Вопрос Основные закономерности онтогенетического развития человека




Вопрос Индивидуальное развитие человека

Индивидуальное развитие организма (онтогенез) охватывает период с момента оплодотворения и возникновения организма в виде зиготы и до его смерти.

Онтогенез – это состояние непрерывного изменения, обновления, появления новых клеток, функций, видов деятельности. Это поступательный процесс, при котором неизбежно и закономерно простые количественные изменения ведут к коренным качественным изменениям. Изменение положения тела из горизонтального в вертикальное с началом ходьбы, первые слова и дальнейшее быстрое развитие речи, превращение ребёнка в подростка в период полового созревания – вот некоторые этапы в развитии человека, каждый из которых подготавливается предшествующим ходом роста и развития.

Онтогенез осуществляется на основе наследственной программы, полученной от вступивших в оплодотворение клеток родителей. В ходе реализации наследственной информации, у организма формируются видовые и индивидуальные морфологические, физиологические и биохимические свойства, составляющие фенотип данной особи. В процессе развития под действием факторов внешней и внутренней среды организм закономерно меняет свои характеристики, оставаясь, тем не менее, целостной системой. В связи с этим под фенотипом принято понимать совокупность свойств организма на всём протяжении его индивидуального развития, на каждом этапе которого существуют свои особенности.

Весь цикл индивидуального развития подразделяется на ряд периодов (табл. 3), каждый из которых характеризуется своими особенностями морфо-функциональных изменений в организме. Индивидуальные отличия психического и физического развития могут варьировать в широких пределах у детей и подростков одного и того же календарного (паспортного) возраста. Поэтому врачам, психологам и педагогам приходится постоянно учитывать не столько календарный возраст ребёнка, сколько степень его биологического развития. Несоответствие биологического возраста паспортному не является редкостью.

Онтогенез состоит из двух взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов – роста и развития (дифференцировки). Рост – это количественные изменения, связанные с увеличением размеров клеток, их количества, массы как отдельных органов и тканей, так и всего организма. Развитие – это качственные изменения, морфологическая дифференцировка, специализация тканей и органов, их функциональное совершенствование.

Возрастная периодизация онтогенеза человека

Название периода онтогенеза Сроки
Антенатальный (дородовый, внутриутробный) этап развития
  Эмбриональный период 0–2 месяц антенатального развития
  Плодовый (фетальный) период 2–9 месяц антенального развития
Постнатальный (послеродовый) этап развития
  Перинатальный период 28-я неделя антенатального развития – первые 10 дней постнатального развития
  Период новорожденности 10 дней – 1-й месяц
  Грудной возраст С 1-го по 12 месяц
  Раннее детство (период «первого округления») 1–3 год
  Первое детство (период «первого вытягивания») 4–7 лет
  Второе детство (период «второго округления») 8–12 лет (мальчики) 8–11 лет (девочки)
  Подростковый (пубертатный) период («второе вытягивание») 13–16 лет (мальчики) 12–15 лет (девочки)
  Юношеский возраст (ювенильный период) 17–21 лет (юноши) 16–20 лет (девушки)
  Зрелый возраст, I период 22–35 лет (мужчины) 21–35 лет (женщины)
  Зрелый возраст, II период 35–60 лет (мужчины) 35–55 лет (женщины)
  Пожилой возраст 61–74 года (мужчины) 56–74 года (женщины)
  Старческий возраст 75–90 лет
  Долгожители  

 

вопрос Основные закономерности онтогенетического развития человека

Индивидуальное развитие организма (онтогенез) охватывает период с момента оплодотворения и возникновения организма в виде зи­готы до его смерти.

В процессе развития организма важное место занимает поэтапное,гетерохронное включение различных звеньев физиологических систем в регуляцию функций.

В период внутриутробного развития гетерохронность созревания систем подчинена одной универсальной задаче — сформировать жизненно важные системы к моменту рождения. Так, фракции ядра лицевого нерва, имеющие отношение к жизнен­но важной для ребенка функции сосания, созревают намного рань­ше, чем те части ядра лицевого нер­ва, которые дают начало его лобным ветвям. Такое пос­ледовательное (а не синхронное) созревание морфофункциональных образований целесообразно и с точки зрения экономичности.

Нарастающая в процессе онтогенетического развития экономич­ность проявляется в уменьшении уровня энергозатрат (при соотно­шении их к единице массы или поверхности тела): с возрастом замедляется частота сердечных сокращений и дыхания. Менее эко­номичные регенерализованные реакции, например, кожных сосудов, возникающие в ответ на местное охлаждение, становятся более локальными. Однако, 10-20-кратное увеличение рабочих возмож­ностей организма от раннего детства до юношеского возраста обу­словлено не снижением энергетической стоимости работы, а умень­шением ее физиологической стоимости. Причины, лежащие в основе именно такой динамики развития физических возможностей детей и подростков, заключены в совершенствовании механизмов регуляции развивающегося организма.

На рост и развитие организма большое влияние оказывает его мышечная активность, поскольку каждое движение, начиная с мо­мента возникновения зиготы, является фактором избыточного ана­болизма. В результате не только увеличивается протоплазменная масса (что обеспечивает процесс роста), но и организм в целом переводится на новый уровень упорядоченности.

Формирование физиологических систем в процессе онтогенеза детерминируется генетически. Однако, гены контролируют созрева­ние не в полной мере, большое влияние оказывают и условия внешней среды. Например, доказано, что потоки нервных импульсов в нейронных сетях оказывают влияние на количество, распределение и эффективность синапсов центральной нервной системы.

Весь цикл индивидуального развития подразделяется на ряд пе­риодов, каждый из которых отражает особенности морфо-функциональных изменений организма.


Непрерывный онтогенетический процесс идет скачкообразно. Ука­занные переходные периоды называются критическими и характери­зуются высокой чувствительностью организма к различным, в том числе, адекватным раздражителям, и кроме того — малой резистентностью.

Обычно выделяют три основных критических периода

§ эмбриональный,

§ неонатальный,

§ пубертатный.

Однако, временные рамки критических периодов для различных физиологических систем различны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: