Культура педагогического общения – способность педагога воспринимать, понимать, усваивать, делать встречное движение, с достоинством и в соответствии с обстановкой держать себя, передавать содержание мысли, чувств, стремлений.
В силу своей многоликости педагогическое общение полифункционально. Выделяют следующие функции педагогического общения:
Информативная функция – направлена на осуществление процесса взаимодействия между детьми и педагогом, определенного учебными программами и планами. Суть данной функции заключается в передаче знаний учащимся (воспитанникам), формирование у них необходимых умений и навыков.
Нормативная функция заключается в том, что в процессе педагогического общения, детям передаются нормы права и морали, через усвоение ими нравственного поведения, поступков, взаимоотношений между людьми.
Познавательная функция направлена на формирование и развитие у детей умения аргументировано высказывать собственное мнение, уметь правильно и четко доносить до собеседника свою мысль или идею. В рамках данной функции дети учатся координировать свои знания, у них совершенствуются умения и навыки применения полученных ранее знаний в процессе общения со сверстниками и педагогами.
Коммуникативная функция – направлена на установление межличностного взаимодействия и связей между детьми в группах, коллектива, класса, временных объединениях и т.д., а также установления контактов между детьми и взрослыми.
Регулятивная функция направлена на установление разнообразных средств и форм стимулирования положительных поступков эстетического и нравственного поведения, а также отторжение и устранение негативных проявлений в собственном поведении.
|
Воспитательная функция педагогического общения заключается в формировании и развитии у детей эффективных способов и форм взаимодействия и сотрудничества. Кроме того, данная функция направлена на выработку у детей культуры общения, уважительного отношения к личности собеседника.
Функция «открытия» ребенка на общение направлена на создание комфортных условий общения детей в рамках образовательной организации. Условия
необходимо создавать во всех видах деятельности (трудовой, учебной, игровой, исследовательской и т.д.). Это необходимо для того, чтобы ребенок мог проявить себя в детском коллективе, установиться как личность. Этапы педагогического общения включают:
1) Прогностический этап: моделирование педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности.
2) Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой.
3) Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.
4) Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности. Рассмотрим содержательные и процессуальные особенности выделенных творческих этапов общения.
2. Стили отношения воспитателя к воспитанникам и стили педагогического общения.
В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:
Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. Этот стиль характеризуется увлеченностью педагога совместной творческой деятельностью с учащимися. О таких педагогах говорят: «За ним дети буквально по пятам ходят!»
|
Общение на основе дружеского расположения — предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако, при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.
Общение-дистанция — его суть в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся постоянно, в качестве важного ограничителя, фигурирует дистанция: «Вы не знаете — я знаю». Один из самых распространенных типов педагогического общения. Постоянно прослеживается дистанция во всех сферах: в обучении — со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании — со ссылкой на жизненный опыт и возраст.
Общение-устрашение — крайняя форма общения-дистанции. Она соединяет в себе отрицательное отношение к учащимся и авторитарность в способах организации деятельности. Такой стиль создает атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность.
Общение-заигрывание — стиль общения, вызванный стремлением завоевать ложный, дешевый авторитет. Причиной проявления этого стиля является, с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться классу, а с другой — отсутствие навыков профессиональной деятельности. Оба последних стиля свидетельствуют о профессиональном несовершенстве педагога.
Педагогическое общение, основанное на сотрудничестве, предполагает творческий поиск преподавателем оптимальных педагогических
|
решений. Педагогическое сотрудничество — двусторонний процесс, основанный на взаимодействии «преподаватель—учащийся», успешность которого зависит от деятельности и личности педагога и деятельности обучаемого.
Уровень общения непосредственно связан с воздействиями педагога, которые соответствуют парциальным (частичным) оценкам, хорошо изученным Б. Г. Ананьевым. Эти воздействия можно разделить на два вида:
· положительные — одобрение, поощрение самостоятельности, похвала, юмор, просьба, совет и предложение;
· отрицательные — замечания, насмешка, ирония, упреки, угрозы, оскорбления, придирки.
Процесс общения преподавателя с учащимися может складываться в двух крайних вариантах: 1) взаимопонимание, слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга и 2) разлад, отчужденность, неспособность понять и предугадать поведение друг друга, появление конфликтов.
Эффективность общения зависит от ряда личностных качеств учащихся: возрастных и половых характеристик, социального статуса, психологических установок, общительности или замкнутости индивида. К внутренним факторам педагогического общения можно отнести особенности самого учителя. Огромное значение для организации эффективного педагогического общения имеет педагогический такт, который предполагает естественность и простоту в общении, требовательность без придирчивости, внимательность и чуткость по отношению к ребенку.
Способность к эмпатии, т. е. к эмоциональному вчувствованию и сопереживанию другому человеку, является внутренним фактором, способствующим эффективному педагогическому общению. Учитель, у которого хорошо развита способность к эмпатии — это просто расположенный к людям (к детям), сердечный, гуманный, внимательный и искренний человек, который всегда имеет в виду их социальную незащищенность (Я. Корчак) и может видеть себя в детях, встать на их позицию (Ш. А. Амонашвили).
Эффективность педагогического общения зависит также и от педагогической наблюдательности, которая представляет собой «способность по выразительным движениям читать человека словно книгу» (А. К. Маркова).
Таким образом, педагогическое общение, основанное на субъект-субъектных отношениях, проявляется в сотрудничестве, которое осуществляется в атмосфере творчества и способствует гуманизации обучения.
3. Педагогический такт. Типы воспитателей.
Педагогический такт — это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с обучающимися и их родителями, а также способность соблюсти меру своего влияния на детей, умение найти подход к ним и построить оптимальные воспитательные отношения с учетом признанных принципов воспитания
1. "Игровой" - Воспитатели этого типа проявляют повышенный интерес к игровой деятельности детей, владеют умениями по руководству ею. Часто прибегают к игровому общению в работе.
Для них характерно широкое использование внеситуативного общения с ребёнком, косвенных методов воздействия на него. Их отличает достаточно высокий уровень понимания детей, учёт их возрастных и индивидуальных особенностей. При оценке уровня развития ребёнка исходят, прежде всего, из его поведения в процессе игровой деятельности.
2. "Дидактический" - Для воспитателей этого типа характер на направленность на учебную деятельность детей. Нередко демонстрируют высокий и средний уровень мастерства в проведении и организации учебных занятий. При оценке уровня развития ребёнка исходят, прежде всего, из его достижений в учёбе. У них преобладает деловое общение. Как правило, достаточно высоко оценивают возможности своих воздействий по руководству учебной деятельности детей.
3. "Художественный" - Воспитатели этого типа проявляют особенный интерес к художественной деятельности детей и руководсту ею. Они склонны к использованию, наряду с прямыми, косвенных методов воздействия на детей (художественное слово, песни и т.п.) Нередко вступают в личностное общение с ребёнком. Воспитанники этого педагога часто достигают высоких результатов в различных видах творчества.
4. "Формально-прагматический" - Воспитателям данного типа присущи высокая настойчивость и ответсвенность в вы полнении своих функций, требовательность по отношению к ребёнку и исходят, прежде всего, из фомально выдвигаемых требований без учёта их индивидуальных особенностей и конкретной ситуации. При этом не проявлят достаточной гибкости, тактичности, деликатности, глубокого интереса к внутреннему миру ребёнка. При общей оценке уровня развития ребёнка для них важны успехи в бытовой деятельности, в выполнении требований, обеспечивающих нормальное протекание режимных моментов. Тёплые отношения с детьми возникают нечасто.
5. "Индиффирентный" - Воспитатели этого типа не проявляют чётко выраженной направленности в руководстве каким-то определённым видом деятельности детей. Они безразличны к работе и детям, свои обязянности выполняют формально. Не проявляют интереса к изучению ребёнка, индивидуальных особенностей его самого и его родителей. При этом не выжвигают и особенных требований к родителям. При оценке уровня развития детей исходят в основном из их поведения в бытовой сфере, при выполнении режимных моментов, занятий. Близкий контакт с детьми редок. Высоких успехов в воспитательной работе не достигают. их деятельность требует постоянного контроля со стороны администрации.
4. Условия эффективного педагогического общения.
Американский психолог К. Роджерс, основоположник гуманистической психологии, сформулировал условия, при которых общение учителя с учениками является эффективным, т.е. делающим процесс учения «значимым для ученика».
1. Принятие ребенка. Ребенок принимается педагогом как личность, обладающая собственной ценностью, как противоречивый, небезупречный человек, имеющий разные черты и разные чувства. Учитель принимает в ребенке не только старание, целеустремленность и любознательность, но и временное безразличие к учебе и сумасбродные выходки. Он создаёт атмосферу, которая показывает: «Вы мне нравитесь», а не «Вы мне будете нравиться, если будете вести себя так-то и так-то». Стендаль назвал это отношение «безусловным положительным отношением» (приводится по К.Роджерсу, 1994, С.343), так как оно не требует в качестве условия какой-то ценности, необходимой для проявления этого отношения.
Принятие, кроме того, - доверие и забота. Необходимо «разрешить учащемуся соприкасаться с важными проблемами его жизни, чтобы он сталкивался с проблемами и спорными вопросами, которые хочет разрешить» (К.Роджерс, 1994, С.347).У ученика важно вызвать желание узнать или измениться, вырастающее из трудностей, с которыми он сталкивается в жизни.
2. Конгруэнтность. Учитель в отношениях с учеником - конгруэнтная личность, способная быть именно тем человеком, каков он есть на самом деле. Учитель не скрывает свои чувства и переживания за ролью, фасадом - он живой человек, а не воплощение требований программы или транслятор знаний. Конгруэнтность предполагает осознание своего отношения к другим людям, принятие своих чувств, откровенность в отношениях с учениками. Он может восторгаться тем, что ему нравиться, и скучать в разговорах на темы, которые его не интересуют. Он может быть злым и холодным или, наоборот, чувствительным или симпатизирующим. Поскольку он принимает свои чувства как принадлежащие ему, у него нет необходимости приписывать их ученикам или настаивать, чтобы они чувствовали то же самое. Рядом с таким учителем ученики чувствуют себя уютно и безопасно, потому что хорошо его понимают.
3. Эмпатия. Учитель эмпатически понимает внутренний мир ученика. «Понять внутренний мир ученика, как будто он твой собственный, но не теряя этого «как
будто» - это и есть эмпатия» (К.Роджерс, 1994, С.344). Когда мир ученика ясен учителю, тогда он способен словами передать своё понимание его мира ученику, и то, что ему ясно, и то, что ученик ещё не в состоянии выразить словами, то, что едва им осознаётся.