Причины появления страхов




Большинство ученых сходятся во мнении, что иррациональные страхи, связанные с определенными объектами или ситуациями, — являются приобретенными расстройствами (К.Э. Изард, Е.П. Ильин и др.). Однако единого мнения о генезе страхов, фобий не существует. Одни авторы рассматривают их как своего рода условные эмоциональные рефлексы (Н.Д. Линдле), как врожденную, психодинамическую характеристику (А.И. Захаров, Н.Д. Левитов и др.). Другие считают, что в основе лежит биологическая предрасположенность (готовность) реагировать страхом на определенные стимулы из-за нарушений в химическом балансе мозга, при которых одних внутренних медиаторов оказывается много, а других мало. Данная позиция представляет собой традиционную медицинскую (соматическую) точку зрения (Е.В. Колюцкая). Некоторые авторы считают иррациональные страхи, фобии результатом опосредованного научения, что, по мнению А.Бандуры, является следствием возникновения заученных реакций (например, при наблюдении ребенком страхов у взрослых), как условие и результат социализации (Н.В. Имедадзе, А.М. Прихожан, Е.Савмна, К.Хорни).

Таким образом, причины появления страхов скрыты как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и в социальных, определяющим из которых является тревога и запугивания взрослого и как следствие — появление внушенных страхов.

Основной причиной появления большого количество страхов у детей дошкольного возраста является вина родителей: незнание родителями психологических и возрастных особенностей детей (14%), наличие страхов у самих родителей (10%), авторитарный, гиперсоциальный стиль воспитания (28%), конфликтные отношения в семье (48%). Поэтому, можно сказать, что большое количество страхов являются внушенными, результатом неправильных родительских взаимоотношений, стиля воспитания, конфликтных отношений в семье. Также, при детальном теоретическом рассмотрении динамики детских страхов (В.В. Абраменкова,А.Джерсилд, А.И. Захаров, П.С. Зобов, Л.В. Венгер, Ф.Холмс, Е.П. Ильин, Ю.М. Орлов, Л.Лекрон, З.Матейчек, И.Раншбурга) выяснилось, что у данной возрастной категории большинство страхов определяются социальными факторами. То есть, группа внушенных страхов является результатом систематического и чрезмерного использования взрослыми угроз и запугиваний.

Информирование взрослых

Таким образом, необходимым условием для нормального психического здоровья детей дошкольного возраста является информирование взрослых (родителей, сотрудников дошкольных учреждений) по поводу причин, последствий, форм социализации и профилактики детских страхов. Вести пропагандистскую работу педагогу необходимо с родителями детей, посещающих ДОУ. Это могут быть различные семинары, доклады, раздаточный материал, диагностические данные детей, совместные занятия с психологом.

Схемы взаимодействия могут выглядеть так:

1).

Родитель через воспитателя обращается к психологу с запросом коррекции страха, тот в свое время проводит индивидуальные занятия, корригирующие душевное равновесие, кроме этого, дает указания родителю. Также, родитель напрямую может обратиться за помощью к психологу.

Следующая схема взаимодействия предполагает инициативу воспитателя: педагог обращает внимание родителя на боязнь ребенка, также просит психолога провести диагностику и последующую коррекцию тревожности и страха.

2).

Следующая схема определяет психолога как организатора взаимодействия: то есть, в ходе диагностического обследования выявляется высокий уровень тревожности и страха. Психолог уточняет у воспитателя другие признаки проявления страха и тревожности, а также, через педагога опрашивает родителя. Далее работа ведется непосредственно с ребенком, но, может включать совместную деятельность, предполагающую взаимодействие:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: