Методы обучения.
Методы обучения (от греческого "метод" - путь, способ) - это способ работы учителя и учащегося, при помощи которых достигается усвоение учащимся знаний, умений и навыков, формируется их мировоззрение и развиваются их способности. Такое определение метода вытекает из сущности процесса обучения.
В определении подчеркиваются различные стороны метода:
- как способ передачи учителем знаний;
- как пути их усвоения учащимся;
- как средство для развития способностей и мировоззрения.
Правильно выбранный метод на уроке позволит педагогу обеспечить учащегося необходимыми знаниями, поможет активизировать их творческую активность и интерес к учению.
Музыкальная педагогика на современном этапе накопила богатый арсенал методов обучения. Совершенствование методики учебной работы идет постоянно. Современный этап характеризуется особенно интенсивными поисками в области методов обучения. Цели поисков - добиться активизации познавательной деятельности учащегося, найти дополнительные возможности разностороннего развития.
В музыкальной педагогике существует несколько классификаций методов обучения, из них две наиболее распространенные:
Классификация по источнику получения знаний, умений и навыков.
В соответствии с этой классификацией методы обучения делятся на три группы:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
К словесным относятся рассказ, объяснения, беседа, работа с учебником или книгой.
Слово учителя - самый доступный и распространенный инструмент обучения. На первом этапе обучения музыке у детей пока не накопилось достаточное количество музыкальных представлений, словесный метод является главенствующим способом обучения.
|
С помощью слова педагог может вызвать у детей в сознании яркие картинки, активизировать воображение, эмоции и чувства.
К наглядным методам относятся наблюдение (показ педагога), демонстрация наглядных пособий, к/фильмов, д/фильмов. При помощи наглядных методов знания становятся прочнее и глубже, формируются яркие представления.
К практическим методам относятся упражнения, собственно игра учащегося (разучивание, выучивание наизусть, работа над образом), т.е. те методы, которые позволяют реализовать на игре объяснения, показ учителя позволяет выразиться ученику в музыке.
Подробнее остановимся на второй классификации.
Классификация по уровню подготовки учащегося.
Выделяет пять методов обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- проблемно-поисковый;
- творческий (исследовательский).
Объяснительно-иллюстративный.
Этот метод наиболее распространенный в учебной практике. Позволяет в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед учеником задачи, указать пути их решения.
Этот метод включает в себя словесную часть (объяснение, рассказ, дискуссия, беседа), наглядную (показ учителя, нотный материал, художественная литература, записи, фильмы и т.д.), и практическую. Кроме того, в него входят вспомогательные способы стимулирования - одобрение, осуждение, поощрение и наказание, соревнование и т.д.
Подчеркивая значение объяснительно-иллюстративного метода работы, следует остановиться на словесных пояснениях, как необходимого дидактического приема обучения и связанного с ним эмоционального воздействия на ученика. Педагогические замечания должны быть своевременными, краткими, лаконичными по форме, максимально глубокими по содержанию, эмоционально-образными. Конечно же, на различных этапах работы над произведением замечания педагога будут различными. Однако, следует подчеркнуть, что всегда очень полезными и нужными были образы, сравнения, метафоры. Именно тогда, как говорил Р.Шуман, "цепь правил будет обвита серебряной нитью фантазий". Педагогу следует позабоиїтиться о минимальном количестве остановок ученика во время игры. Для этого нужно пользоваться попутными объяснениями (в этих словах особенно важна краткость}, предупреждающими приближение кульминации, динамических оттенков и т.д. Для попутных разъяснений многие педагоги в своей практике прибегают к дирижерским жестам, подстукиванию и подпеваншо.
|
К исправлению ошибок, высказыванию замечаний лучше переходить после целостного прослушивания пьесы, используя принципы дидактики - от общего к частному, от простого к сложному. При этом из поля зрения преподавателя не должны выпадать вопросы грамотного профессионального анализа музыкальной ткани: своеобразие гармоничного языка, наличие полифонии, особенности формы и т.д.
В период работы над музыкальным произведением полезно сопоставлять их с аналогичными явлениями в области литературы и изо. Это способствует активизации образного мышления, углублению и расширению жизненного и эмоционального опыта учащегося, его кругозора. Установление беспредметных связей, в результате комплексного воздействия различных видов искусств, у учащегося развивается тонкая наблюдательность, воображение, создающее предпосылки для его творческого мышления.
|
Говоря об объяснительно-иллюстративном методе, нужно указать на особую эффективность исполнительского показа педагога, бесспорно усиливающего интерес к обучению. Особенно велика роль показа в период овладения новыми, ранее не встречающимися исполнительскими трудностями. В зависимости от уровня способностей и подготовки ученика, его инициативности и быстроты реакции, показ помет быть различным. Можно использовать целостное исполнение произведения до начала работы ученика над ним, а в процессе работы переходить к проигрыванию отдельных деталей. Одной из форм может быть утрирование, преувеличение, демонстрация. Такой показ Т.Нейгауз назвал «замедленной съемкой» и рекомендовал, как средство, активизирующее образно-эмоциональное восприятие музыки. В произведениях с подвижными темпами можно на первом этапе использовать преувеличенное подчеркивание ритмической пульсации. Однако, нельзя абсолютизировать роль педагогического показа (может привести к копированию).
Репродуктивный метод.
Применяется чаще всего тогда, когда учащийся еще не приучен к самостоятельному решению задач, стоящих перед ним. Суть его заключается в многократном повторении отдельных приемов или эпизодов, с целью развития автоматизма действий, совершаемых по образцу, данному педагогом.
Однако, чрезмерное увлечение этим ведет к формальному усвоению материала.
Проблемные методы.
Проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное привлечение учащегося к решению проблемных задач, в процессе которых он активно усваивает новые знания. Один из наиболее действенных и эффективных в учебном процессе
Проблемное обучение можно разделить на два отдельных метода: проблемный метод и частично-поисковый метод.
В первом случае ученик самостоятельно должен найти только одно, единственно правильное решение; во втором случае - из нескольких предложенных вариантов, выбрать один.
Проблемный метод обучения применяется преимущественно для развития творческой, учебно-познавательной и трудовой деятельности, способствует более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями, развивает такие черты личности, как творческое отношение к делу, самостоятельность, активность, сознательность.
Частично-поисковый метод является активным импульсом в развитии учащегося, при котором поставленная педагогом задача частично решается учащимся. Так, имея соответствующую подготовку, учащийся может самостоятельно справиться с такими задачами, как определение аппликатуры, смена дыхания и т.д.
Данные методы позволяет ученику не превращаться в "сосуд", заполняемый педагогом, а побуждают ученика к работе над совершенствованием своего мастерства.
Творческий метод.
Является высшим этапом самостоятельной работы учащегося. Суть его состоит в том, что воспитаннику предоставляется возможность самому решать технические и творческие задачи. Конечно же, данный метод предполагает наличие определенной базы у учащегося навыков и умений.
Выбор метода на уроке определяется многими факторами. Прежде всего, выбор метода диктует цель урока. Педагог должен перед уроком четки представлять структуру урока, задачи урока, и в связи с этим выбирать конкретные методы. Во-вторых, выбор метода зависит от уровня развития учащихся, и от личности преподавателя.