Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции характеризует показатель эффективности производства отдельных изделий и рассчитывается по формуле:
(5)
S – себестоимость продукции, руб.
Q – объём товарной продукции в оптовых ценах, руб.
Z = 1188024 / 1440000 = 0,83 руб.
В табл. 7 рассчитаем прибыль предприятия из расчета 15% от себестоимости и определим цену изделия.
Таблица 7 – Калькуляция себестоимости единицы изделия
n/n | Статьи затрат | Затраты, руб. |
1. | Сырье и материалы (за вычетом отходов) | 12,47 |
2. | Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты | 7,25 |
3. | Транспортно-заготовительные расходы | 1,97 |
4. | Заработная плата производственных рабочих | 3,24 |
5. | Отчисления на соцстрахование | 1,29 |
Итого: переменные затраты | 26,22 | |
6. | Постоянные затраты | 72,78 |
Итого: полная себестоимость | 99,00 | |
7. | Предполагаемая прибыль 15(%) от полной себестоимости | 14,85 |
8. | Итого: оптовая цена предприятия | 113,85 |
9. | НДС | 22,77 |
10. | Отпускная цена (n. 7 + n. 8) | 136,62 |
Таким образом, если предполагаемая прибыль от полной себестоимости составит 15%, то оптовая цена одного изделия – 113,85.
Существуют разные методы ценообразования, базирующиеся на затратах. Это методы ценообразования на основе: переменных затрат; валовой прибыли; рентабельности продаж; рентабельности активов.
Метод переменных затрат состоит в том, что рассчитывается некоторая процентная наценка к переменным производственным затрат для каждого вида продукции.
Таблица 8 – Переменные производственные затраты на единицу продукции
Наименование затрат | Суммарные затраты | Затраты на ед. продукции |
I. Переменные производственные затраты: | ||
1. прямые материальные затраты | 21,69 | |
2.. прямые трудовые затраты | 4,53 | |
3. переменные общепроизводственные затраты | 1,83 | |
(n.1 + n. 2 + n. 3) | 28,06 | |
II. Постоянные общепроизводственные расходы | 20,85 | |
III. Другие затраты: | ||
1. Коммерческие расходы | 39,38 | |
2. Общие расходы | 8,10 | |
3. Административные расходы | 2,62 | |
Итого: n.1 + n. 2 + n. 3 | 50,10 | |
IV. Итого зат: n. I + n. III + n. III |
|
Для расчета предполагаемой цены изделия по методу переменных затрат используют формулу:
(6)
Пр.н. – процент наценки
Р – желаемая величина прибыли
Зпост. – суммарная постоянная производственных затрат
Зс – коммерческие, общие, административные расходы
Зпер. – суммарная переменная производственных затрат
В настоящее время предприятие получает прибыль в размере 252 тыс. руб., рассчитаем цену изделия исходя из желаемой прибыли в 300 тыс. руб.:
Цена устанавливается на основе процентной надбавки, ко всем переменным производственным затратам по формуле:
(7)
Ц – цена на основе переменных затрат
Зпер.ед. – переменные производственные затраты на ед. продукции
Пр.н. – процент наценки
Ц = 28,06 + (3,42 ∙ 28,06) = 124,00 руб.
Метод валовой прибыли установление цены в качестве расчетной базы использует валовую прибыль, которая определяется как разница между объемом реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции. Цена устанавливаемая по этому методу обеспечивает получение желаемой прибыли и покрывает затраты, которые не учтены при расчете валовой прибыли. Расчет цены на основе валовой прибыли осуществляется по формулам:
|
(8)
З – затраты не учтенные при расчете валовой прибыли;
Зсум – суммарные производственные затраты.
(9)
Зсум.ед. – суммарные производственные затраты на единицу продукции.
Цв.п. = 48,90 + (1,54 ∙ 48,90) = 124,00 руб.
Метод рентабельности продаж позволяет рассчитать процентную наценку, которая включает только желаемую величину прибыли по формулам:
(10)
Цена на основе рентабельности продаж определяется по формуле:
(11)
Зсум.ед. – суммарные затраты на единицу продукции
Цв.п. = 99,00 + (0,25 ∙ 99,00) = 124,00 руб.
Метод рентабельности активов обеспечивает определенный уровень рентабельности активов. Цена изделия рассчитывается по формуле.
(12)
Цр.ак. – цена на основе рентабельности активов
Нр – желаемая норма рентабельности активов
Сак – общая стоимость задействованных активов
Q – ожидаемый объем производства в единицах
При стоимости задействованных активов в 1,5 млн. руб. и норме рентабельности активов, в 15% цена продукции составит:
Таким образом, методы ценообразования основанные на затратах исходят из желаемой прибыли, однако при ценообразовании в условиях рыночной экономики, необходимо учитывать покупательский спрос и ценовую политику конкурентов. В тоже время данные методы позволяют определить ориентировочную цену изделия.
По результатам исследования проведенного в целом по главе можно сделать следующие выводы:
· производство продукции ОАО «ММЗ» является материало- и зарплатоёмким;
· значительная часть прямых затрат имеет характер постоянных и контролируемых, в то время как основная масса косвенных затрат – постоянные и неконтролируемые;
|
· объём производства изделия «Топорик хозяйственный» превышает точку безубыточности, которая находится на уровне 9259 шт.;
· методы ценообразования, основанные на затратах исходят из желаемой прибыли производителя и не учитывают рыночные факторы.