМАО 126.9 125.7 127.0 131.9 131.8
  ЯНАО 119.5 119.5 124.0 131.4 141.9
Особо охраняемых территорий и объектов Область 2385.2 2385.3 2385.4 2386.2 2386.2
  Юг области 1.3 1.3 1.4 2.2 2.2
  ХМАО 874.4 874.5 874.5 874.5 874.5
  ЯНАО 1509.5 1509.5 1509.5 1509.5 1509.5
Лесного фонда Область 90426.3 90427.9 90428.7 90428.6 90428.6
  Юг области 10259.0 10259.0 10259.2 10259.2 10259.2
  ХМАО 48660.4 48662.0 48662.6 48662.6 48662.6
  ЯНАО 31506.9 31506.9 31506.9 31506.8 31506.8
Водного фонда Область 8792.6 8792.6 8792.6 8792.6 8792.6
  Юг области 476.5 476.5 476.5 476.5 476.5
  ХМАО 501.8 501.8 501.8 501.8 501.8
  ЯНАО 7814.3 7814.3 7814.3 7814.3 7814.3
Запаса Область 7827.5 7824.2 7820.1 7816.2 7814.1
  Юг области 462.5 460.1 458.6 458.3 457.6
  ХМАО 2188.9 2188.0 2186.2 2183.3 2183.3
  ЯНАО 5176.1 5176.1 5175.3 5174.6 5173.2
Всего Область 146417.3 146417.3 146417.3 146417.3 146417.3
  Юг области 16012.2 16012.2 16012.2 16012.2 16012.2
  ХМАО 53480.1 53480.1 53480.1 53480.1 53480.1
  ЯНАО 76925.0 76925.0 76925.0 76925.0 76925.0

 

В последние годы на юге области прослеживается четкая тенденция сокращения пахотных земель за счет их перехода в залежь. За 15 лет площадь пашни в товарном сельскохозяйственном производстве сократилась на 34% (табл. 5). Наибольшие площади неиспользуемых сельскохозяйственных угодий (более 40%) приходились на Бердюжский, Вагайский, Омутинский, Уватский районы (рис. 1).

 

Таблица 5.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ УГОДЬЯ (ЮГ ОБЛАСТИ), тыс. га
Год Всего сельско-хозяйственных угодий В том числе Из них используемые в товарном производстве
    пашня сенокосы пастбища  
  3418.1 1689.9 699.7 684.2 3085.1
  3416.6 1670.6 676.4 666.1 3033.8
  3409.5 1564.3 629.7 626.0 2939.7
  3406.1 1500.2 585.7 543.2 2766.8
  3395.8 1443.8 1102.8 2723.7
  3395.5 1428.7 1103.3 2720.5
  3004.0 1368.1 428.7 416.2 2349.3
  2974.7 1361.9 415.1 403.6 2312.8
  2691.2 1272.5 335.5 346.6 2036.0
  2586.8 1201.8 323.3 325.6 1938.3
  2455.8 1161.4 290.4 302.7 1806.3
  2409.5 1157.2 270.6 288.7 1763.6
  2347.0 1133.4 258.7 277.4 1709.2
  2287.3 1111.2 240.3 255.3 1644.6
  2262.2 1097.2 227.8 247.8 1616.7

 

Наряду с уменьшением пахотных площадей происходит и процесс дегумификации почв, связанный с интенсивным выносом питательных веществ, использованием земель при недостаточных объемах внесения минеральных и органических удобрений. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, в 2008 году на юге области объемы их внесения несколько выросли и составили, тыс. т. (таб. 6):

В среднем на 1 га посевов внесено 37.6 кг минеральных удобрений (в пересчете на 100% питательных веществ), органических - 0.6 т (для сравнения: требуется ежегодное внесение 10-11 т/га органических удобрений). Баланс питательных веществ на пашне по-прежнему отрицательный, в том числе по азоту - 50.7, фосфору - 26.9, калию - 40.0 кг/га.

 

 

Таблица 6.

Минеральные ресурсы на 24. 01. 2008.
Азотные 20,5 -
Фосфорные 1,9 -
Калийные 1,6 -
Органические 725,3 874,5

 

Выбытие пахотных земель из сельскохозяйственного оборота во многом обусловлено их низким качеством. По результатам агрохимического обследования 1237.5 тыс. га пахотных земель, проведенного государственными станциями агрохимической службы «Ишимская» и «Тюменская» за 5 лет, выявлено, что 402.2 тыс. га (32.5%) бедны фосфором. Его наибольшие потери характерны для Аромашевского, Вагайского, Викуловского, Тобольского, Сорокинского, Армизонского и Бердюжского районов (рис. 2). Низким является содержание обменного калия на 38.4 тыс. га (3.1%); прежде всего это Тобольский и Вагайский районы. На пашни с низким содержанием гумуса приходится 345.2 тыс. га (27.9%). Значительное снижение гумуса отмечено в Нижнетавдинском, Ярковском, Вагайском, Тобольском, Юргинском, Аромашевском, Сорокинском и Викуловском районах. Кислую реакцию имеют 691.1 тыс. га (55.8%) пахотных угодий. Максимальна их доля в Упоровском, Армизонском, Викуловском, Нижнетавдинском, Исетском и Заводоуковском районах.

Особого внимания требует проблема загрязнения земель (прежде всего сельско-хозяйственных). Контроль за состоянием земель сельскохозяйственного назначения на юге области на 42 реперных участках осуществляют государственные станции агрохимической службы «Ишимская» и «Тюменская». Согласно их данным, повышенного содержания таких тяжелых металлов, как медь, цинк, кадмий, свинец под зерновыми культурами и естественными травами не зафиксировано.

С целью оценки уровня загрязнения земель в местах хранения пестицидов по заказу департамента недропользования и экологии Тюменской области проведено обследование земель в зоне возможного влияния 16 разрушенных складов в 6 районах юга области, в том числе, количество объектов (таб. 7):

Анализ почвенных образцов выявил загрязнение земель соединениями мышьяка выше ПДК в 104 случаях. На большинстве территорий содержание этого загрязнителя составляло 2-14 ПДК. Концентрация остаточных количеств хлорорганических пестицидов выше ПДК зафиксирована в 27 случаях. Максимальным было загрязнение земель на территориях, прилегающих к складам в селах Ермаково и Санниково, в деревнях Полуянова и Овсянникова в Тобольском районе, на территории Красноярского с/п в Уватском районе, с. Мальково в Тюменском районе.

 

 

Таблица 7.

Название района Количество объектов
Бердюжский  
Тобольский  
Тюменский  
Уватский  
Юргинский  
Ялуторовский  

 

На большинстве территорий содержание этого загрязнителя составляло 2-6.2 ПДК. Загрязнение земель соединениями ртути зарегистрировано в 4 случаях. Наиболее неблагополучная ситуация сложилась на территории c. Овсянниково в Тобольском районе, где содержание этого загрязнителя составило 126 ПДК, в остальных случаях превышение равнялось 2-2.5 ПДК. Концентрация остаточных количеств фосфорорганических пестицидов выше ПДК зафиксирована только в одном случае на территории ООО «Мальковское в Тюменском районе (32 ПДК).

Негативные процессы происходят и на землях, подверженных эрозионным процессам. Высокая степень потенциальной опасности водной эрозии отмечается вдоль рек Ишима, Тобола (юго-восточнее г. Ялуторовска), Исети, Туры и на правобережье Иртыша; вдоль Ишима, например, интенсивность эрозионных процессов достигает 30 м3/га в год.

Из-за равнинного характера местности, медленного схода паводковых вод, гидрогеологических условий более трети сельхозугодий юга области переувлажнены; прежде всего это Вагайский, Тобольский, Нижнетавдинский и Бердюжский районы.

Площадь осушаемых земель на 01.01.2009 была на уровне 2007 года - 88.6 тыс. га, из которых 20.1% выведено из оборота. Состояние многих мелиоративных систем неудовлетворительное. На 37.6 тыс. га требуется улучшение их технического состояния, в том числе на 20.4 тыс. га - капитальный ремонт.

Площадь орошаемых земель также не изменилась по сравнению с показателем 2007 года и составила 3.6 тыс. га. Из-за изношенности оборудования оросительные системы также нуждаются в проведении ремонтно-восстановительных работ. На 1.3 тыс. га орошаемых земель необходима комплексная реконструкция и на 1.7 тыс. га - капитальный ремонт.

В целом состояние земельных ресурсов области можно оценить как удовлетворительное, однако по-прежнему актуальны проблемы деградации земель, вызванные эрозией, переувлажнением и заболачиванием, загрязнением. Задачи предупреждения и устранения влияния неблагоприятных факторов на состояние земельных ресурсов, рационального использования земель решаются в рамках федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы», а также следующих региональных программ:

областная целевая программа «Основные направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области на 2006-2008 годы»;

ведомственная целевая программа «Развитие земельных и водных отношений и рационального использования земельных и водных ресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа (2006-2008 гг.)»

В целях формирования развитого и доступного рынка земли и недвижимости в Тюменской области в рамках областной целевой программы «Основные направления развития земельных отношений в Тюменской области» осуществлялось создание цифровых топографических карт масштаба 1:10 000 земель населенных пунктов и ортофотопланов масштаба 1:10 000 земель сельскохозяйственного назначения на территориях Армизонского, Бердюжского, Вагайского, Викуловского, Нижнетавдинского, Сладковского, Сорокинского, Тобольского, Юргинского и Ярковского районов; выполнены цветная спектрозональная аэрофотосъемка масштаба 1: 40 000 территории Армизонского, Бердюжского, Вагайского и Юргинского районов, а также топографо-геодезические работы по мониторингу цифровых топографических планов масштаба 1:2 000 на г. Тюмень.

С целью совершенствования системы государственного управления земельными и водными ресурсами постановлениями Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа в ведомственную целевую программу ««Развитие земельных и водных отношений и рационального использования земельных и водных ресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа (2006-2008 гг.)» внесены изменения, предусматривающие, наряду с прочим, межевание и вынос на местность границ поселений по утвержденным генеральным планам; корректировку и утверждение границ муниципальных образований; разработку методик расчета убытков землепользователей и вреда (ущерба) природным биологическим ресурсам в результате изъятия угодий, разрушения естественных экологических систем, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, загрязнения и деградации природных комплексов.

В цел



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: