Налоговая система Российской Федерации




3.1. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в конце 1991 года, когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За прошедшие годы было много, видимо даже слишком много, отдельных частных изменений, но основные принципы налогообложения сохранились.

Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990- первой половине 1991 гг. в рамках союзного государства. Но плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 г. более стройной структурой российского налогового законодательства.

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определил Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». К понятию «другие платежи» были отнесены обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования.

В настоящее время указанный выше закон действует в части, не противоречащей Налоговому кодексу Российской Федерации (далее кодекс), часть I которого введена в действие с 01.01.1999г., а часть II – с 01.01.2001г. (главы 21 «Налог на добавленную стоимость», 22 «Акцизы», 23 «Налог на доходы физических лиц, 24 «Единый социальный налог», 27 «Налог с продаж»); с 01.01.2002г. – глава 25 «Налог на прибыль организаций»; с 01.01.2003г. – главы 26.2 «Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения», 26.3. «Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности» и 28 «Транспортный налог».

Первая часть кодекса посвящена общим вопросам налогообложения юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, физических лиц. Вторая часть кодекса освещает проблемы, связанные с порядком исчисления и уплаты отдельных видов налогов, включенных в налоговую систему Российской Федерации.

Часть I кодекса определяет основные понятия, применяемые в налогообложении, права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков, порядок осуществления налоговыми органами мероприятий налогового контроля.

В соответствии с требованиями статьи 17 кодекса налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога и порядок и сроки уплаты налога.

Объектами налогообложения согласно статье 38 кодекса являются операции по реализации товаров (работ, услуг), имущества, доход (прибыль), стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, наличие которых связано с возникновением обязанности по уплате налогов.

Законодатель установил, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный налоговый период.

Статьей 53 кодекса определено, что налоговая база – это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, а налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Понятие налогового периода содержится в статье 55 кодекса – это определенный период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.

Порядок исчисления налога определен в кодексе как конкретный порядок уплаты налога, который устанавливается законодательством о налогах. Порядок и сроки уплаты налога установлены как срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

Кодекс определяет, что плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами во зло жена обязанность у плачивать налоги. [6]

По налогам могут в законодательном порядке устанавливаться определенные льготы. К их числу относятся:

• необлагаемый минимум объекта налога;

• изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

• освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

• понижение налоговых ставок;

• вычет из налогового платежа за расчетный период;

• целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

• прочие налоговые льготы.

Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги российским законодательством возлагается на налогоплательщика.

В этих целях налогоплательщик обязан:

• вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;

• представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

• вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого им заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;

• в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной налоговым органом, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;

• выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах.

По механизму формирования российские налоги также подразделяются на прямые и косвенные.

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации выделяют федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

 

К федеральным налогам и сборам относятся:

1. налог на добавленную стоимость;

2. акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3. налог на прибыль (доход) организации;

4. налог на доходы от капитала;

5. налог на доходы физических лиц;

6. взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7. государственная пошлина;

8. таможенная пошлина и сборы;

9. налог на пользование недрами;

10. налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11. налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12. налог на право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13. лесной налог;

14. водный налог;

15. экологический налог;

16. федеральные лицензионные сборы.

Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок), объекты налогообложения, плательщики налога в и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.

 

К региональным налогам и сборам относят:

1. налог на имущество организации;

2. налог на недвижимость;

3. дорожный налог;

4. транспортный налог;

5. налог с продаж;

6. налог на игорный бизнес;

7. региональные лицензионные сборы.

К местным налогам и сборам относят:

1. земельный налог;

2. налог на имущество физических лиц;

3. налог на рекламу;

4. налог на наследование или дарение;

5. местные лицензионные сборы.

Большинство региональных и местных налогов устанавливаются законодательными актами РФ и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки налогов определяются законодательными актами республик или решением органов государственной власти краев, областей и т.д. Отдельные из местных налогов могут вводиться региональными и городскими органами власти и зачисляются в местные бюджеты.

Ответственность за правильность исчисления и уплаты налога несет налогоплательщик В первую очередь уплачиваются все поимущественные налоги и пошлины (налог на имущество организации), их сумма вычитается из налогооблагаемого дохода или налогооблагаемой прибыли Затем уплачиваются местные подоходные налоги, после чего с оставшейся суммы рассчитываются и уплачиваются все остальные налоги (налог на прибыль).

3.2.Пути оптимизации налоговой системы России. [7]

 

Современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания. Между тем в последние десятилетия, как в западных странах, так и в Российской Федерации появились и получили развитие тенденции усложнения налогового законодательства, распространения затратных и малоэффективных мер налогового администрирования. В результате неоправданно высокое бремя налогов стало возлагаться на рядовых неплательщиков и на производительный сектор экономики в целом, в то время как искушенные в финансовых технологиях и пользующиеся услугами высококвалифицированных консультантов представители финансово-банковского сектора, сферы биржевой торговли, крупномасштабных международных валютных и кредитно-финансовых операций криминального бизнеса пользуются практическим режимом иммунитета от всех форм налогообложения.

Если исходить из задач налогообложения и принимать во внимание провозглашенные Президентом Российской Федерации и Правительства РФ цели экономической политики, то основные направления проводимой в Российской Федерации налоговой политики должны быть следующими:

• высокая прогрессивность обложения особо высоких, спекулятивных доходов (для уменьшения слишком большого неравенства в распределении доходов в обществе);

• установление необлагаемого минимума для получателей особо низких доходов (не менее 2,5 тыс. рублей в месяц);

• льготное налогообложение производственного сектора (налогом на прибыль) и низкооплачиваемого наемного труда (социальными налогами);

• льготное налогообложение основных продуктов потребления, определяющих необходимый минимум потребления (и, соответственно, стоимость рабочей силы);

• льготные режимы налогообложения для экспорта продукции перерабатывающей промышленности и высокотехнологичных отраслей;

• повышенное налогообложение прибылей и доходов, вывозимых за рубеж не на цели содействия экспорту товаров и услуг;

• особо льготный налоговый режим для инвестиционной деятельности, особенно для вложений в высокотехнологичные и наукоемкие отрасли;

• введение системы экологических платежей, охватывающей все виды негативного воздействия на окружающую среду.

Основной подход при рассмотрении вопроса о применении налоговых льгот в отношении тех или иных отраслей и секторов экономики должен состоять в следующем. Налоговая льгота – это, по сути, форма субсидии, а эффективность субсидий в масштабах экономики достигается лишь при их максимальной концентрации в точках экономического роста. Из этого следует, что в условиях ограниченности материальных и финансовых ресурсов государство должно поддерживать только те предприятия, которые, использовав государственную поддержку и одновременно осуществив на ее основе комплекс организационно-технических мероприятий, способны добиться увеличения объемов и качества выпускаемой продукции, использовать гибкую ценовую политику в соответствии с потребностями внутреннего рынка. Такие предприятия могут стать действительными лидерами макроэкономической стабилизации, способными вытянуть за собой всю цепь сопряженных производств, обеспечивая в дальнейшем наращивание поступлений в бюджет в объеме, превосходящем размер оказанной государственной поддержки.

При этом следует иметь в виду, что применение налоговых льгот в целях стимулирования экономического развития одновременно ведет к усложнению налогового законодательства; у налогоплательщиков появляется стимул перевести свою деятельность под формальные признаки и условия, позволяющие им претендовать на получение незаслуженных или избыточных налоговых льгот. В связи с этим и в западных странах, и в Российской Федерации серьезной проблемой стало уклонение от уплаты налогов, распространение различных схем обхода налоговых законов.

В этих условиях резко возрастает важность и значимость контрольной работы налоговых органов, и потому к ней должны предъявляться особые требования. Здесь главное – сформировать у налогоплательщиков понимание неотвратимости выявления нарушения и взыскания в бюджет полной суммы причитающихся к уплате налогов. Поэтому основной задачей остается эффективный выбор объектов налогового аудита и повышение качества проводимых документальных проверок, просветительская работа по повышению налоговой дисциплины и ответственности налогоплательщиков. К сожалению, многие формы налоговых злоупотреблений не могут быть устранены только этими методами. Поэтому перед налоговыми органами стоит задача не просто выявлять факты сокрытия доходов и ухода от налогообложения, но и пытаться идти на шаг вперед посредством совершенствования нормативно-правовой базы, оперативного перекрытия возможных каналов возникновения налоговых нарушений.

Следует добиваться перехода к системе единого общегосударственного Реестра налогоплательщиков, в котором должны учитываться все граждане, начиная с рождения. При этом каждому гражданину должен присваиваться единый и постоянный идентификационный номер (ПИН-код). Необходимо также поставить вопрос о переводе в систему МНС России кадастра недвижимости (Земельного кадастра) и, возможно, единого депозитария ценных бумаг предприятий «первой линии» (прошедших листинг фондовой биржи). Клиентов этих двух реестров интересует, прежде всего, надежность ведения их учета, что и будет им обеспечено под строгим контролем государства – в лице налоговых органов. Одновременно будут решены и вопросы уклонения от уплаты налогов в этой сфере.

Переориентация функции налоговой системы с фискальной на стимулирующую позволит без ущерба для экономики в полной мере использовать налоговые рычаги государственного регулирования, создавая предпосылки для экономического роста и притока инвестиции в производственную сферу, что, в свою очередь, позволит создать надежный фундамент для обеспечения стабильных поступлений в казну государства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

За десять лет своего существования налоговая служба России прошла в системе государственной власти путь от структурного подразделения в составе Минфина до федерального министерства, главной задачей которой является обеспечение наполняемости бюджета страны при четком выполнении налогового законодательства.

За это время при активном участии налоговых органов было создано новое налоговое законодательство, которое при всех имевшихся на начальном этапе его формирования недостатках обеспечивало сбор налогов, необходимых для финансирования первоочередных нужд экономики и социальной сферы.

Поэтому продолжается работа по упрощению механизма налогообложения, в том числе и в отношении платежей, устанавливаемых региональными (субъектами Российской Федерации) и местными органами. При простом и ясном налоговом законодательстве будет проще работать не только плательщикам, но и налоговым инспекторам.

Совершенствование налоговой системы происходит в направлении последовательного снижения налогового бремени с переориентацией налоговой нагрузки на конечного потребителя. Это благотворно влияет на улучшение финансового состояния предприятий и, как следствие, на их налоговую дисциплину.

Рыночные реформы, сопровождавшиеся первоначально спадом производства и высокой инфляцией, выдвинули в качестве главной задачи бюджетно-налоговой политики повышение собираемости налогов. Подобная ситуация предопределила приоритетность фискальной функции налоговой системы, инструментом реализации которой, как известно, являются, прежде всего, косвенные налоги.

Не вызывает сомнений, что с позиций фискального значения эти налоговые рычаги играют важнейшую роль. Вместе с тем из мирового опыта налогового регулирования известно о достаточно неоднозначном влиянии косвенных налогов на экономику. Реализуя свою фискальную направленность, они в наибольшей степени, чем другие налоги, препятствуют экономическому росту.

Необходимо учитывать, что сама продуктивность фискального потенциала косвенных налогов далеко не безгранична. Возможность наращивать объем поступлений в бюджет за счет косвенного налогообложения ограничена уровнем рыночных цен, которые сдерживаются спросом и конкуренцией. Пришедший на смену административному регулированию рыночный механизм формирования цен делает бесперспективным дальнейший упор на косвенные налоги, поскольку он способен привести лишь к новому витку инфляции, снижению конкурентоспособности продукции отечественных производителей и соответственно потере завоеванных позиций на внутреннем и внешних рынках.

 

Список литературы:

 

1. Балабин В.И. Налоговое право: теория, практика споры. – М.: Книжный мир, 2000;

2. Гаврилова Т.В. О налоге не доходы физических лиц // Налоговый вестник, 2002, №12;

3. Истратова М.В. Переход на упрощенную систему налогообложения и НДС Российский налоговый курьер, 2002, №24;

4. Казанцев В.А. Проигравших не будет // Российский налоговый курьер, 2002, №23;

5. Кашин В.А., Бобоев М.Р. О совершенствовании налоговой системы Российской Федерации // Налоговый вестник, 2002, №12;

6. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993;

7. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. – М.: Инфра, 2001;

8. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. - М.: Юрайт-М, 2001;

9. Нестеров В.В. Сущность налога. Его общественное значение // Налоговый вестник, 2002,.№7;

10. Сокол М.П., Волошина А.Н. Налог на доходы физических лиц: налоговые вычеты // Налоговый вестник, 2002, №12;

11. Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.

12. 2006-2007 Проект экономика. https://economics.wideworld.ru/

13. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.11.2004, с изм. от 01.07.2005) // СЗ РФ от 03.08.1998, № 31, ст. 3824, СЗ РФ от 04.07.2005, № 27, ст. 2717.

 


[1] Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.

[2] Статья 57 Конституции РФ

[3] Пункт 1 статьи 8 НК РФ

[4] Пункт 2 статьи 8 НК РФ

[5] Исп.данные жур. «Налоговый вестник», №12, 2002 с.15-16;

[6] статья 11 НК РФ

[7] В.А. Кашин, М.Р. Бобоев «О совершенствовании налоговой системы Российской Федерации», «Налоговый вестник» №12, 2002, стр. 14



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: