Проблемы регистрации и эксплуатации




Еще одно серьезное упущение законодателя – это несовершенная система налогообложения маломерных судов, которая, на наш взгляд, требует радикальных изменений. Взять, к примеру, налог на гидроцикл в Москве. Собственник гидроцикла с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно обязан ежегодно оплачивать налог с каждой лошадиной силы в размере 125 рублей. Следует отметить, что сравнительно редко гидроциклы имеют мощность двигателя менее 100 л.с. Как правило, мощность стандартного гидроцикла составляет 150 л.с., а значит, собственник такого плавсредства подпадает под другую систему расчетов налогообложения. Для гидроциклов с двигателем свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) налог за 1 л.с. составляет 250 руб. в год. Обратимся к простой арифметике. Если мощность гидроцикла составляет 150 л.с., то в год собственник такого маломерного судна должен выплатить 37 500 руб. И это притом что период навигации в России составляет 4-5 месяцев, то есть большую часть времени гидроцикл не используется. Бюджет может недосчитаться значительных средств, так как проще заплатить штраф, чем налог.

И еще одна уловка, которую практикуют судовладельцы, – это постановка своих судов на учет только на период навигации. Затем они снимают судно с учета, в результате бюджет недосчитывается налоговых поступлений. Таким образом, необходимо установить разумный предел налога на маломерные суда с тем, чтобы граждане не прибегали к различного рода схемам и уловкам.

Маломерные суда в своем подавляющем большинстве используются для отдыха. Вместе с тем сегодня российский маломерный флот все активнее начинает использоваться и для коммерческих целей. Недавние изменения в российском законодательстве стимулировали этот процесс.

Коммерческая деятельность с использованием маломерных судов подлежит лицензированию. Однако до недавнего времени получить лицензию, например, на перевозку пассажиров или грузов на маломерных судах было невозможно, поскольку для этого были нужны документы, которых у маломерного судна попросту быть не могло. Требовались изменения в условиях регистрации маломерных судов.

В этой связи уже упоминавшийся федеральный закон № 36 от 23 апреля 2012 г. установил, что классификацией и освидетельствованием маломерных судов, осуществляющих коммерческую деятельность, будут заниматься Российский речной регистр и Российский морской регистр судоходства с выдачей соответствующего акта. Государственная регистрация таких судов возлагается теперь на капитанов морских портов либо капитанов бассейнов внутренних водных путей.

Но даже принятие указанного закона не сняло с повестки дня множество вопросов, с которыми на практике столкнулись владельцы маломерных судов, решивших заниматься коммерческой деятельностью. В особенности это касалось маломерных рыболовных судов.

На этот счет Минтрансом России было подготовлено письмо от 6 февраля 2013 г. № ОВ-24/1169, в котором в связи с поступающими обращениями судовладельцев маломерных судов рыбопромыслового флота был разъяснен порядок регистрации маломерных судов и прав на них.

Согласно письму при государственной регистрации маломерных судов, ранее зарегистрированных в ГИМС МЧС России, капитан морского порта или администрация бассейна внутренних водных путей осуществляет государственную регистрацию маломерных судов на основании заявления, к которому прилагаются следующие документы:

- судовой билет;

- подтверждение об исключении маломерного судна из реестра маломерных судов.

Если же речь идет о маломерных судах, ранее не зарегистрированных в ГИМС МЧС России, то прилагаются следующие документы:

- правоустанавливающие документы, которые в соответствии с законодательством России подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение (обременение) прав на суда;

- документ, выданный Российским речным регистром или Российским морским регистром судоходства и подтверждающий фактическое соответствие судна данным о нем, указанным в правоустанавливающих документах, и классификацию судна как маломерного.

После регистрации маломерного судна и прав на него маломерное судно подлежит освидетельствованию, по результатам которого в судовом билете делается отметка о годности судна к плаванию.

Весьма важный вклад маломерные суда вносят в решение социально-экономической проблемы, известной под названием северного завоза.

Актуальность поиска эффективных механизмов северного завоза обусловлена и тем, что территория российского Севера занимает свыше 11 млн кв. км, на которых проживает лишь 8% населения России, но здесь производится 20% внутреннего валового продукта страны и около 60% ее совокупного экспорта.

Нередко транспортировка товаров в тот или иной населенный пункт возможна только по воде, но учитывая предельно малые глубины, узкий фарватер и другие сдерживающие факторы, пройти здесь могут только маломерные суда, другой альтернативы нет. Раньше маломерные суда были вынуждены работать фактически незаконно на свой страх и риск. В результате некоторых из владельцев маломерных судов привлекали даже к уголовной ответственности. Например, в Магадане в 2009 году было возбуждено порядка 10 таких дел.

И только теперь с принятием нового законодательства о маломерных судах появилась возможность осуществлять такие перевозки на вполне легальной основе.

В целом же, как нам кажется, потенциал маломерного флота для развития экономики России практически не задействован. Между тем маломерные суда могут быть эффективно использованы не только для целей отдыха и спорта, но и успешного решения целого ряда социально-экономических задач, прежде всего перевозок пассажиров и грузов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: