Организация исследования
Исследование проводилось 2008 году.
Эмпирическим объектом являлись студенты ПГТИ г. Перми. Общая выборка была разделена на две группы: 7 студентов, проживающих в родительской семье, и 7 студентов, живущих отдельно от родителей. Возраст испытуемых от 18 до 23 лет. Испытуемые были выровнены по половому признаку.
В соответствии с задачами нашей работы, для выявления особенностей социально – психологической адаптации и самоактуализации студентов, были применены статистические методы. Результаты исследования обрабатывались методами математической статистики посредством пакета программ Stat Soft Statistika 6.0 (русская версия). Использовался t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Для обнаружения особенностей взаимосвязей показателей адаптации и самоактуализации применялись корреляционный анализ по Пирсону.
Методики исследования
Психодиагностический комплекс состоял из 3 стандартизированных методик, отбор которых проводился в соответствии поставленным целям, а именно получения информации об особенностях социально – психологической адаптации и самоактуализации студентов, живущих в родительской семье и вне ее.
1. Методика «Исследование уровня субъективного контроля (УСК)» [5]. Данная методика разработана отечественными психологами Е.Ф.Бажиным, Е.А.Голынкиной, А.М.Эткинд и позволяет оценить сформированность у испытуемых уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Опросник УСК состоит из 44 утверждений, с каждым из которых можно согласиться (выбрать ответ «Да») или не согласиться (ответ «Нет»).
2. Методика «Социально-психологическая адаптированность личности (СПА)» [13].Опросник СПА был разработан К. Роджерсом и Р.Даймондом для выявления степени адаптированности-дезадаптированности в системе межличностных отношений. В качестве оснований для дезадаптации они предполагают ряд разнообразных обстоятельств: низкий уровень принятия себя, низкий уровень принятия других, то есть конфронтация с ними, эмоциональный дискомфорт, который может быть весьма различным по природе, сильную зависимость от других, то есть экстернальность, стремление к доминированию.
|
3. Методика «Самоактуализационный тест (САТ)» [6].Авторы - Ю.Е.Алешина, Л.Я. Гозман и др. Тест состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения. Тест измеряет самоактуализацию по двум базовым и 12 дополнительным шкалам.
Используемые показатели и их условные обозначения
Коэффициент социально-психологической адаптированности | |
Коэффициент социально-психологической дезадаптированности | |
Общая интернальность | |
Интернальность в области достижений | |
Интернальность в области неудач | |
Интернальность в семейных отношениях | |
Интернальность в области производственных отношений | |
Интернальность в области межличностных отношений | |
Интернальность в отношении здоровья и болезни | |
Ценностная ориентация | |
Гибкость поведения | |
Сензитивность | |
Спонтанность | |
Самоуважение | |
Самопринятие | |
Представление о природе человека | |
Синергичность | |
Принятие агрессии | |
Контактность | |
Познавательные потребности | |
Креативность |
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение
|
Исследование различий в степени выраженности социально-психологической адаптированности и самоактуализации личности у студентов, живущих в родительской семье и в не ее
С целью установления значимых различий в группах студентов, живущих в родительской семье (гр.2) и студентов, проживающих самостоятельно (гр.1), был проведен сравнительный анализ достоверных различий всех личностных показателей по Т-критерию Стьюдента (табл.1).
Таблица 1.
Различия средних значений показателей в группах студентов, живущих в родительской семье (гр.2) и студентов, проживающих самостоятельно (гр.1)
Название переменной | Среднее | Среднее | Уровень | |
Группа 1 | Группа 2 | t-критерий | значимости | |
Коэффициент социально-психологической адаптированности | 57,43 | 52,14 | 3,04 | 0,005 |
Коэффициент социально-психологической дезадаптированности | 7,21 | 12,5 | -3,25 | 0,003 |
При сравнении результатов диагностики с помощью Т - критерия Стьюдента обнаружены статистически достоверные различия по следующим шкалам:
· Шкала «Коэффициент социально–психологической адаптированности» (Методика «Социально-психологическая адаптированность личности» К.Роджерс и Р.Даймонд)
· Шкала «Коэффициент социально–психологической дезадаптированности» (Методика «Социально-психологическая адаптированность личности» К.Роджерс и Р.Даймонд)
|
Полученные результаты позволяют сделать следующие вывод:
Студенты, проживающие в не родительской семьи, по сравнению со студентами, живущими с родителями, имеют более высокий коэффициент социально-психологической адаптированности. То есть, студенты, живущие самостоятельно, противостоят различным природным и социальным факторам, и активно и целенаправленно воздействуют на них. Возможно так же, что ситуация самостоятельности способствует развитию этих свойств личности.