Там же, где эти тормозившие работу условия отсутствовали, там удавалось ставить пропаганду основательно. По заявлению нескольких представителей, оживлению занятий с нижними чинами много способствовали приказы по войсковым частям, с которыми обращались некоторые начальники к своим нижним чинам и в которых они пытались разбирать распространявшиеся в войсках революционные прокламации и брошюры и тем самым вступали в полемику с революционными организациями.
Подобные приказы давали темы пропагандистам для {145} лишних собеседований, являлись материалом, над котором социал-демократы упражняли перед нижними чинами свое остроумие над авторами приказов и тем еще более подрывали в их глазах авторитет начальства. Отмечено было и то, что нижним чинам «не нравится» литература, задевающая Государя Императора и религию.
По окончании дебатов конференция приняла несколько резолюций, которые однако практического значения для партии не имели, так как, во-первых, вся практическая работа партии быстро шла на понижение, во вторых же самая конференция не была санкционирована Центральным Комитетом, и ее резолюции являлись выражением взглядов лишь одной фракции большевиков, а не всей партии.
Конференция избрала «Временное бюро военных и боевых организаций», которое должно было являться исполнительным органом, объединяющим и обслуживающим свои организации, и постановила издавать свой Центральный литературный орган.
Выразив затем благодарность за гостеприимство и заботы Финляндской Соц.-Дем. Организации и приняв резолюцию с выражением «глубокого сожаления» по поводу отсутствия представителей от Центрального Комитета, конференция прекратила свои занятия (См. Протоколы конференции.).
|
В конце года у партии, по инициативе Бунда, состоялась «Общерусская конференция», которая носила характер чисто совещательный. В ней участвовало 32 делегата (7 от Бунда, 5 от С.-Д. Польши, 3 от С.-Д. Латышского края, 1 от С.-Петербурга, 4 от Москвы и всего центрального промышленного района, 2 от Донецкого Бассейна, по 1 от Сев.-Зап. Союза, от Поволжья, от Спилки, от Киева, Одессы и Северного Кавказа, 3 от Южного Кавказа и 1 от Средней Азии. Не явились по одному от Урала и Сибири. Члены Центрального Комитета и ред. Ц. О. присутствовали с совещательным голосом.).
Собравшиеся обсуждали вопросы об {146} избирательной в Государственную Думу кампании, о партийном и рабочем съездах. Конференция решила принять участие и в выборах, и в самой Государственной Думе, и в этом отношении споров не было; но вопрос об избирательных соглашениях, о блоках, разрешался фракциями различно. Меньшевики и Бундовцы стояли за блоки с «кадетами», большевики же, к которым присоединились Латыши и Поляки, находили такие блоки изменой революционизму, новым сдвигом фракции меньшевиков вправо и решительно были против них. Фракционные взгляды были закреплены в резолюциях каждой группы отдельно. По вопросу о созыве партийного съезда — конференция большинством голосов высказалась за желательность созыва такового не позже 15 Марта 1907 года.
Вопрос о созыве Всероссийского рабочего съезда был поднят в 1906 году Аксельродом, который полагал, что сорганизовывая посредством такого съезда рабочую партию, социал-демократы создадут ту силу, которая сможет оказать решающее влияние на ход революции в интересах пролетариата. Эта мысль нашла приверженцев среди некоторых меньшевиков, но многие партийные деятели и главным образом большевики, в задуманной рабочей партии видели будущего конкурента для Р. С.-Д. Р. Партии, видели опасность устранения социал-демократии от рабочего класса, почему и повели оживленную агитацию против идеи созыва рабочего съезда и вступили на страницах своих органов в горячую полемику с сторонниками съезда. Конференция предполагала заняться обсуждением вопроса о съезде по существу, но недостаток времени заставил ее ограничится лишь обсуждением вопроса «о пределах агитации за рабочий съезд», в результате чего была принята резолюция в том смысле, что активные шаги по организации рабочего съезда недопустимы и являются нарушением партийной дисциплины до тех {147} пор, пока по этому поводу не состоялось соответствующего решения партийного съезда.
|
Вся же полемика по этому вопросу не должна выходить из границ чисто принципиального обсуждения. Конференция продолжалась 4 дня и закончилась при пении рабочей марсельезы.
{148}
IX.
1907 год. Государственная Дума 2-го созыва. Пятый партийный Лондонский съезд. Работа на местах. 3-я Общероссийская конференция. Уход партийных центров заграницу.
Предвыборный во вторую Государственную Думу период полностью захватил как руководителей, так и сознательные круги социал-демократов.
И хотя с целью выработки однообразной для всей партии избирательной тактики еще в Ноябре месяце 1906 года была созвана общерусская конференция, о которой уже говорилось выше, тем не менее местные организации действовали различно. Большевики проводили идею самостоятельного выступления и допускали избирательные соглашения лишь на высших ступенях избирательной кампании и только лишь с левыми партиями; меньшевики же высказывались за блоки с кадетами даже на первой стадии. Подобную тактику меньшевиков большевики считали подрывом дружной избирательной кампании социал-демократов, и это различие взглядов на избирательную кампанию вызвало ожесточенную полемику представителей фракции и еще более обострило отношения враждовавших сторон. При наступивших затем выборах, каждая фракция проводила свою собственную тактику.
|
В выборах по городской курии партия, выступая с самостоятельной кандидатурой, имела успех в Тифлисе, Кутаиси, Батуми, Иркутске, Екатеринославе, Красноярске и Либаве; в деревнях партия имела успех в Грузии, Малороссии, Тверской и Новгородской {149} губерниях, по рабочей курии почти повсеместно, за исключением Петербурга (где взяли верх социалисты-революционеры) и Привислинского края.
В результате выборов оказалось, что из числа выставленных партией официально кандидатов избрано 55 человек и, кроме того, еще 10 человек социал-демократов, кандидатура которых не была выставлена официально.
После того, как выбранные во вторую Думу депутаты съехались в Петербург, Центральный Комитет издал прокламацию, в которой заявлял: «Принимая во внимание, что постановлением партийного съезда Центральному Комитету предоставлено образование официальной фракции в Государственной Думе, что в результате выборов на Кавказе в Государственную Думу вступили члены партии, выбранные в качестве партийных ее кандидатов, что пролетариат ощущает потребность иметь в этом учреждении свое классовое представительство и что, таким образом, условия настоящего момента делают возможным и необходимым открытое официальное выступление социал-демократических представителей в Государственной Думе; — Центральный Комитет, по совещании с депутатами-членами партии, постановляет: образовать официальную фракцию партии в Государственной Думе на ниже перечисленных основаниях.»
«1) Партийная фракция в Государственной Думе действует, как официальный орган партии, в согласии с решениями партийных съездов и под постоянным руководством и контролем ее центральных учреждений.
«2) В составе партийной фракции входят:
а) все социал-демократы, выбранные в Думу в качестве партийных кандидатов в согласии с решением партийного съезда;
в) те депутаты из числа выбранных до партийного съезда, которые, признавая партийную программу и тактические решения съездов, согласны {150} действовать в Думе, как ответственные представители партии под руководством ее центральных учреждений;
г) о принятии новых членов решает фракция;
д) во всех своих выступлениях фракция действует как одно целое, при чем меньшинство подчиняется большинству. В случае же, если меньшинство фракции опротестовывает постановление фракции, как несогласное с тактическими директивами партии, или с ее программою, протест рассматривается Центральным Комитетом, и его решения являются обязательными для всей фракции и
е) делами фракции заведует ее комитет, которому предоставляется во всех не терпящих отлагательства случаях принимать обязательные для всей фракции решения, представляя их на последующее утверждение фракции и Центральному Комитету».
В думскую фракцию вошли 54 члена с решающими голосами и 11 с совещательными. Из 54-х первых, рабочих было лишь 25 человек, прочие были интеллигенты. Из всего числа членов 33 считались меньшевиками, 15 — большевиками и по 3 человека примыкали к каждому из этих направлений.
Во глав фракции стал особый комитет, из 7 лиц, являвшийся не только ее политическим руководителем и исполнительным органом, но и принимавший в особых случаях, когда нельзя было собрать фракцию, даже и решения за нее. Фракция была разбита на комиссии: — аграрную, бюджетную и др., в которые входили и особо приглашаемые эксперты, и работала под руководством Центрального Комитета; который для практического осуществления этого делегировал в особый комитет фракции 5 лиц, передав им свои права.
Деятельность социал-демократической фракции во 2-й Государственной Думе вполне соответствовала тому руководящему партийному взгляду, что Государственная Дума есть лишь трибуна для революционной агитации и {151} организационный центр для всех враждебных правительству групп населения.
Проявлялась она двояко, во-первых; фракция участвовала в так называемой положительной работе Думы, имея ввиду однако лишь этим путем «содействовать вовлечению народных масс в новую активную борьбу с самодержавием», и во-вторых, она широко практиковала всевозможные запросы к правительству с целью дискредитировать его в глазах населения, причем мало обращала внимания на то, если запросы не имели достаточных фактических оснований.
Участие в положительной работе выразилось в следующем. На первом же заседании фракция пыталась сделать заявление о необходимости политической амнистии, но прочие группы под угрозой скандала не допустили социал-демократов привести в исполнение их намерение; в ответ на декларацию правительства фракция предложила формулу недоверия — что было отвергнуто; при обсуждении вопроса о помощи голодающим — выставила требование посылки думских депутатов по местам голода для фактической поверки деятельности агентов правительства; предложила образовать комиссию для собирания по местам, через делегатов, сведений в целях оказания помощи безработным всех категорий, хотя бы то были и забастовщики; агитировала за отмену полевых судов; внесла предложение отвергнуть целиком бюджет и контингент армии; при обсуждении аграрного вопроса высказалась за отобрание без выкупа земель у помещиков, монастырей, уделов и за передачу их в распоряжение областных земств.
В этой работе члены фракции далеко не были солидарны между собою. С первых же шагов деятельности между большевиками и меньшевиками начались раздоры, не прекращавшиеся до конца Думы, чему причиной служило несогласие большевиков с проводимой {152} фракцией, где численное превосходство принадлежало меньшевикам, тактикой.
Большевики находили, что фракция действует нерешительно, что она колеблется, урезывает лозунги, принижает тактику, бережет Думу.
Но, кроме этой явной думской работы, фракция вела еще и другую, скрытую от глаз общества подпольную работу: она вошла в живые сношения с местными партийными комитетами и, действуя через них, вела агитацию за сорганизацию вокруг думы пролетариата и вообще всех демократических слоев, дабы поднять вооруженное восстание с целью замены существующего государственного строя республикой.
Обвинительный акт по настоящему делу, перечислив 37 членов социал-демократической думской фракции, изображает их преступную деятельность следующими словами:
«В 1907 году в городе С. Петербурге под именем социал-демократической думской фракции (они) образовали преступное сообщество, которое целью своей деятельности поставило насильственное ниспровержение посредством вооруженного народного восстания, установленного Основными Законами, образа правления, лишение Государя Императора верховной власти и учреждение в России демократической республики, причем, для осуществления указанных целей, названные обвиняемые, действуя как совокупно, именем образованного ими преступного сообщества, так и в отдельности, в качестве членов того же преступного сообщества;
вошли в непосредственные сношения с тайными преступными сообществами, именующими себя Центральным и Петербургским Комитетами Российской Социал-Демократической Рабочей Партии и с целым рядом подчиненных Центральному Комитету действующих в различных местностях Империи местных тайных {153} сообществ, зная, что все эти сообщества имеют целью своей деятельности насильственное ниспровержение образа правления, установленного Основными Законами и учреждение в России демократической республики;
подчинили как организацию составленного ими сообщества, так и его деятельность руководству и контролю названного выше Центрального Комитета и в свою очередь, в деле подготовления вооруженного народного восстания, управляли деятельностью тайных комитетов в различных местностях Империи;
составляли, механически размножали и рассылали этим тайным комитетам циркулярные письма, в которых давали тайным партийным агитаторам поручения возбуждать население России против правительства, дворян, чиновников и помещиков;
поручали тем же тайным и преступным комитетам и отдельным членам этих преступных сообществ сплачивать возбуждаемых ими крестьян, рабочих и солдат в тайные союзы, кружки и группы и объединять все эти группы между собою, с тем, чтобы, воспользовавшись недовольством и возбуждением беднейших классов населения, организовать и вызвать соединенное восстание войск, крестьян и рабочих;
обратились к крестьянам с призывом соединяться в тайные союзы, вступать в тайные сношения и соглашения с рабочими и готовить себя к открытой борьбе с законно существующим в России правительством для захвата Государственной власти и передачи ее всенародному учредительному собранию, избранному на началах всеобщего, прямого, тайного и равного голосования;
руководили деятельностью тайных местных в Империи сообществ и отдельных членов этих сообществ по составлению и присылке на свое имя наказов и обращений разных групп населения, с предъявлением в этих наказах и обращениях требований революционного характера вообще и передачи верховной {154} власти управления государством в частности всенародному учредительному собранию и с обещанием поддержать эти революционные требования силою;
вступали в непосредственные сношения с тайными преступными сообществами, присвоившими себе наименование «Военных организаций российской Социал-Демократической Рабочей Партии», зная, что сообщества эти ближайшею задачею своей деятельности поставили подготовку вооруженного восстания войск;
в лице одного из членов составленного ими сообщества, члена Государственной Думы Геруса, 29 Апреля 1907 года в город Петербурге руководили тайным собранием одной из организаций названного выше преступного сообщества;
приняли наказы, поддержавшие революционные требования от частей войск Петербургского, Виленского, Витебского, Гелсингфорского и Мариампольского гарнизонов;
5 Мая 1907 года в городе С. Петербурге в помещении Думской социал-демократической фракции приняли депутацию от нижних чинов войск Петербургского гарнизона, вручившую им наказ, и обещали им свое содействие;
распространяли, составленный Петербургскою военною организациею и заключавший в себе обещания поддержать народные требования силою, «наказ нижних чинов армии и флота депутатам социал-демократической рабочей партии Государственной Думы», при чем для распространения его входили в сношения как с тайными организациями, так и с отдельными нижними чинами войск, расположенных в г. С. Петербурге;
служили центром, в котором сосредоточивались революционные требования о созыве всенародного учредительного собрания и насильственном учреждении в России демократической республики, тайно организованных местными комитетами союзов и групп беднейших классов населения;
{155} служили местом средоточия отчетов о деятельности тайных комитетов в Империи и таким образом вместе с Центральным Комитетом Российской Социал-Демократической Рабочей Партии вели учет революционных сил и средств, в целях определения как общей готовности народных масс к восстанию, так и его момента;
вызвали к себе представителей тайных местных комитетов, для дачи им инструкций;
поручили членам составленного ими сообщества участвовать в незаконных сборищах рабочих и произносить на них возбуждающие рабочих речи;
распространяли произведения нелегальной литературы;
и, наконец, имели в своем распоряжении фальшивые паспорта для снабжения ими лиц, укрывающихся от преследования законных властей».
Эта преступная деятельность была пресечена, благодаря работе Петербургского Охранного Отделения.
5 Мая в квартире, нанятой на имя члена партии и члена Государственной Думы Озоля, во время приема думской фракцией депутаций от нижних чинов, входивших в состав С. Петербургской военной организации, была застигнута сходка, на которой присутствовало 35 социал-демократов, члены Думы и более 30-ти посторонних лиц, из которых шестеро не были в состоянии указать своего места жительства.
Обнаруженные в квартире, где происходила сходка, важные вещественные доказательства преступной деятельности, равно и данные, добытые производившимся следствием, послужили основанием к тому, что 1-го Июня правительство в лице Прокурора С. Петербургской Судебной Палаты объявило Государственной Думе о привлечении всего состава социал-демократической думской фракции к следствию в качестве обвиняемых, потребовало устранения всех их из Думы и заключения 16 человек под стражу. Дума не согласилась на {156} требование правительства. Тем не менее члены фракции были обысканы и арестованы, а Государственная Дума второго созыва Высочайшим Указом, данным Правительствующему Сенату 3 Июня — распущена.
———
В то время, как руководимая Центральными Комитетом думская фракция Российской Социал-Демократической Рабочей Партии работала в целях совершения государственного переворота, в Лондоне, в Мае месяце, собрался пятый партийный съезд получивший наименование Лондонского.
Это был первый партийный съезд, на который явились представители от всех действовавших тогда в России и за границей партийных организаций (На съезде были представлены следующие организации:
I. С решающими голосами: Авдеевская, Алапаевская, Астраханская, Бакинская, Батумская, Богословская, Борчалинская, Брянская, Бурозовская, Верхне-Камская, Витебская, Витебская и Смоленская окруж., Владимирская, Волынская район I., Воронежская, Воткинская, Вятская, Глуховский район, Гомельский район, Гурийская, Двинская, Екатеринбургская, Екатеринбургская окружная, Екатеринославская, Елизаветпольская, Златоустовская, Иваново-Вознесенская, Ижевская, Калужская, Карповская, Киевская, Клинцовский район, Казанская, Козловская, Kонотопский paйон, Константиново-Горловская, Костромская окружная, Красноярская, Кременчугский район, Крымский союз, Kypcкая, Кутаисская, Луганская, Мариупольская, Мингрельская, Минская, Миньярская, Московская, Московская окружная, Мотовилихинская, Нижнегородская, Нижнетагильская, Новочеркасская, Одесская, Омская, Пермская, Петербургская, Петровская, Пожевская, Подольская районная, Полтавская городская, Полтавская губернская, Потийская, Ревельская, Ростовская, Ростовская (ярославская), Рыбинская, Саратовская (городская), Саратовская (областная), Симбирская, Смоленская окружная, Сморгонская, Сновско-Карюковская, Сормовская, Cеверный Кавказ, Северно-Киевский район, Таганрогская, Тверская, Телавская, Терско-Дагестанская, Тифлисская, Томская, Тульская, Уфалей-Кыштымская, Уфимская, Финляндская военная, Харьковская, Челябинская, Черниговская, Читинская, Чусовская, Ярославская, Южно-Киевский район, Юзовско-Петровская;
От Всеобщего Eвpейского Pабочего Союза в Литве, Польше и России (Бунда) — Бердичевская, Бердичевский paйoн, Брестская, Белостокский район, Варшавская, Виленская, Виленский район, Витебская, Витебская районная, Гомельский район, Гомельская; Двинская, Двинский paйон, Екатеринославская, Екатеринославский paйон, Кишиневская, Киевская, Kиевский район, Ковенская, Ковенский район, Ковенский Воен. Рев. орг., Лодзинская, Минская, Минский район, Могилевский район, Одесская, Пинская, Польский paйон, Рижская, Рижский район;
От Социал-Демократии Польши и Литвы — Варшавская, Домбровская, Жирардовская, Лодзинская, Люблинская Фабианицкая, Радомская, Ченстоховская.
От Социал-демократии Латышского Края — Взморье, Либавская, Маленская, Митавская, Рижская, Средне-Лифляндская, Туккумская.
II. С совещательными голосами: Ц. К. Р. С. Д. Р. П., Ц. К. Бунда, Центральное бюро заграничных групп содействия, Заграничное бюро Бунда, Социал-демократическая фракция Гос. Думы, Владивостокская организация, Домбровская, Закаспийская, Иркутская, Латышского Края, Петербургская военная, Тверская, Харбинская, Екатеринославская, Эриванская, Борчалинская.
III. В качестве гостей на съезде присутствовали 5 лиц и в том числе делегат от Литовской Социал-Демократии и делегация от Армянской Социал-Демократической Рабочей Организации.).
{157} На съезде присутствовало 336 человек, из коих русских было лишь 126, прочие инородцы; из этих последних евреев 98, поляков 38, грузин 31, латышей 30 и иных национальностей 13.
Пофракционно состав был таков: большевиков 105, меньшевиков 97; Бундовцев 57, Поляков 44, Латышей 29, вне фракции 4. Из общего числа участников съезда 10 человек состояли членами Государственной Думы 2-го созыва и входили в состав думской партийной фракции; трое из них — Церетелли, Белоусов и Джепаридзе явились официальными представителями думской фракции, 1 — Алексинский был прислан Петербургским комитетом, остальные же 6 приехали на съезд по собственному желанию.
Порядок дня был принят следующий: отчет Центрального Комитета, отчет думской фракции и ее организация, отношение к буржуазным партиям, Государственная Дума, рабочий съезд и беспартийные рабочие организации профессиональные союзы и партия, партизанские выступления, безработица, экономические кризисы и локауты, организационные вопросы, международный конгресс, работа в армии, разное.
При отчете о деятельности {158} Центрального Комитета докладчик меньшевик, описывая работу комитета в период времени от IV съезда, отметил, что количественный рост организаций часто носит лишь формальный характер, что партийные низы не платят взносов, не собираются, прочных и правильно функционирующих организаций мало, в существующих же идет ожесточенная борьба фракций.
Выступившие затем большевики старались доказать, что Ц. К. не проводил в жизнь решений предыдущего четвертого съезда, что он носил не партийный, а фракционный характер, что во главе его стояли литераторы, а не практики, что он оторвался от местных комитетов, а эти последние работали без всякой взаимной связи; имея ввиду все это, большевики и настаивали на выражении неодобрения Центральному Комитету. Возражая на нападки, меньшевики утверждали что в малоуспешности работы Центрального Комитета виноваты большевики, так как они все время вели против него агитацию среди партии и тем мешали комитету делать то, что он обязан был согласно резолюций IV съезда. Съезд не принял по этому вопросу никакой резолюции и перешел к следующему очередному пункту порядка дня.
По обсуждении отчета думской фракции съезд признал, что фракция в своей деятельности в общем и целом стояла на страже интересов пролетариата и революции, и выразил уверенность, что фракция и впредь будет служить делу российского пролетариата в согласии с директивами съезда и под руководством Центрального Комитета.
Отношение к различным общественным партиям съезд выразил в резолюции, которая была предложена большевиками, и сущность которой сводится к следующим положениям.
Со всеми реакционными, «черносотенными» партиями необходимо бороться как с остатками крепостничества; {159} с Партией 17 Октября и ей подобными вести беспощадную борьбу; Партию Народной Свободы (К. Д.) надо стараться использовать в интересах политического воспитания народа. Что же касается Народных Социалистов и Трудовой Группы Социалистов-Революционеров, то партия, с одной стороны, должна разоблачать их псевдосоциалистический характер, с другой же должна всеми силами вырывать их из под влияния либералов и заставлять их бороться вместе с собой за доведение демократической революции до конца.
О Государственной Думе была принята такая резолюция (большевистская):
«1) Непосредственно политическими задачами социал-демократии в Думе является: а) выяснение народу полной непригодности Думы, как средства осуществить требование пролетариата и революционной мелкой буржуазии, в особенности крестьянства; б) выяснение народу невозможности осуществить политическую свободу парламентским путем, пока реальная власть остается в руках царского правительства, и выяснение неизбежности открытой борьбы народных масс с вооруженной силой абсолютизма, борьбы, имеющей своей целью обеспечение полноты победы — переход власти в руки народных представителей и созыв учредительного собрания на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования».
«2) На первый план должна быть выдвинута критическая, пропагандистская, агитационная и организационная роль с.-д. думской фракции, как одной из наших партийных организаций. Именно этим, а не непосредственно законодательным целям должны служить и законопроекты, вносимые с.-д. думской фракцией. Общий характер думской борьбы должен быть подчинен всей внедумской борьбе пролетариата, причем особенно важно использование массовой экономической борьбы и служение ее интересам».
{160}
«3) Борясь не только с самодержавием, но и с предательской политикой буржуазного либерализма, который, во имя лозунга «беречь Думу», фактически передает народные интересы в жертву черной сотне, социал-демократическая фракция и с.-д. партия, считаясь исключительно с ходом развившегося вне Думы, в силу объективных условий, революционного кризиса, не должна ни вызывать несвоевременных конфликтов, ни искусственно предотвращать или отсрочивать конфликт путем принижения своих лозунгов, способного лишь дискредитировать в глазах массы социал-демократию и оторвать ее от революционной борьбы пролетариата».
«4) Принимая во внимание, что (подчинение) исполнительной власти данной Думе (в форме так называемого ответственного министерства и т. и.), выражая непосредственно стремления либеральной буржуазии к сделке с самодержавием, могло бы на деле осуществится лишь при революционном напоре, недостаточно сильном для победы, социал-демократия не может ни выставлять, ни делать своими подобных лозунгов, затемняющих демократическое сознание масс и затрудняющих этим борьбу масс».
По вопросу о рабочем съезде и беспартийных рабочих организациях постановлено: в целях расширения и укрепления влияний социал-демократии на пролетариат усилить работу по организации профессиональных союзов и с.-д. пропаганду и агитацию внутри их, а также стараться привлекать широкие слои рабочих к участию во всякого рода партийных организациях. Съезд высказал желательность участия партийных организаций в беспартийных советах рабочих уполномоченных, в советах рабочих депутатов и съездах их представителей, а также желательность устройства таких учреждений, при условии строго партийной постановки этого дела в целях развития и укрепления с.-д. рабочей партии; и признал, что {161} агитация за беспартийный рабочий съезд вредна для классового развития пролетариата.
Вопрос о профессиональных союзах почти не разбирался на съезде, и резолюция о них была принята спешно. В ней съезд подтвердил резолюцию IV съезда и напомнил лишь социал-демократам, работающим в союзах, что они должны содействовать тому, дабы профессиональные союзы признали идейное руководство партии, и должны устанавливать с ней организационную связь.
Относительно партизанских выступлений съезд постановил: вести всем партийным организациям энергичную борьбу против партизанских выступлений и экспроприаций, разъясняя рабочим несостоятельность этих средств борьбы и весь их вред для дела революции; съезд воспретил членам партии какое бы то ни было участие в подобных выступлениях, равно и содействие им и решил распустит все специальные боевые дружины, имеющиеся при партийных организациях.
Относительно работы в армии съезд признал, что ее необходимо усилить, и поручил Центральному Комитету созвать для обсуждения вопросов по этой работе конференцию военных организаций и указал Комитету на необходимость обратить серьезное внимание на издание органа и агитационной литературы для солдат и матросов.
Съезд принял также резолюцию апеллировать к Английской демократии, призывая ее помешать Англии оказать России финансовую поддержку.
Перейдя к вопросам организационного характера, съезд утвердил переработанный им Организационный Устав (Приложение № 3), которым устранял в партии двоецентрие, так как подчинял Центральный Орган Центральному Комитету; избрал Ц. К. из 12 человек, постановив назначать 3-х от {162} национальных организаций; дал резолюцию о том, что Ц. К. должен иметь официальное представительство в Думской фракции, должен сообщать фракции свои директивы, и что все члены Центрального Комитета имеют право участвовать в заседаниях фракции с совещательными голосами; поручил Центральному Комитету осуществить объединение с Армянской социал-демократической рабочей организацией, признав представленный ею и несколько измененный проект приемлемым (Приложение 9-е), а также установил созыв в каждые 4-5 месяцев общепартийных периодических конференций, постановления которых принимали бы обязательную силу лишь по утверждении их Центральным Комитетом.