Главные уроки образования




Наша общая задача – научиться не только анализировать факты и давать объективную оценку событиям, но и понимать исторические процессы в их перспективе, видеть прошлое сквозь призму настоящего и в мыслях о будущем помнить о прошлом. – Н. Назарбаев. Эра независимости.

 

Историческое мышление - в современных условиях стремительно меняющегося настоящего и неопределенного будущего - служит точкой опоры, позволяя устанавливать внутреннюю логику в бурном потоке изменений и глобальных перемен.

Что объединяет историческое мышление всего народа и отдельного человека? На наш взгляд, стремление соотнести этапы жизни с историческими вехами, найти объективные подтверждения неразрывной связи всеобщего и личного, понять свое предназначение в вечном движении истории и ощутить гордость за страну.

В этой связи книга Н. Назарбаева «Эра независимости», написанная в жанре исторической публицистики, требует глубокого изучения, т.к. представляет жизненный путь народа Казахстана и каждого из нас в эти значимые 26 лет созидания.

Жизненный путь, в свою очередь, во многом определяет избранная профессия. Мой выбор – учитель, преподаватель высшей школы, руководитель Института повышения квалификации педагогических работников. Из 36-ти лет педагогического стажа 26 приходится на тот период, когда «бывшая советская республика, которая в СССР несправедливо числилась среди отстающих, превратилась в современную страну с национальной государственностью, эффективной рыночной экономикой, демократическим общественным устройством и высоким международным авторитетом». Реформы в системе образования были обусловлены общей логикой перемен, синхронизированы в поступательное движение Казахстана.

Фундамент системы нового образования в условиях первой модернизации Казахстана заложили Законы РК «Об образовании» и «О высшем образовании». В системе образования начали работать первые рыночные механизмы, создавшие атмосферу интеллектуальной свободы. Так, в г. Петропавловске, благодаря личной инициативе Александра Сергеевича Слухаевского и его неустанному труду, был открыт общеобразовательный лицей № 1 (ныне Первый лицей), в котором мне посчастливилось работать.

В 2000 году директор школы № 1 г. Петропавловска, друг Александра Слухаевского, Александр Курленя в своем стихотворении «Как важно, чтоб солнце всходило с утра» передаст чувство педагогической ответственности и самоотверженности, свойственное учителям тех лет:

…Как в жизнь воплотить, все, что мог и хотел

Во имя великой науки.

Ей имя – уменье терпеть и страдать,

На пик восходя результата,

Желанье себя без остатка отдать

Другим без намека возврата…

В лицее Слухаевского (так его называют до сих пор) я получила первые уроки инновационного образования: разработка и внедрение авторских учебных курсов, поощрение оригинальных методик, институт кураторства, выявление самых различных способностей одаренности, рейтинг успешности учителей и учащихся, олимпиады «Престиж» и «МиФ» (математика и физика), привлечение родителей к управлению лицеем…

Действительно, «независимость укрепила наш дух», и к середине 90-х годов мы научились быть уверенными в своих образовательных инициативах, в числе которых: создание научно-методического центра по компьютеризации школ и развитию единой образовательной информационной среды, 28 казахско-турецких лицеев, открытие Республиканского научно-практического центра «Дарын», инновационные школы и детские сады «Мирас», первые казахстанские учебники для учеников 1-2 классов…

Историческое время стало еще более насыщенным и получило ускорение, которому все более мобильно отвечала система образования.

В условиях второй модернизации в системе образования был определен вектор развития – качество образования, соответствие его перспективным потребностям страны и мировым стандартам. Для качественного образования стартовали государственные программы «100 школ, 100 больниц» и «Балапан»; расширены возможности программы «Болашак»; открыты первые Назарбаев Интеллектуальные школы и Назарбаев Университет; появились новые кабинеты биологии, химии, физики, лингафонные студии; возрождалось дополнительное образование; ЕНТ стало механизмом повышения прозрачности при поступлении в вузы страны.

Курс на качество и конкурентоспособность образования подтверждается статистикой достижений: 5-е место казахстанских школьников среди 43 стран в международном исследовании TIMSS; 5-е место в 51-й Международной олимпиаде школьников по математике; более 900 международных наград казахстанских учащихся в 2011 году (в сравнении с 34-мя медалями в 2001 году).

Главным достижением качества образования стало формирование нового человеческого капитала, отвечающего вызовам третьей модернизации Казахстана.

Лучшие инвестиции в человеческий капитал продолжают сегодня свое закономерное развитие: переход на обновленное содержание образования с его индикаторами, соизмеримыми с мировыми; трехъязычное образование, получающее поддержку в общественном сознании; дуальное образование, результаты которого проявляют международные конкурсы WorldSkills; бесплатное профессионально-техническое образование для всех, обеспечивающее старт профессиональной жизни…

В условиях третьей модернизации Казахстана, в 2012 году, была создана Национальная система повышения квалификации педагогических работников «Өрлеу».

«Өрлеу» сегодня – это разработчик образовательных программ курсовой подготовки педагогов от дошкольного до вузовского уровней образования; высокопрофессиональный сертифицированный тренерский корпус и профессорско-преподавательский состав, сочетающий курсовую подготовку и научно-методические исследования; инициатор курсов нового поколения (Blended Learning, Stem, Robotics, предметно-языковых и др.); ответственный исполнитель мониторинговых исследований; организатор уникальных Республиканских образовательных мероприятий (Педагогических чтений, конкурсов «Лучший методист», «Лучший психолог», «SMART-педагог «Өрлеу»); авторитетный международный партнер и центр учебно- методических изданий, периодики.

НЦПК «Өрлеу», заняв свое достойное место в национальной системе образования, имеет свои перспективы на будущее, главная из которых – соответствие мировым стандартам.

Ключевая идея книги Н. Назарбаева: эра независимости есть эра созидания. Образование всегда открыто созиданию, без созидания оно перестает быть социально-экономическим приоритетом государства, достоянием народа, ценностью человека.

Характер созидания, в том числе в образовании, обозначен, на наш взгляд, в заключительных строках книги: «Это значит, что нормой жизни каждого должны быть широкие и глубокие знания, самоотверженный труд, постоянное самосовершенствование. А значит, вновь пришло время смотреть вперед. Браться за дело. Проявить волю. Изменить наше мышление и саму жизнь».

Алма Мурзалинова, директор ИПК ПР по Северо- Казахстанской области, доктор педагогических наук, профессор

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: