ПОЛУНОЧНЫЕ ИСТОРИИ
Никто не может сказать, когда люди впервые начали рассказывать истории, как не
может сказать и того, зачем они начали это делать. Однако можно с уверенностью
утверждать, что ещё самый первый рассказчик использовал свой талант к повествованию
для объяснения непостижимых событий, сопровождавших всю его жизнь. Более того,
даже самые древние истории до сих пор концентрируются на величайших загадках
вселенной: на тайнах жизни, смерти, творения, искупления и беспрерывной борьбы света
и тьмы.
Игру, которую вы держите в руках, мы называем повествовательной, потому что
она даёт вам возможность принять участие в глубоко человеческой форме деятельности - рассказывании историй. Информацию об игровых правилах вы найдёте в следующих
главах.
События тех историй, которые вам предстоит рассказать в этой игре,
разворачиваются в Мире Тьмы. Этот мир очень похож на наш, делит с ним ту же
культуру, историю и географию. На первый взгляд кажется, что большинство людей в
этом вымышленном мире живут той же жизнью, которой живём и мы с вами. Они едят те
же блюда, носят ту же одежду и тратят время на те же бестолковые передачи. И тем не
менее, в Мире Тьмы тени приобретают особую глубину, улицы с наступлением ночи
становятся ещё мрачнее, а туман плотнее. Если в нашем мире старинный дом, стоящий по
соседству, просто заставляет людей поёжиться, в Мире Тьмы по ночам в нём можно
услышать странные вздохи, а если смотреть на него с определённого угла, то его фасад
приобретает форму человеческого лица. Хотя, может быть, всё это придумали соседи... В
нашем мире такие истории навсегда остаются городскими легендами. В Мире Тьмы эти
легенды нашёптывают в уши детей, страдающих аутизмом, невидимые пауки.
В мире, который вы собираетесь посетить, кошмары и ужасы не просто воплощают
собой человеческий страх перед наступлением темноты. Они реальны, хотя большинство
людей этого не осознаёт. Ответы на эти загадки - или хотя бы намёки на истину - вы
можете найти в других книгах. Однако вам не обязательно знать ответы, чтобы начать
искать их. Эта книга содержит все необходимые инструменты, которые пригодятся вам
для создания собственных коллективных историй. Историй об ужасах, историй о
призраках, историй о путешествиях, приключениях или тайнах. Историй о людях, которые
начинают догадываться, что в тенях скрывается что-то неведомое, - вполне возможно,
лишь после того, как они по случайности забрели в эти тени.
В этой главе описаны советы от тех, кто уже идёт по дороге, на которую вам
предстоит вступить. Остальная часть книги описывает систему, которая поможет вам и
вашим друзьям погрузиться в повествование. Простые и многосторонние правила игры
позволят вам рассказать любую историю. Эта книга бросает вам вызов. От вас требуется
не просто кидать на стол игровые кости и следовать выпавшим числам, а вжиться в самый
правдоподобный и жизненный образ, который вы только способны придумать. Подлинной
мерой успеха в системе Повествования всегда остаётся взаимодействие протагониста с
воображаемым миром, в котором он обитает.
Может быть, он сумеет постигнуть тайны неведомого мира.
Может быть, он станет одной из этих тайн.
Время покажет.
ЭЛЕМЕНТЫСТИЛЬНОГО ХОРРОРА
В этой книге описаны правила для проведения повествовательных ролевых игр.
Однако вам следует помнить, что в играх такого типа традиционные элементы истории -
тема, настроение, сюжет и протагонисты - играют заметно большую роль, чем самиправила. Правила лишь помогают вам развернуть события своей истории в интерактивном
мире. Они позволяют решить возникающие разногласия и подвести прочное основание
под те элементы игры, которые определяются случайным образом. Тем не менее, они ни в
коем случае не затеняют собой историю. Сердцем повествования становятся триумфы и
трагедии персонажей, сопровождающие их на протяжении того времени, в течение
которого они пытаются выжить и даже добиться успеха в Мире Тьмы. Броски дайсов и
характеристики должны оставаться на заднем плане.
В играх системы Повествования принимают участие минимум двое, а желательно -
четверо (или более) игроков. Каждый участник присоединяется к созданию коллективной
истории - игроки придумывают себе роли и стараются вжиться в образ, а Рассказчик
сочиняет сюжет и постепенно раскрывает его, представляя игрокам союзников и
антагонистов, с которыми будут взаимодействовать их персонажи.
Решения, которые игроки принимают на протяжении всего Повествования, влияют
на ход развития событий. Задача Рассказчика состоит не в том, чтобы защищать
придуманную историю от любых изменений, а, наоборот, позволять игрокам влиять на её
течение по мере развития событий. Он реагирует на решения игроков и вплетает их в
сюжет, представляя второстепенных персонажей и помещая протагонистов в необычные
ситуации.
Вот несколько ключевых элементов, о которых и игрокам, и Рассказчикам следует
помнить всегда, когда они собираются рассказать историю о Мире Тьмы.
ТЕМА – ЗЛОВЕЩАЯ ТАЙНА
У каждой истории есть своя тема - самое сердце того, чему она посвящена. Хотя
иногда её называют "моралью" или "уроком", тема не обязательно должна содержать в
себе чёткий ответ. Простой постановки вопроса вполне достаточно для того, чтобы
заложить фундамент истории.
Основной темой Мира Тьмы всегда остаются "зловещие тайны". Мир полон теней, в
которых скрываются ещё более глубокие тени. Всякий, кто погружается в эти тени,
должен узнать их секреты, иначе он сам станет пешкой в игре невидимых сил. Но
заглянув за одну вуаль, человек обнаруживает только новые, каждая из которых скрывает
свои секреты. Открыть их все - невозможно. И тем не менее, персонажи должны
стремиться узнать как можно больше об этом мире в попытке освободиться от влияния
тёмных сил.
Хотя в каждой истории прослеживается своя центральная тема, в её основе всегда
будет лежать мысль о неизбежности тех последствий, которые персонажи навлекают на
себя, сталкиваясь со сверхъестественным миром. И сам Рассказчик, и игроки, - все
должны почувствовать это, когда история поставит их перед вопросом, лежащим в её
сердце.
НАСТРОЕНИЕ - УЖАС
Люди боятся того, чего они не знают или не понимают. Глубоко в душе они
подозревают, что мир не таков, каким кажется, и что они видят только иллюзии. Но
вместо того, чтобы заглянуть правде в глаза ("Кто нас обманывает? Как их увидеть?"), они
предпочитают подавлять в себе это чувство. Они делают вид, что всё в порядке, и
продолжают вести свои жизни так, как привыкли. Возможно, в основе этого страха лежит
простая боязнь неизвестного, а возможно – воздействие сверхъестественных хищников на
разум жертв. Как бы то ни было, люди отказываются признавать существование
паранормальных феноменов. Они игнорируют многие элементы реальности и
отказываются открывать глаза.
Даже те, кто поднимается на борьбу с порождениями тьмы, делают это из чувства
страха. И хотя постижение неизвестного сулит человеку наградой, подобный риск ведёт к
непредвиденным последствиям. Стоит ли рисковать ради этого? Всякий, которому хватило духу войти во мрак, на каждом шагу рискует оступиться. И лишь единицы
способны смело идти через ночь к своей цели.