Характеристика вокального ансамбля




Введение

Работа с вокальным ансамблем, творческим коллективом, постановка концертных номеров является одним из междисциплинарных курсов, входящих в профессиональный модуль ПМ.03 Организационно-управленческая деятельность профессионального цикла Основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования специальности 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады по виду «Эстрадное пение», основная цель которого - повышение качества подготовки специалистов и расширение возможностей использования их в развитии музыкальной культуры общества.

Ансамблевое исполнительство - распространенная форма музыкального воспитания в учреждениях дошкольного и школьного образования, детских

школ искусств, детских музыкальных школах, среднеобразовательных и среднеспециальных учреждениях профессионального образования.

В условиях современной жизни ансамблевое исполнительство приобрело довольно широкую популярность, поэтому профессиональная подготовка артистов и руководителей вокальных ансамблей и творческих коллективов является одной из актуальных задач обучения специалистов, оканчивающих Частное учреждение профессионального образования «Столичный профессиональный колледж».

План-программа «Работа с вокальным ансамблем, творческим коллективом, постановка концертных номеров» защищается студентом отделения «Театрально-эстрадного искусства» по специальности 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады по виду «Эстрадное пение», прошедшего изучение сольного пения (эстрадной направленности), ансамблевого исполнительства по виду «Эстрадное пение», истории стилей музыкальной эстрады в Частном учреждении профессионального образования «Столичный профессиональный колледж».

 

Выполнение план-программы включает в себя исполнение двух вокальных произведений вокальным ансамблем (творческим коллективом), состоящим из студентов 3 и 4 курса Частного учреждения профессионального образования «Столичный профессиональный колледж» специальности «Музыкальное искусство эстрады»:

 

  Программа вокального ансамбля  
Название произведения Авторы произведения
1. «Don’t speak» Слова и музыка Gwen Stefani
2. «Роман» Слова и музыка Юрий Лемчук и Юрий Остапенко

 

 

Теоретическая часть

Характеристика вокального ансамбля

Музыкальная эстрада сегодня занимает особое место среди различных видов музыкального искусства. Этому в значительной степени способствует высокий уровень развития средств массовой информации и коммуникаций, активно транслирующих популярную эстрадную музыку в виде записей концертных выступлений артистов, их клипов, аудиозаписей и пр. Данная ситуация способствует росту интереса к эстрадной музыке у подрастающего поколения, и в особенности к вокальной ансамблевой эстраде.

Занятиям в вокальном ансамбле отводится большая воспитательная роль, где воспитываются такие важные черты личности как воля, организованность, выдержка, чувства коллективизма.

Работа с творческим коллективом, вокальным ансамблем строится на основе достижений наук, таких как музыкознание, эстетика, психология и педагогика.

Для определения понятия современного вокального ансамбля необходимо обратиться к различным литературным источникам хороведческой направленности.

Во многом понятие современного эстрадного ансамбля совпадает с определением хора, но существуют и различия, так как деятельность направлена на исполнение эстрадного-джазового репертуара, в то время как хор исполняет классический.

А. А. Егоров в своем труде «Теория и практика работы с хором» характеризует хор следующим образом: «Хором называется более или менее многочисленная группа певцов, исполняющих вокально-хоровое произведение. При этом каждая партия поется несколькими однородными голосами. Этим хоровой коллектив как вокальная организация значительно отличается от вокального ансамбля (дуэта, трио, квартета и т.д.), в котором каждая отдельная партия всегда поручается одному исполнителю. Наиболее типичным, чистым видом хорового коллектива является хор a cappella, то есть коллектив, поющий без инструментального сопровождения. Хор a cappella – это своеобразный вокальный оркестр, который на основе синтеза звука и слова передает своими богатыми красками художественные образы музыкального произведения».[1]

«Хор – это такое собрание поющих, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы»[2]

Ансамбль как музыкальная организация представляет собой вокально-исполнительский коллектив, объединенный и организованный творческими целями и задачами. Важным принципом здесь является коллективное начало.

«Под ансамблем (фр. ensemblie - вместе) в любом виде искусства подразумевается стройное единство и согласованность деталей, образующих единую композиционную целостность»[3]

«Художественное единство – уравновешенность всех компонентов

исполнения является высшей формой согласованности и характеризуется понятием ансамбль»[4]

Задача педагога научить детей разбираться в потоке информации: воспитать хороший музыкальный вкус, научить слышать и видеть, что «хорошо» и что «плохо». Дети готовы выступать не только в качестве слушателей, сторонних наблюдателей, но и стремятся быть непосредственными участниками концертных программ. Сердце каждого ребенка открыто для музыки, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя, и тогда, став частью его души, она поселится в нем навечно.

Состав ансамбля может быть самым разнообразным, в зависимости от количества учеников, в основном от 2-10 человек. Для успешной деятельности коллектива руководитель должен заранее планировать занятия, грамотно подбирать репертуар.

Методы работы с вокальным ансамблем многообразны и сложны, так как объединяют познавательный процесс с практическим умением участников ансамбля.

Способы обучения и приёмы, с помощью которых передаются навыки и знания ансамблевого исполнительства являются результатом многочасовой работы.

Весь период занятий в вокальном ансамбле перед участниками ставятся одни и те же задачи, подобранные по трудностям и варьирующиеся.

Одна из специфик ансамблевого исполнительства – пение без дирижера. В этом случае задача руководителя ансамбля настроить и подготовить коллектив к самостоятельному исполнению произведений, чтобы ученики осваивали самостоятельные навыки исполнительства в коллективе, которые подчиняются строю, темпу, динамике.

Цели работы:

1. совершенствование чистоты интонирования (при пении в унисон и 2-х 3-х голосов, сольно)

2. создание метро - ритмического ансамбля

3. выработка дикционной четкости

4. работа над манерой исполнения, так как «певческая манера профессиональных певцов, определяется прежде всего характером музыки, которую им приходится исполнять.»[5]

5. совершенствование мелодического и гармонического слуха

6. создание репертуарного плана

7. формирование художественного образа, т.е. «умения правильно, со смыслом, выразительно передать содержание произведения»[6], показать вокально - технические возможности каждого участника вокального ансамбля. Способность показывать «эмоциональное «проживание» исполнения»[7]

Состав вокального ансамбля (творческого коллектива) студентов 4 курса по специальности Музыкальное искусство эстрады (Частное учреждение профессионального образования «Столичный Профессиональный Колледж», количество голосов:

1. Канунникова Ангелина, 19 лет (сопрано)

2. Дуенко Анна, 19 лет (сопрано)

3. Дудник Ирина, 19 лет (альт)

4. Новикова Дарья, 19 лет (альт)

Ансамбль крупной формы (квартет) исполняют двухголосное произведение в жанре рок-баллады «Don’t speak» - под фонограмму «- 1»

 

Состав вокального ансамбля (творческого коллектива) студентов 4 курса по специальности Музыкальное искусство эстрады (Частное учреждение профессионального образования) «Столичный Профессиональный Колледж», количество голосов:

1. Дуенко Анна, 19 лет (сопрано)

2. Дудник Ирина, 19 лет (альт)

Ансамбль малой формы (дуэт) исполняют двухголосное произведение в жанре поп-музыки «Роман» - под фонограмму «- 1»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: