Задания суммативного оценивания
за 1 четверть по предмету «Русский язык и литература»
Слушание
Задание 1
Ознакомьтесь с заданиями теста. Прослушайте текст один раз и ответьте на вопросы.
За каждый правильный ответ выставляется 1 балл.
Транскрипт
Мавзолей Айша-Биби
Недалеко от современного Тараза - города с более чем двухтысячелетней историей сохранилось множество шедевров средневековой архитектуры. Среди них есть памятник особой исторической ценности, включённый ЮНЕСКО в список объектов всемирно- исторического значения. Это мавзолей Айша-Биби. Он был сооружён в 12 столетии. Легенда гласит, что его построил один из царей караханидов в качестве усыпальницы для любимой безвременно погибшей невесты по имени Айша-Биби. Согласно преданию девушка погибла от укуса коварной змеи, когда находилась на пути к возлюбленному.
Вся конструкция мавзолея выглядит необычайно лёгкой и изящной. Она включает капители и колонны, изготовленные из терракотовых блоков. Это единственное на территории Казахстана древнее сооружение, облицованное резными терракотовыми плитками. На плитках имеется до 60 образцов различных геометрических и растительных орнаментов. Уже более восьми столетий этот свидетель прошлого стоит вопреки всем ветрам и непогодам, как доказательство непревзойдённого искусства древних мастеров.
1. Сколько лет городу Таразу? А) 500 лет
В) 1000 лет
С) 2000 лет
D) 3000 лет
2. Какой памятник средневековой архитектуры внесен в список ЮНЕСКО? А) город Тараз
В) мавзолей Айша-Биби.
С) усыпальница царя караханидов
D) растительные орнаменты
3. О ком гласит легенда? А) об Айша-Биби
В) о коварной змее
С) о возлюбленном Айша-Биби
|
|
D) о древних мастерах
4. В каком веке был построен памятник Айша-Биби? А) в 10 веке
В) в 5 веке С) в 12 веке
D) в 6 веке
5.В чем историческая ценность памятника Айша - Биби?
А) является искусством древних мастеров
В) находится недалеко от Тараза
С) является усыпальницей Айша-Биби
D) имеются орнаменты на плитках
Схема выставления баллов Слушание
№ вопроса | Ответ | Балл |
С | ||
В | ||
А | ||
С | ||
А | ||
Итого |
Чтение Задание 2.
Прочитайте текст и выполните задания.
Странный свет - неяркий и неподвижный - был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска.
Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я ее почти не замечал: в саду еще не было запаха прелой листвы, вода в озерах не зеленела, и жгучий иней еще не лежал по утрам на дощатой крыше.
Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей - от далекого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.
Осень пришла врасплох и завладела землей - садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Все сразу стало осенним.
В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена.
|
|
Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелетные птицы. Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.
Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.
1. Объясните выражение «Осень пришла врасплох».
![]() |
2. Допишите заключение одним предложением.
![]() |
3.Сформулируйте по прочитанному тексту 2 вопроса высокого порядка
![]() |
4. Дайте развёрнутый ответ на вопрос: Какое время года нравится мне и почему? Приведите три примера.
…. -......
Во- первых,Во- вторых,В- третьих,
5.Составьте сложный план
![]() |
Схема выставления баллов Чтение
№ вопроса | Ответ | Балл | Дополнительная информация для учителя |
Осень пришла неожиданно. | |||
Осень окончательно завладела землей. | Возможны другие варианты ответа. | ||
Почему в саду свет казался странным? Почему автор утверждает, что осень застала его врасплох? | Возможны другие варианты ответа. | ||
Осень - моё любимое время года Во- первых, люди начинают собирать урожай фруктов и овощей Во- вторых, улетают птицы в тёплые края В- третьих, мне нравятся краски осени. | Возможны другие варианты ответа. | ||
I Странный свет II. Началась осень 1. Пришла внезапно 2. Завладела землей 3. Забеспокоились птицы III. Начался листопад | Возможны другие варианты ответа. | ||
Всего баллов |
Письмо и использование языковых единиц Задание 3
|
|
Напишите заметку в детский журнал «Балдырган» на одну из предложенных тем. 1.«Почему надо охранять исторические памятники?»
2.«Влияет ли климат на организм человека?»
Схема выставления баллов Письмо и использование языковых единиц
Балл | Содержание и моделирование письменной речи- 5б | Грамотность языка-5б |
Понимает и раскрывает тему задания. Выдерживает четкую структуру жанра-заметки. Использует обширный спектр лексики для воздействия на читателя | Использует обширный словарный запас, ярко выраженный стиль письма. Показывает очень хороший уровень соблюдения речевых норм языка | |
Достаточно излагает основное содержание текста; понимает структуру текста, выделяя вступительную и заключительную части текста. | Использует достаточный словарный запас, хороший стиль письма. Показывает хороший уровень соблюдения речевых норм языка; ошибки не препятствуют передаче информации. | |
Показывает достаточное понимание темы. Выбирает подходящую структуру жанра- заметки Использует разнообразную лексику для воздействия на читателя. | Использует недостаточный словарный запас, стиль письма выдержан. Показывает удовлетворительный уровень соблюдения речевых норм языка; ошибки заметны, но не препятствуют передаче информации. | |
Недостаточно понимает и раскрывает тему задания. Использует приемлемую структуру жанра - заметки Использует незначительный спектр лексики для воздействия на читателя | Использует малый словарный запас, стиль письма. Показывает слабый уровень соблюдения речевых норм языка; ошибки заметны, препятствуют передаче информации. | |
Незначительно понимает и раскрывает тему задания. Структура в основном не соответствует заданию. Есть попытки использования языка для воздействия на читателя. Малый спектр лексики и языковых конструкций. | Использует незначительный словарный запас, стиль письма нарушен. Показывает очень слабый уровень соблюдения речевых норм языка; ошибки заметны, затрудняют понимание. |
Говорение
Задание 4
|
|
Составьте диалог на одну из тем. Устный ответ
Время для подготовки – 2 мин., время для выступления - 1-1,5 минуты
[10]
1. Какими качествами, по-вашему, должны обладать хорошие туристы? Назовите не менее трёх качеств. В каких ситуациях эти качества из хороших «превращаются» в плохие? Аргументируйте. Докажите, что хорошие люди – хорошие туристы.
2. У природы нет плохой погоды.
Схема выставления баллов Говорение
Балл | Раскрытие идеи (5 баллов) | Грамотность речи (5 баллов) |
Четко раскрывает и объясняет сложные идеи и понятия. Выражает мнение последовательно и обоснованно. Ясно обозначает проблематику и авторскую позицию. | Широко использует эмоционально окрашенную лексику, термины. | |
Достаточно раскрывает и объясняет сложные идеи и понятия. Выражает мнение обоснованно. Хорошо обозначает проблематику и авторскую позицию. | Достаточно хорошо использует эмоционально окрашенную лексику, термины | |
Недостаточно раскрывает и объясняет сложные идеи и понятия. Сбивчиво выражает мнение. Обозначает проблематику и авторскую позицию. | Недостаточно использует эмоционально окрашенную лексику, термины. В целом, ошибки не затрудняют понимания. | |
Незначительно раскрывает и объясняет сложные идеи и понятия. Выражает мнение нечетко. Нечетко обозначает проблематику и авторскую позицию. | Незначительно использует эмоционально окрашенную лексику, термины Допускает очевидные ошибки даже при использовании простого языка. Ошибки несколько затрудняют понимание. | |
Выражает очень мало идей; идеи не объяснены или не раскрыты. Дает только основную информацию. Чаще всего информация неуместна. | Не использует эмоционально окрашенную лексику, термины. Часто допускает ошибки. Неточности затрудняют понимание. |
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 2 четверть Продолжительность – 40 минут
Слушание – 10 минут Чтение – 10 минут Письмо – 20 минут
Говорение проверяется отдельно (2-3 минуты).
Количество баллов - 35
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 4 заданий, требующих развернутого и краткого ответов. Первое задание направлено на проверку слушания, второе – на чтение, третье – на письмо, четвёртое- на говорение.
Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть
Тема | Виды речевой деятельности | Кол. заданий * | № задания * | Проверяемая цель | Тип задания * | Описание задания* | Время на выполнение, мин | Общий балл |
Культура: характер и личность. Здоровый образ жизни: спорт и еда. | Слушание | С1.Понимать сообщение продолжительностью 3-5 минут, извлекая необходимую информацию и/или определяя последовательность событий. С3.Понимать содержание небольших прозаических и поэтических произведений/ фрагментов, определяя сюжетную линию или настроение стихотворения | МВО КО РО | Понимает содержание небольших поэтических фрагментов, определяя его основную мысль. Отвечает на 3 вопроса с МВО и на 2 вопроса развёрнутого типа на размышление. | ||||
Чтение | Ч2.Определять стилистические особенности текстов публицистического стиля (репортаж о событии, заметка, отзыв), официально- делового стиля (доверенность, заявление, договор, официальное поздравление, деловое письмо); определять принадлежность текста к типу рассуждение на основе характерных признаков Ч4.Использовать виды чтения, включая поисковое | МВО РО | Определяет стилистические особенности текста,отвечает на 4 вопроса с МВО и 2 вопроса развёрнутого характера, находя аргумент из текста. Использует вид поискового чтения для ответа на вопросы. | |||||
Письмо Использовани е языковых единиц | П2.Излагать сжато содержание текста на основе прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального материала | РО | Пишет сжатое изложение по предложенному отрывку, используя глаголы |
совершенного и несовершенного вида в условном, изъявительном и повелительном наклонении и простые осложнённые вводными конструкциями, однородными членами предложения. | ||||||||
П6.Правильно писать гласные и согласные в разных частях слова, слова через дефис | ||||||||
7.ИЯЕ 1.2.Выбирать и использовать соответствующий ситуации общения глагол совершенного и несовершенного вида в условном, изъявительном и повелительном наклонении | ||||||||
ИЯЕ 2.1.Использовать простые осложнённые вводными конструкциями, однородными членами предложения | ||||||||
Говорение | 7.Г2.Пересказывать содержание, используя различные приемы сжатия текста Г4.Создавать аргументированное высказывание (рассуждение с элементами описания и/или повествования) на основе личных впечатлений и наблюдений | РО | Выбирает один из данных ниже текстов и пересказывает его, используя ключевые слова и выражения. Строит высказывание, выявляя проблематику и авторскую позицию. | Говоре- ние проверяется отдельно (2-3 минуты). | ||||
ИТОГО: | 40 минут | |||||||
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения |
Образцы заданий и схема выставления баллов