Глава II. Организация и методики исследования




Организация исследования

Исследование проводилось 2008 году.

Эмпирическим объектом являлись студенты ПГТИ г. Перми. Общая выборка была разделена на две группы: 7 студентов, проживающих в родительской семье, и 7 студентов, живущих отдельно от родителей. Возраст испытуемых от 18 до 23 лет. Испытуемые были выровнены по половому признаку.

В соответствии с задачами нашей работы, для выявления особенностей социально – психологической адаптации и самоактуализации студентов, были применены статистические методы. Результаты исследования обрабатывались методами математической статистики посредством пакета программ Stat Soft Statistika 6.0 (русская версия). Использовался t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Для обнаружения особенностей взаимосвязей показателей адаптации и самоактуализации применялись корреляционный анализ по Пирсону.

 

Методики исследования

Психодиагностический комплекс состоял из 3 стандартизированных методик, отбор которых проводился в соответствии поставленным целям, а именно получения информации об особенностях социально – психологической адаптации и самоактуализации студентов, живущих в родительской семье и вне ее.

 

1. Методика «Исследование уровня субъективного контроля (УСК)» [5]. Данная методика разработана отечественными психологами Е.Ф.Бажиным, Е.А.Голынкиной, А.М.Эткинд и позволяет оценить сформированность у испытуемых уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Опросник УСК состоит из 44 утверждений, с каждым из которых можно согласиться (выбрать ответ «Да») или не согласиться (ответ «Нет»).

 

2. Методика «Социально-психологическая адаптированность личности (СПА)» [13].Опросник СПА был разработан К. Роджерсом и Р.Даймондом для выявления степени адаптированности-дезадаптированности в системе межличностных отношений. В качестве оснований для дезадаптации они предполагают ряд разнообразных обстоятельств: низкий уровень принятия себя, низкий уровень принятия других, то есть конфронтация с ними, эмоциональный дискомфорт, который может быть весьма различным по природе, сильную зависимость от других, то есть экстернальность, стремление к доминированию.

3. Методика «Самоактуализационный тест (САТ)» [6].Авторы - Ю.Е.Алешина, Л.Я. Гозман и др. Тест состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения. Тест измеряет самоактуализацию по двум базовым и 12 дополнительным шкалам.


Используемые показатели и их условные обозначения

  Коэффициент социально-психологической адаптированности
  Коэффициент социально-психологической дезадаптированности
  Общая интернальность
  Интернальность в области достижений
  Интернальность в области неудач
  Интернальность в семейных отношениях
  Интернальность в области производственных отношений
  Интернальность в области межличностных отношений
  Интернальность в отношении здоровья и болезни
  Ценностная ориентация
  Гибкость поведения
  Сензитивность
  Спонтанность
  Самоуважение
  Самопринятие
  Представление о природе человека
  Синергичность
  Принятие агрессии
  Контактность
  Познавательные потребности
  Креативность

Глава III. Результаты исследования и их обсуждение

 

Исследование различий в степени выраженности социально-психологической адаптированности и самоактуализации личности у студентов, живущих в родительской семье и в не ее

С целью установления значимых различий в группах студентов, живущих в родительской семье (гр.2) и студентов, проживающих самостоятельно (гр.1), был проведен сравнительный анализ достоверных различий всех личностных показателей по Т-критерию Стьюдента (табл.1).

 

Таблица 1.

Различия средних значений показателей в группах студентов, живущих в родительской семье (гр.2) и студентов, проживающих самостоятельно (гр.1)

Название переменной Среднее Среднее   Уровень
  Группа 1 Группа 2 t-критерий значимости
Коэффициент социально-психологической адаптированности 57,43 52,14 3,04 0,005
Коэффициент социально-психологической дезадаптированности 7,21 12,5 -3,25 0,003

 

При сравнении результатов диагностики с помощью Т - критерия Стьюдента обнаружены статистически достоверные различия по следующим шкалам:

· Шкала «Коэффициент социально–психологической адаптированности» (Методика «Социально-психологическая адаптированность личности» К.Роджерс и Р.Даймонд)

· Шкала «Коэффициент социально–психологической дезадаптированности» (Методика «Социально-психологическая адаптированность личности» К.Роджерс и Р.Даймонд)

Полученные результаты позволяют сделать следующие вывод:

Студенты, проживающие в не родительской семьи, по сравнению со студентами, живущими с родителями, имеют более высокий коэффициент социально-психологической адаптированности. То есть, студенты, живущие самостоятельно, противостоят различным природным и социальным факторам, и активно и целенаправленно воздействуют на них. Возможно так же, что ситуация самостоятельности способствует развитию этих свойств личности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: