Введение
Работа с вокальным ансамблем, творческим коллективом, постановка концертных номеров является одним из междисциплинарных курсов, входящих в профессиональный модуль ПМ.03 Организационно-управленческая деятельность профессионального цикла Основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования специальности 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады по виду «Эстрадное пение», основная цель которого - повышение качества подготовки специалистов и расширение возможностей использования их в развитии музыкальной культуры общества.
Ансамблевое исполнительство - распространенная форма музыкального воспитания в учреждениях дошкольного и школьного образования, детских
школ искусств, детских музыкальных школах, среднеобразовательных и среднеспециальных учреждениях профессионального образования.
В условиях современной жизни ансамблевое исполнительство приобрело довольно широкую популярность, поэтому профессиональная подготовка артистов и руководителей вокальных ансамблей и творческих коллективов является одной из актуальных задач обучения специалистов, оканчивающих Частное учреждение профессионального образования «Столичный профессиональный колледж».
План-программа «Работа с вокальным ансамблем, творческим коллективом, постановка концертных номеров» защищается студентом отделения «Театрально-эстрадного искусства» по специальности 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады по виду «Эстрадное пение», прошедшего изучение сольного пения (эстрадной направленности), ансамблевого исполнительства по виду «Эстрадное пение», истории стилей музыкальной эстрады в Частном учреждении профессионального образования «Столичный профессиональный колледж».
Выполнение план-программы включает в себя исполнение двух вокальных произведений вокальным ансамблем (творческим коллективом), состоящим из студентов 3 и 4 курса Частного учреждения профессионального образования «Столичный профессиональный колледж» специальности «Музыкальное искусство эстрады»:
Программа вокального ансамбля | ||
№ | Название произведения | Авторы произведения |
1. | «Don’t speak» | Слова и музыка Gwen Stefani |
2. | «Роман» | Слова и музыка Юрий Лемчук и Юрий Остапенко |
Теоретическая часть
Характеристика вокального ансамбля
Музыкальная эстрада сегодня занимает особое место среди различных видов музыкального искусства. Этому в значительной степени способствует высокий уровень развития средств массовой информации и коммуникаций, активно транслирующих популярную эстрадную музыку в виде записей концертных выступлений артистов, их клипов, аудиозаписей и пр. Данная ситуация способствует росту интереса к эстрадной музыке у подрастающего поколения, и в особенности к вокальной ансамблевой эстраде.
Занятиям в вокальном ансамбле отводится большая воспитательная роль, где воспитываются такие важные черты личности как воля, организованность, выдержка, чувства коллективизма.
Работа с творческим коллективом, вокальным ансамблем строится на основе достижений наук, таких как музыкознание, эстетика, психология и педагогика.
Для определения понятия современного вокального ансамбля необходимо обратиться к различным литературным источникам хороведческой направленности.
Во многом понятие современного эстрадного ансамбля совпадает с определением хора, но существуют и различия, так как деятельность направлена на исполнение эстрадного-джазового репертуара, в то время как хор исполняет классический.
А. А. Егоров в своем труде «Теория и практика работы с хором» характеризует хор следующим образом: «Хором называется более или менее многочисленная группа певцов, исполняющих вокально-хоровое произведение. При этом каждая партия поется несколькими однородными голосами. Этим хоровой коллектив как вокальная организация значительно отличается от вокального ансамбля (дуэта, трио, квартета и т.д.), в котором каждая отдельная партия всегда поручается одному исполнителю. Наиболее типичным, чистым видом хорового коллектива является хор a cappella, то есть коллектив, поющий без инструментального сопровождения. Хор a cappella – это своеобразный вокальный оркестр, который на основе синтеза звука и слова передает своими богатыми красками художественные образы музыкального произведения».[1]
«Хор – это такое собрание поющих, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы»[2]
Ансамбль как музыкальная организация представляет собой вокально-исполнительский коллектив, объединенный и организованный творческими целями и задачами. Важным принципом здесь является коллективное начало.
«Под ансамблем (фр. ensemblie - вместе) в любом виде искусства подразумевается стройное единство и согласованность деталей, образующих единую композиционную целостность»[3]
«Художественное единство – уравновешенность всех компонентов
исполнения является высшей формой согласованности и характеризуется понятием ансамбль»[4]
Задача педагога научить детей разбираться в потоке информации: воспитать хороший музыкальный вкус, научить слышать и видеть, что «хорошо» и что «плохо». Дети готовы выступать не только в качестве слушателей, сторонних наблюдателей, но и стремятся быть непосредственными участниками концертных программ. Сердце каждого ребенка открыто для музыки, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя, и тогда, став частью его души, она поселится в нем навечно.
Состав ансамбля может быть самым разнообразным, в зависимости от количества учеников, в основном от 2-10 человек. Для успешной деятельности коллектива руководитель должен заранее планировать занятия, грамотно подбирать репертуар.
Методы работы с вокальным ансамблем многообразны и сложны, так как объединяют познавательный процесс с практическим умением участников ансамбля.
Способы обучения и приёмы, с помощью которых передаются навыки и знания ансамблевого исполнительства являются результатом многочасовой работы.
Весь период занятий в вокальном ансамбле перед участниками ставятся одни и те же задачи, подобранные по трудностям и варьирующиеся.
Одна из специфик ансамблевого исполнительства – пение без дирижера. В этом случае задача руководителя ансамбля настроить и подготовить коллектив к самостоятельному исполнению произведений, чтобы ученики осваивали самостоятельные навыки исполнительства в коллективе, которые подчиняются строю, темпу, динамике.
Цели работы:
1. совершенствование чистоты интонирования (при пении в унисон и 2-х 3-х голосов, сольно)
2. создание метро - ритмического ансамбля
3. выработка дикционной четкости
4. работа над манерой исполнения, так как «певческая манера профессиональных певцов, определяется прежде всего характером музыки, которую им приходится исполнять.»[5]
5. совершенствование мелодического и гармонического слуха
6. создание репертуарного плана
7. формирование художественного образа, т.е. «умения правильно, со смыслом, выразительно передать содержание произведения»[6], показать вокально - технические возможности каждого участника вокального ансамбля. Способность показывать «эмоциональное «проживание» исполнения»[7]
Состав вокального ансамбля (творческого коллектива) студентов 4 курса по специальности Музыкальное искусство эстрады (Частное учреждение профессионального образования «Столичный Профессиональный Колледж», количество голосов:
1. Канунникова Ангелина, 19 лет (сопрано)
2. Дуенко Анна, 19 лет (сопрано)
3. Дудник Ирина, 19 лет (альт)
4. Новикова Дарья, 19 лет (альт)
Ансамбль крупной формы (квартет) исполняют двухголосное произведение в жанре рок-баллады «Don’t speak» - под фонограмму «- 1»
Состав вокального ансамбля (творческого коллектива) студентов 4 курса по специальности Музыкальное искусство эстрады (Частное учреждение профессионального образования) «Столичный Профессиональный Колледж», количество голосов:
1. Дуенко Анна, 19 лет (сопрано)
2. Дудник Ирина, 19 лет (альт)
Ансамбль малой формы (дуэт) исполняют двухголосное произведение в жанре поп-музыки «Роман» - под фонограмму «- 1»