Представление о строении и развитии личности в психоанализе ( З.Фрейд, А.Адлер, К.Г.Юнг)




Фрейд. Личность состоит из 3 структурных областей, инстанций: Оно, Я, Сверх-Я.

Сверх-Я: система моральных и эстетических ценностей, норм, которыми человек руководствуется в своей жизни. Они разумно совместимы с теми нормами, которые приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе социализации. Сверх-Я – последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. Дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими формирующими фигурами.

Основные функции Сверх-Я:

Идеал - поощрительный аспект Сверх-Я. Имеющаяся у человека система моральных ценностей предписывает ему определенные идеальные образцы, с которыми он должен соотносить и оценивать свои мысли, чувства и поступки, и к которым он должен стремиться. Установление для себя высоких стандартов и их достижение.

Самонаблюдение – Сверх-Я постоянно наблюдает, насколько поведение человека соответствует этим идеалам.

Совесть – определенный комплекс переживаний, которым Сверх-Я реагирует на степень соответствия чувств, мыслей и поступков идеальным, представленным в Эго-идеале. Если соответствуют, то совесть спокойна, иначе – начинает испытывать муки совести выражаемые в чувстве стыда, вины, моральной несостоятельности.

Происхождение. Сверх-Я не врождена, она формируется у ребенка в раннем детстве при участии родителей и близких людей. До возникновения собственного Сверх-Я его место занимает Сверх-Я родителей. Процесс его вращивания – постепенная идентификация ребенка со Сверх-Я своих родителей.

Оно: примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, которые коренятся в биологической системе человека. Оно функционирует целиком в бессознательном. Выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями. Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании. Требования биологической природы являются императивными и неустранимыми до тех пор, пока не будут удовлетворены. Основной принцип, которым руководствуются влечения Оно - принцип удовольствия. Фрейд выделил сексуальное влечение - «либидо», которое является

Механизмы избавления личности от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы (в первом случае автоматический ответ на сигнал – чихание, если рефлекторный акт не возможен, то первичные процессы представления – психический образ объекта, сновидения, галлюцинации, психозы).

Эго: часть личности, которая обращена к внешнему миру инаходится в прямом и непосредственном контакте с ним. В нем представлено разумное начало. Его ведущие способности: сознавать и воспринимать. Выполняет две функции в жизни человека: познавательная (благодаря сознаванию и восприятию может строить образ окружающего мира адекватный его свойствам) и регуляционная (Я регулирует поведение человека, приспосабливая требования влечений Оно и морально-этические требования Сверх-Я к реальным условиям и объектам. Эти притязания все время расходятся и Я часто не справляется с ними. Эго эволюционирует из Оно, заимствуя часть энергии для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Основной принцип, которым руководствуется Эго – принцип реальности. Цель – сохранить целостность организма, путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда буден найдена возможность достичь разрядки подходящим образом. Принцип реальности вносит в наше поведение меру разумности. Эго является исполнительным органом личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем.

Движущая сила поведения – энергия возбуждения, производимого телесными потребностями.

1) Природный организм. Не природа как таковая, а телесные влечения, которые стали поводом, предпосылкой для определенных личностных проблем. Телесная энергия – источник развития. Любое психическое явление должно иметь конечную телесную причину. Фрейд подчеркивает «символику тела» – явления психосоматических заболеваний, в которых источником телесных недугов может быть неразрешенная проблема, связанная с психическими переживаниями.

2) Социальные отношения вторичны. Они – последствия отношений в семье, ребенка к отцу и матери. Социальные предпочтения смоделированы в раннем детстве. Эдипов комплекс – модель таких отношений. Но эти последствия не фатальны, их можно попытаться осознать. Связь между предпочитаемыми социальными отношениями и отношением к своим родителям.

3) а) Познавательное представление о себе. Интеллект – орудие Я, сознания. Если Я слабое, то интеллект может быть источником неверных защит – рационализаций. Но Фрейд считал, что любая проблема может быть решена рационально.

Б) Понятие самости, собственно личности, реальное Я. Не принимает понятия самости. Описанная им совокупность с телом и есть сущность человека. Источник личностного развития – в прошлом.

Характеристикой личности является наличие мотивационного конфликта между Сверх-Я и Оно. Это конфликт между культурным и природным началом, или конфликт между природными сексуальными влечениями и морально-эстетическими ограничениями со стороны общества. Этот конфликт неизбежен и неотвратим т.к. человек имеет двойственную природу: биологическую и общественную.

Адлер. Личность человека – его индивидуальность, совокупность устойчивых индивидуальных особенностей. Основной фактор, определяющий развитие личности – главная жизненная цель, достижению которой подчинена жизнь человека. Жизнь – явление телеологическое, целеустремленное, целенаправленное. Жизненные цели возникают у ребенка в первые годы жизни. Они оказывают основополагающее влияние на формирование его индивидуальности. А черты индивидуальности – средства, необходимые для достижения этой цели. Все индивидуальные особенности – целостная система, направленная на достижение цели.

Главная жизненная цель, определяющая развитие их индивидуальности –достижение превосходства над другими людьми. Конкретное содержание этой цели может быть чрезвычайно многообразным – стремление к власти, богатству, силе, красоте… Возникает в первые годы жизни как компенсаторная реакция на неизбежное чувство неполноценности.

Чувство неполноценности и компенсация. Чувство неполноценности берет свои истоки в детстве. Ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а так же стремление к совершенству и безупречности. Это нормальная компенсация – устремление человека к саморазвитию, росту, компетентности. Гиперкомпенсация – комплекс превосходства (преувеличение своих возможностей).

Врожденное чувство общности. Предпосылки его врождены, но они должны проявиться. Особый вклад делает мать (направление и поощрение). Основные формы проявления – дружба, любовь, братство, забота о ближнем. Человек – прежде всего социальное существо. Он может нормально жить и развиваться только в обществе. Чувство общности способствует единению людей. Оно является важной предпосылкой и условием общественной жизни. От развитости социального интереса зависит психическое здоровье.

Творческое Я – источник активности человека, люди сами ответственны за то, кем они становятся и как себя ведут.

1) Природный организм. Телесные переживания ценны, но первичными Адлер их не считает. Телесные особенности, например, дефекты, могут стать источником комплекса социальной неполноценности. Но развитие личности начинается не с тела.

2) Социальные отношения – первичны, выражаются в чувстве общности. В них начинается развитие личности. Особенности воспитания - преграды к развитию, как и органические дефекты. Позитивная компенсация комплекса неполноценности возможна только в сотрудничестве с другими людьми. Непонимание жизненного стиля – несоответствие жизненного стиля жизненным целям, который есть средство их достижения. Непонимание, как и комплекс неполноценности приводит к затруднению в социальных контактах.

3) а) Познавательное представление о себе. Интеллект различает по социальной значимости на:

Лично-ориентированный – самооправдания, неверная защита, компенсация комплекса неполноценности;

Разум – реализация чувства общности.

б) Понятие самости, собственно личности, реальное Я. Самость – собственно личность. Источник собственно личностного развития – в будущем, это жизненные цели.

Объективный конфликт: стремление к достижению превосходства и чувство общности. Чем более ярко выражено стремление к достижению превосходства конфликт

Юнг. Личность состоит из трех взаимодействующих структур: эго, личное бессознательное, коллективное бессознательное.

Эго(индивидуальное сознательное) – центр сферы сознания, основа самосознания. Включает в себя мысли, чувства, воспоминания, ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми, регулируем свою Де.

Личное бессознательное – конфликты и воспоминания, которые когда–то осознавались, но теперь подавлены или забыты. Оно содержит в себе комплексы или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного. Эти комплексы скомпонованы вокруг самых обычных тем (влияют на поведение индивида). Например, комплекс власти – расходует психическую энергию на деятельность прямо или символически связанную с темой власти. Комплекс может быть осознан.

Коллективное бессознательное – хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Это совокупность универсальных личностных проблем, которые могут возникать перед человеком в разные времена. Коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов – архетипов. Архетипы – врожденные идеи, формы (изначально пустые) или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом (предрасполагающие факторы). Врожденные здесь тенденции эмоционально, когнитивно и поведенчески реагировать на конкретные ситуации. Архетипы: Я – представление о себе, поверхностное Я; Персона –публичное лицо, множество проигрываемых социальных ролей. Она для других и скрывает истинную сущность; Тень – темная, дурная и животная сторона личности, неуправляемое телесное желание, но это и источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в человеке. Функция Эго направить в нужное русло энергию тени. Анима и анимус - человек существо по своей природе бисексуальное (развитие плода, гормоны, маскулинность и фемининность - в одном человеке). Феминный архетип в мужчине - анима, маскулинный в женщине - анимус. Эти архетипы являются не только причиной наличия у человека психологических характеристик противоположного пола, но и влияют на понимание между мужчинами и женщинами. Самость – сердцевина личности, вокруг которой объединены остальные. Это переживание индивидуации, уникальности себя, своего поступка, мысли и одновременно – переживание единства с человечеством. Архетип находится на границе личного и коллективного бессознательного. Это безличный архетип, символ равновесия. Самость упорядочивает остальные свойства. Здесь возможно единство сознания и бессознательного, они не противоречат, а дополняют друг друга.

Индивидуация – приближение к пониманию себя, развитие личности, путь к коллективному бессознательному, к единству с человечеством. Это выявление собственных сущностных свойств. Конечная цель – полная реализация Я, становление единого, неповторимого и целостного индивида. Конечное выражение индивидуации – сознательная реализация человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Итог индивидуации – самореализация.Цель индивидуализации – достижение самости, интеграции архетипов. Самости можно достич только к 35-40 годам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: