Анализ особенностей характера взаимосвязи. Для выявления специфики взаимосвязи показателей, сопоставим результаты корреляционного анализа, полученные по данным группы студентов, живущих в родительской семье, и студентов, проживающих самостоятельно. Исходя из цели и задач исследования, анализ картины корреляционных данных осуществлялся нами по следующей схеме:
1. Описание корреляционных связей общих для 2-х групп.
2. Описание корреляционной структуры в группе студентов, живущих в родительской семье
3. Описание корреляционной структуры в группе студентов, проживающих самостоятельно.
4. Описание различий корреляционных связей специфических для каждой группы.
5. Сравнение характера взаимосвязей корреляционных показателей обеих групп.
В результате корреляционного анализа в каждой группе были выявлены как общие, так и специфические связи.
Рассмотрим характер корреляционных связей показателей адаптированности и самоактуализации личности (рис.1,2).
Рис.1 Схема взаимосвязей показателей социально-психологической адаптированности и самоактуализации в группе студентов, живущих самостоятельно.
Рис.2 Схема взаимосвязей показателей социально-психологической адаптированности и самоактуализации в группе студентов, живущих в родительской семье.
В ходе исследования были выявлены корреляционные связи, характерные для обеих групп:
- высокая контактность связана с высокой спонтанностью и сензитивностью; высокая сензитивность в свою очередь связана с креативностью;
- высокое самоуважение связано с высоким самопринятием и спонтанностью;
- познавательные потребности пропорциональны ценностной ориентации;
|
- коэффициент социально-психологической адаптированности обратно пропорционален коэффициенту социально-психологической дезадаптированности.
Наличие этих связей, возможно, говорит о том, что современные студенты способны к быстрому установлению глубоких контактов с людьми и принятию себя; ценят свои чувства и спонтанно выражают их. Высокая степень самоактуализации связана со стремлением к приобретению знаний об окружающем мире.
Наибольшая плотность взаимосвязей наблюдается в выборке студентов, живущих в родительской семье. Выявились следующие показатели:
- Ценностная ориентация
- Принятие агрессии
- Контактность
- Самоуважение
- Спонтанность
- Гибкость поведения
-Сензитивность
- Креативность
Исходя из результатов, можно предполагать, что данные свойства являются ключевыми в данной группе. Рассмотрим взаимосвязи каждого из этих факторов (рис.2)
Высокая степень самоактуализации связана с выраженной творческой направленностью личности, со способностью ценить свои чувства и свободно их выражать, отдавать отчет в своих потребностях и чувствах, гибкостью человека в реализации своих ценностей и способностью реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации.
Способность принимать свою агрессивность как естественное проявление человеческой природы связана с высоким уровнем субъективного контроля над значимыми ситуациями, высоким коэффициентом социально психологической адаптированности. Принятие собственной агрессии так же связанно с гибкостью поведения и высоким самоуважением.
Способность к быстрому установлению контактов связана с самопринятием, самоуважением, высокой степенью самоактуализации и сензитивности.
|
Высокая креативность связана со стремлением к приобретению новых знаний, с высокой ответственностью за собственную жизнь, высокой самоактуализацией и гибкостью поведения.
То есть специфической особенностью студентов, живущих в родительской семье, является то, что самоактуализация взаимосвязана с блоком чувств; показатель «принятие агрессии» находится в более тесной взаимосвязи с другими показателями адаптированности и самоактуализации.
Наибольшее количество связей в группе студентов, живущих самостоятельно (рис.1) выявлено у показателей:
- Спонтанность
- Сензитивность
- Самоуважение
Вышеобозначенные показатели являются значимыми для обеих групп, но в каждой группе они вступают в разные симптомокомплексы. Принятие агрессии в группе студентов, живущих самостоятельно, связано, с одной стороны, с низкими представлениями о природе человека, с другой стороны, самоуважением и высокой спонтанностью поведения. Высокая адаптивность в группе студентов, проживающих самостоятельно, связана с высокой ответственностью за свое здоровье и развитым чувством субъективного контроля. Тогда как в группе студентов, проживающих с родителями, этот показатель коррелирует с контактностью и принятием агрессии. Отличительной особенностью группы студентов, проживающих самостоятельно, является и то, что показатель «интернальность в семейных отношениях» связан с показателем «интернальность в области здоровья». И чем выше в данной группе ответственность в области межличностных отношений, тем ниже самопринятие и самоуважение. В группе студентов, живущих в родительской семье, таких взаимосвязей не наблюдается.
|
Таким образом, сравнительный анализ характера взаимосвязей показателей социально-психолигической адаптации и самоактуализации студентов, живущих в родительской семье и в не ее, дает возможность сделать несколько выводов:
1. Наибольшая плотность взаимосвязей наблюдается в выборке студентов, живущих в родительской семье.
2. Для студентов, живущих в родительской семье, характерны более тесные взаимосвязи показателя «принятие агрессии» с другими показателями адаптированности и самоактуализации.
3. Адаптированность студентов, проживающих самостоятельно, зависит от развитости чувства субъективного контроля и высокой ответственности за свое здоровье.
4. Адаптированность студентов, живущих в родительской семье, зависит от контактности и способности принять свою агрессивность.
5. Высокая степень самоактуализации в группе студентов, живущих с родителями, связана с творческой направленностью личности, принятием своих чувств.
6. Высокая степень самоактуализации в группе студентов, живущих самостоятельно, зависит от стремления к приобретению знаний об окружающем мире.
Общие выводы
Результаты проведенного эмпирического исследования позволяют сделать следующие общие выводы:
· Выявлены различия в особенностях социально-психологической адаптированности и самоактуализации у студентов живущих в родительской семье и в не ее, которые проявляются в степени выраженности отдельных свойств, в характере связей между ними и в представленности разных свойств в системе этих связей.
· Студенты, проживающие в не родительской семьи, имеют более высокий коэффициент социально-психологической адаптированности, по сравнению со студентами, живущими с родителями. То есть, студенты, живущие самостоятельно, противостоят различным природным и социальным факторам, и активно и целенаправленно воздействуют на них. Возможно так же, что ситуация самостоятельного существования способствует развитию этих свойств личности.
· Наибольшая плотность взаимосвязей наблюдается в выборке студентов, живущих в родительской семье.
· Для студентов, живущих в родительской семье, характерны более тесные взаимосвязи показателя «принятие агрессии» с другими показателями адаптированности и самоактуализации.
· Адаптированность студентов, проживающих самостоятельно, зависит от развитости чувства субъективного контроля и высокой ответственности за свое здоровье.
· Адаптированность студентов, живущих в родительской семье, зависит от контактности и способности принять свою агрессивность.
· Высокая степень самоактуализации в группе студентов, живущих с родителями, связана с творческой направленностью личности, принятием своих чувств.
· Высокая степень самоактуализации в группе студентов, живущих самостоятельно, зависит от стремления к приобретению знаний об окружающем мире.
Список литературы
1. Абульханова К.А., Енакаева Р.Р. Российский менталитет – или игра без правил? // Российский менталитет: психология личности, сознание, социальные представления. М., 1996
2. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976
3. Ананьев Б.Г. О психологических аспектах социализации // Человек и общество. ЛГУ. 1971
4. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности - Иркутск, 1986
5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988
6. Ионов В.А., Максимов С.А. О некоторых психолого-педагогических и медико-физиологических факторах адаптации студентов // Специалист, 2004, № 11, стр. 33-36
7. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Ростов-на-Дону, 2005.
8. Карелин А.Н. Большая энциклопедия психологических тестов. М., 2006.
9. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997
10. Маслоу А. Мотивация и личность. М., 2001
11. Налчаджан А.А. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван: Изд-во АН АрмСССР, 1988
12. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию: становление человека. М.: Прогресс, 1994.
13. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб., 2006
14. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960
15. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002
Приложение 1
G_1:1 | G_2:2 | t-value | p | |
VAR1 | 57,42857 | 52,14286 | 3,042963 | 0,005301 |
NEWVAR2 | 7,214286 | 12,5 | -3,24848 | 0,003194 |
NEWVAR3 | 34,28571 | 27,5 | 1,193794 | 0,243337 |
NEWVAR4 | 17,35714 | 12,5 | 1,640874 | 0,112867 |
NEWVAR5 | 11,42857 | 7,857143 | 1,271833 | 0,214691 |
NEWVAR6 | 6,071429 | 3,071429 | 1,356741 | 0,186528 |
NEWVAR7 | 10,14286 | 7,785714 | 1,3413 | 0,191423 |
NEWVAR8 | 6,071429 | 5,357143 | 0,577795 | 0,568373 |
NEWVAR9 | 1,642857 | 2,142857 | -0,32494 | 0,747827 |
NEWVAR10 | 13,78571 | 13,71429 | 0,102021 | 0,919523 |
NEWVAR11 | 14,42857 | 0,373655 | 0,711691 | |
NEWVAR12 | 7,928571 | 7,857143 | 0,090794 | 0,928352 |
NEWVAR13 | 10,42857 | 0,568511 | 0,574566 | |
NEWVAR14 | 12,07143 | 10,76923 | 1,750686 | 0,092264 |
NEWVAR15 | 12,92857 | 12,78571 | 0,201714 | 0,84171 |
NEWVAR16 | 5,142857 | 5,285714 | -0,42492 | 0,674392 |
NEWVAR17 | 4,142857 | 4,214286 | -0,15617 | 0,877102 |
NEWVAR18 | 9,785714 | 9,642857 | 0,157584 | 0,876002 |
NEWVAR19 | 11,5 | 0,484915 | 0,631798 | |
NEWVAR20 | 5,714286 | 5,714286 | -1,7E-15 | |
NEWVAR21 | 6,428571 | 6,714286 | -0,48074 | 0,634722 |
Приложение 2
-0,74 | |||||||||||||||||||||
0,28 | -0,27 | ||||||||||||||||||||
0,34 | -0,42 | 0,56 | |||||||||||||||||||
0,57 | -0,5 | 0,35 | 0,74 | ||||||||||||||||||
0,48 | -0,35 | 0,36 | 0,13 | 0,27 | |||||||||||||||||
0,37 | -0,2 | 0,45 | 0,52 | 0,2 | -0,02 | ||||||||||||||||
-0,25 | -0,03 | 0,43 | 0,05 | 0,18 | 0,02 | -0,26 | |||||||||||||||
0,58 | -0,41 | 0,29 | 0,2 | 0,46 | 0,62 | -0,16 | 0,23 | ||||||||||||||
0,33 | -0,24 | 0,13 | 0,18 | 0,23 | 0,08 | 0,28 | -0,21 | 0,25 | |||||||||||||
0,12 | -0 | 0,11 | 0,03 | -0,4 | -0,21 | 0,56 | -0,44 | -0,3 | 0,06 | ||||||||||||
-0,11 | 0,43 | -0,06 | 0,02 | -0,08 | -0,24 | 0,06 | -0,2 | 0,05 | 0,2 | 0,24 | |||||||||||
-0,02 | 0,32 | -0,42 | -0,12 | -0,16 | -0,45 | 0,15 | -0,25 | -0,1 | -0,09 | 0,43 | 0,63 | ||||||||||
0,19 | 0,21 | -0,07 | -0,03 | -0,19 | -0,21 | 0,35 | -0,56 | -0,06 | 0,01 | 0,59 | 0,45 | 0,556 | |||||||||
0,14 | 0,26 | -0,52 | -0,2 | -0,27 | 0,02 | -0,02 | -0,72 | 0,1 | -0,06 | 0,35 | 0,45 | 0,626 | 0,556 | ||||||||
0,17 | -0,18 | 0,57 | -0,03 | -0,02 | 0,37 | 0,33 | 0,42 | 0,2 | 0,46 | 0,01 | -0,21 | -0,34 | -0,306 | -0,481 | |||||||
-0,17 | -0,2 | -0,27 | -0,35 | -0,33 | -0 | -0,45 | 0,16 | 0,1 | -0,1 | 0,13 | -0,3 | -0,13 | -0,211 | -0,119 | -0,12 | ||||||
-0,09 | 0,08 | -0,34 | 0,08 | 0,06 | -0,49 | -0,13 | -0,11 | 0,05 | -0,14 | -0,05 | 0,6 | 0,523 | 0,313 | 0,314 | -0,62 | -0,06 | |||||
0,39 | -0,11 | -0,2 | 0,35 | 0,38 | -0,37 | 0,22 | -0,41 | 0,2 | 0,21 | 0,24 | 0,5 | 0,598 | 0,431 | 0,498 | -0,52 | -0,18 | 0,63 | ||||
-0,18 | 0,21 | 0,11 | 0,18 | -0,09 | -0,11 | 0,18 | -0,32 | -0,09 | 0,67 | 0,1 | 0,29 | -0,1 | 0,29 | 0,075 | 0,17 | -0,26 | -0 | 0,041 | |||
0,16 | 0,1 | 0,06 | 0,11 | 0,09 | -0,27 | 0,21 | -0,3 | -0,1 | 0,42 | 0,45 | 0,74 | 0,455 | 0,485 | 0,199 | -0,1 | -0,19 | 0,27 | 0,493 | 0,33 |
Корреляционный анализ (студенты, живущие одни) | |||||||||
Marked correlations are significant at p <.05000 | |||||||||
N=14 (Casewise deletion of missing data) | |||||||||
Приложение 3
-0,7 | |||||||||||||||||||||
0,46 | 0,01 | ||||||||||||||||||||
0,14 | 0,1 | 0,3 | |||||||||||||||||||
0,38 | 0,11 | 0,41 | 0,33 | ||||||||||||||||||
0,1 | 0,16 | 0,31 | 0,06 | 0,19 | |||||||||||||||||
0,16 | 0,07 | 0,31 | 0,22 | 0,52 | 0,29 | ||||||||||||||||
0,16 | 0,05 | 0,08 | 0,14 | 0,32 | 0,01 | 0,16 | |||||||||||||||
0,15 | 0,03 | 0,11 | 0,09 | -0,3 | 0,14 | 0,35 | 0,29 | ||||||||||||||
0,32 | 0,06 | 0,53 | 0,12 | 0,21 | 0,07 | 0,17 | 0,33 | 0,01 | |||||||||||||
0,39 | 0,21 | 0,46 | 0,51 | 0,08 | 0,27 | 0,14 | 0,22 | 0,17 | 0,67 | ||||||||||||
0,02 | 0,34 | 0,4 | 0,17 | 0,24 | 0,23 | 0,76 | 0,31 | 0,18 | 0,62 | 0,38 | |||||||||||
0,48 | 0,02 | 0,44 | 0,33 | 0,02 | 0,07 | -0,1 | 0,03 | 0,06 | 0,76 | 0,48 | 0,32 | ||||||||||
0,22 | 0,02 | 0,33 | 0,17 | 0,12 | 0,22 | 0,29 | -0,4 | 0,39 | 0,72 | 0,65 | 0,65 | 0,568 | |||||||||
0,36 | -0,37 | 0,16 | 0,36 | 0,15 | 0,22 | 0,09 | 0,35 | 0,35 | 0,58 | 0,75 | 0,33 | 0,324 | 0,807 | ||||||||
0,15 | 0,14 | 0,34 | 0,32 | 0,09 | 0,32 | 0,36 | 0,19 | 0,49 | 0,5 | 0,11 | -0,03 | 0,589 | -0,12 | -0,16 | |||||||
0,3 | -0 | 0,36 | -0,38 | 0,27 | -0,2 | 0,37 | 0,22 | -0,19 | 0,08 | 0,211 | -0,328 | -0,562 | 0,37 | ||||||||
0,53 | -0,16 | 0,63 | 0,02 | 0,28 | -0,21 | 0,29 | -0,19 | -0,05 | 0,87 | 0,62 | 0,59 | 0,772 | 0,773 | 0,531 | 0,28 | 0,12 | |||||
0,55 | -0,3 | 0,28 | 0,04 | 0,32 | -0,15 | 0,48 | -0,17 | -0,44 | 0,6 | 0,58 | 0,64 | 0,555 | 0,84 | 0,749 | -0,18 | -0,13 | 0,72 | ||||
-0,13 | 0,47 | 0,02 | 0,18 | -0,1 | 0,26 | -0,06 | -0,25 | -0,18 | 0,64 | 0,55 | 0,38 | 0,547 | 0,437 | 0,282 | 0,32 | -0,14 | 0,42 | 0,255 | |||
0,29 | 0,3 | 0,69 | 0,42 | 0,26 | -0,16 | 0,21 | 0,02 | -0,09 | 0,63 | 0,63 | 0,51 | 0,581 | 0,477 | 0,269 | 0,23 | 0,04 | 0,63 | 0,423 | 0,61 |
Корреляционный анализ (студенты, живущие с родителями) | ||||||||||
Marked correlations are significant at p <.05000 | ||||||||||
N=14 (Casewise deletion of missing data) | ||||||||||