Зима, которая длилась долгие четыре месяца, закончилась.




К класс 6 апреля 2020

Союзы сочинительные и подчинительные

Цели:

1. узнать о делении союзов на сочинительные и подчинительные, а также о функции этих союзов в предложении;

2. отработать навыки постановки знаков препинания при сочинительных и подчинительных союзах;

3. уметь использовать сочинительные и подчинительные союзы в речи.

 

Работу начнём с теста.

1. Задания на повторение.

1) Проверка теории (самостоятельные и служебные части речи). Являются ли верными данные высказывания? Да +; Нет -. 1.Служебными частями речи являются предлоги, союзы, категория состояния.

1. К самостоятельным частям речи можно задать вопрос.

2. Служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества.

3. Самостоятельные части речи не могут употребляться без служебных.

 

4. Служебные части речи могут изменяться.

5. Предлог –под- в словосочетании «приехать под вечер» выражает временные отношения.

6. Предлоги бывают простыми и двусоставными.

7. Предлоги, образованные путём перехода самостоятельных частей речи в служебные, называются непроизводными.

8. Предлоги «благодаря», «согласно», «вопреки», «наперекор» употребляются с Тв. падежом.

9. Союз выражает зависимость одних слов от других.

 

Работа со словосочетаниями. Наблюдения над тем, какую функцию выполняют предлоги.

-Нас окружают самые разнообразные предметы. Любой предмет имеет название, свои признаки. Название предмета – это прежде всего слово, которое имеет лексическое и грамматическое значение.

Задание 1. Посмотрите внимательно на записанные слова. Что вы можете сказать о них?

Однако, в, а, потому что, да, и, чтобы, если, на.

-Назовите те слова, которые помогут составить словосочетания. Составьте и запишите словосочетания с этими предлогами, указав главное и зависимое слово.

-В записанных словосочетаниях укажите способ выражения грамматической связи.

-Какой вывод можно сделать?

Работа с предложением. Наблюдение над тем, какую функцию выполняют союзы.

-Вернитесь к предыдущей записи и ответьте, к какой части речи относятся оставшиеся слова? (союзы).

- Охарактеризуйте союзы по их составу? Свой ответ обоснуйте. (Простые, так как состоят из одного слова; составные, так как состоят из двух слов). Составьте устно предложения, используя данные союзы.

Задание 2. Прочитайте. Можно ли каждую из записей назвать предложением? Свой ответ обоснуйте.

1. По временам Пётр несколько оживлялся.

2. Мгновения счастья вставали перед ним живые и яркие.

3. Лицо его прояснялось.

4. Но это бывало ненадолго.

Задание 3. Охарактеризуйте данные предложения по их строению.

- Составьте из первых трёх простых предложений сложное с разными видами связи (сочинительной и подчинительной), чтобы оно соответствовало данной схеме. (ЗАПИСЬ СХЕМЫНА ДОСКЕ)

[…, (когда…), …], и […]. (см. предложение дальше)

[По временам, (когда мгновения счастья вставали перед ним живые и яркие), Пётр несколько оживлялся], и [лицо его прояснялось]. [ Но это бывало ненадолго]…

-Запишите предложения, подчеркните грамматические основы, укажите средства связи частей сложного предложения, обозначьте границы частей сложного предложения.

-Расскажите, какую роль выполняют союзы. Правила пунктуации.

Переход к новой теме.

-Далее мы углубим наши знания о союзе.

Союзы делятся на группы не только по составу, но и по значению.

-Чем отличаются союзы И, НО от союза КОГДА?

(ролью и значением: сочинительные и подчинительный союзы)

 

Составление таблицы и указания роли сочинительных и подчинительных союзов

Сочинительные союзы Подчинительные союзы
И, а, но, да (=и; =но), или и др. Соединяют равноправные части сложного предложения, однородные члены предложения Когда, потому что, если, хотя, чтобы и др. Соединяют придаточную часть сложного предложения с главной

-О каком отличии сочинительных и подчинительных союзов не сказали? (в СПП можно задать вопрос к придаточной части, а ССП - нет)

Закрепление новой темы.

Задание 5. Распределительный диктант «Капризы союза –и-». Распределите предложения по группам.

1 группа – союз –и- связывает однородные члены предложения;

2 группа – союз –и- связывает части сложного предложения. Расставьте знаки препинания и объясните графически. Раскройте скобки и вставьте буквы на месте пропусков.

УПРАЖНЕНИЕ № 1

1. Разг..раясь огни поднимают…ся высоко (в) гору бесчисленной россыпью и вытягивают…ся (вдоль) б..р..гов залива.

2. (По) озеру шёл п…роход и мальчик долго см…трел на его лёгкий белый корпус.

3. Он был задумчив и м…лчалив.

4. Сн…жинки (во) двор прилетели и лужицы стынут (во) льду.

5. (В) рощ… сонной и пустой дрожат от холода осины…

6. Вот солнце к…снулось верхушек деревьев и лучи его пронзили (полу)мрак.

Проверка.

Творческая работа.

Задание: Запишите предложения. Докажите, что знаки препинания расставлены правильно.

Зима, которая длилась долгие четыре месяца, закончилась.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: