Структура словаря (с примерами).




Пример табл аффиксов для окончаний (процедуральный способ представления лексич знаний):

       
Окончание (флексия) Аффикс ого Ом
Часть речи Прил Сущ
Падеж Род/в Твор
Число ед ед
Род М/ср М/ср
Время люб люб
Пассивн.    

 

Инструментальный комплекс для создания статических СОЗ (ЭС) на примере Level 5 Object. Система Level 5 Object представл собой современное инструм ср-во (ИС) для поддержки разработки и сопровождения СОЗ. Ср-ва Level 5 Object позвол выводить непротиворечивые, обоснованные рекомендации на основе исх ситуации и БЗ о проблемной обл. Level 5 Object содержит интегрированный набор таких мощных ср-в автоматизации построения СОЗ как: - объекты, обеспечивающие эффективное ОО программир; - комплексные логич возможности, включая правила, демоны, управление целевыми атрибутами, процедурные и непроцедурные модули; - редакторы разработки графич интерфейса пользователя; - доступ к БД и внеш программам, арх клиент-сервер с богатыми возможностями; - полный набор интегрир ср-в отладки, включая пошаговое вып, контрольные точки, трассировку и объяснение. Система Level 5 Object успешно примен для создания приложений в статич проблемных областях. Представление лингвистических знаний (основные понятия). Способы задания декларативных синтаксич знаний: 1. Синтаксич отнош (предикативные отнош – между сказ и подлеж; копплективные отнош – их 6 шт, отнош между сказ и его дополнением; обстоятельственные отношения – между сказ и обстоятельством; определительные – подлеж-опред; количественные; отрицательные; вспомогательные). 2. Синт комп модели упр (МУ): МУ – особая зона словарной статьи, в котор помещена синтаксич и семантич инф о конкрет лексемме. Число и содержание мест МУ завис от: - числа и хар-ра актантов ситуации, обознач данным словом (семантич валентность слова); - числа и хар-ра дополнений, завис от данного слова и реально наблюд в тексте (синтаксич валентность слова). МУ = семантич валентность слова + синтаксич валентность слова. МУ: индивидуальная, групповая, ядерная. Актанты ситуации – опред лексико-графич анализом ситуации. Пр см на обороте. Агент (А) – одуш возбудитель действия; контрагент (К) – сила, против котор направл действие; объект (О) – вещь, котор явл объектом действия; адресат (D) – лицо, в пользу или во вред котор соверш действия; инструмент (I) – неодуш предмет/сила составл причину действия/состояния; результат (R) – вещь, котор возник в р-те действия.

Представление лингвистических знаний (основные понятия).

. Предложение рус языка с тз семант структуры: П = Р(А1…А6) + R, где Р – предикатно-актантная структура, R – распространитель, не влияет на понимание ситуации. Глаголы, краткие прилаг, отглагольные сущ, дееприч, причастия – облад св-ми предикативности. Числительные, наречия, союзы, частицы, знаки препинания – не облад. Кроме семант валентности задаются еще способы их выражения. Примеры глубинных падежей (семантич вал): колотить – 4-х валентный предикат. A, B, C, D – актанты.

  А(агент) В(адресат/тема) С(инструмент) D(поражаемая часть объекта)
  Кто колотит? Sим Sин (кого колотят?), *, ** Sтв По, Sдат
  одуш Одуш, *, ** Физич объект Часть тела объкта В.+
Представление лингвистических знаний (основные понятия). 1 – синт комп, 2 – семант комп. Sим – сущность в им падеже. 1* - предлог ПО, треб после себя сущ в дат падеже (ПО, Sдат), 2* - неодуш. 1** - в, Sвинит (колотить в дверь), 2** - преграда. 2+ - Иван колотит Петра кулаком по спине. 3. Лексические ф-ции– инф о лексич сочетаемости отд словоформ. Например синонимия: syn(красивый)=(симпотичный); конверсия: conv(пугать)=(бояться); дереваты: der(вышивать)=(вышивка). Критерии выбора формализма для представления знаний 8 критериев (рекомендаций) по выбору модели представления знаний: 1.если понятия простые и отношения между ними выраж в языке исчисления предикатов и способ рассуждений дедуктивный, то целесообразно использовать логические модели. 2.если понятия явл в основном простыми и есть небольшое число отношений на понятиях и способ рассуждений индуктивный, то целесообразно исп индуктивные модели. 3.если понятия усторены сложным образом и есть большое число отношений на понятиях и способ рассуждений – выдвижение гипотез, то целесообразно использовать сетевые модели. 4.если понятия устроены сложным образом и есть небольшое число отношений на понятиях и способ рассуждений дедуктивный, то целесообразно исп наследственно-конечные модели. 5.если понятия устроены сложным образом и большое число отношений на понятиях и способ рассуждения по аналогии или дедуктивный, то целесообразно исп фреймовые модели. Критерии выбора формализма для представления знаний 6.если понятия устроены простым образом и большое число отношений на понятиях и способ рассуждений дедуктивный, то целесообразно использовать продукционные модели. 7.если понятия устроены сложным образом и структура многих понятий не ясна и способ рассуждений – выдвижение гипотез, то целесообразно исп сетевые модели. 8.если понятия устроены сложным образом и есть большое число отношений на понятиях и способ рассуждения индуктивный, то подходящий формализм отсутствует. Критерии выбора модели представл знаний с точки зрения классификации знаний по «глубине» и «жесткости»: 1.если представляемые зн явл поверхностными и жесткими, то целесообразно использовать логические модели. 2.если представл зн явл поверх и мягкими или жесткими, то целесообразно исп продукционные модели. 3.если представл зн явл глубинными и мягкими или жесткими, то целесообразно исп модели в виде семантич сетей или фреймов.
Структура диалога: глобальная, тематическая, локальная Цели, преследуемые участниками диалога, определяют структуру диалога. Три уровня рассмотрения структуры диалога: 1.глобальный (глоб структура определяется общими св-вами решаемых пользователями задач); 2.тематический (тематическая структура диалога зависит от конкретных особенностей решаемой задачи, т.е. от алгоритма ее решения (разбиением задачи на подзадачи), и распределения ролей (активная и пассивная) межу участниками общения при решении отд подзадач). 3.локальный уровень (рассматриваются отдельные шаги диалога, образуемые взаимосвязанными высказываниями его участников). Шаг диалога – пара «действие-реакция», где высказывание активного участника – действие, а пассивного – реакция. Основные параметры структуры диалога на данном уроне: 1. Инициатор шага и вид инициирования; 2. Способ влияния действия на реакцию; 3. Способ спецификации задачи, решаемой на данном шаге. Перехват инициативы возникает когда пассивный участник вместо преследования цели, предложенной активным уч, предлагает преследовать иные цели. Т.о. происходит разрыв первоначально инициированного шага диалога и открывается поддиалог (происходит смена цели (темы) диалога). Структура диалога: глобальная, тематическая, локальная На уровне 1 действия ИДС задаются в виде посл-ти этапов, опред в завис от класса решаемых задач. Например, в случае общения с ЭС глоб структ вкдлюч след этапы: 1.инструктыж, 12.определение задачи, 3.решение задачи, 4.объяснения в ходе решения задачи, 5.выдача резуль решения задачи и его оценка, 6.объяснения после решения задачи, 7.определение причин неудачи и приобретение новых знаний. В силу простоты и статичности глоб структуры она встраивается в управляющий механизм диалогового компонента (т.е. задается процедурно). Тематич структ диалога представляется в виде сценария, в рамках котор определяются: 1.структура задачи; 2.распределение подзадач по участникам общения; 3.языковые ср-ва, используемые при обращениях к пользователю. Для задания тематич структ (сценария) диалога в примен различ способы, котор группир в три класса: 1.сценарий присут в системе в готовом виде; 2.сц генерируется сист в процессе решения задачи; 3.некоторые компон сц присут в сист в готовом виде, а некоторые генерируются. Рассм 1 способ: готовый сц м.б. задан в виде частично упорядоченного мн-ва правил с параметрами, значения которых устанавливаются в процессе решения конкретной задачи. Структура диалога: глобальная, тематическая, локальная Использование готовых сц целесообразно, когда к сист предъявляются жесткие требования по быстродействию, а реш задачи имеют жесткую структуру и заранее известны роли уч общения. 2-ой способ: в диалоговый компонент включается спец механизм вывода (планирования). Метод планир опред в завис от исп в конкрет ИДС системы представления знаний. Генерацию сц диалога целесообразно исп в тех случаях, когда структура задчи завис от контекста ситуации, в котор происх решение, а полный перечнь ситуаций не м.б. определен заранее. На лок уровнезадача диалогового компонета состоит в определении параметров текущего шага. Действия пользователя делятся на задания и команды. Задания предусматривают формулировку решаемой задачи и ввод необх для ее решения параметров. Команды служат для перехвата инициативы или для вып технологич действий. Если инициатива принадл сист, то вид используемого действия определ исходя из того, насколько диалоговому компонету известна ф-ция (и/или параметры), с пом котор осущ решение подзадачи на данном шаге. Промышленная технология создания СОЗ (ЭС). 1.фаза проектирования. 1.1.инициализация проекта СОЗ, 1.1.1.составление плана-графика создания системы, 1.1.2.опред потенциальной доступности аппарат и програм ср-в для разработки, 1.1.3.определение наличия и доступности экспертов, 1.1.4.планир способов управл ходом разработки и способов взаимод между разраб. 1.1.5..планир работы будущей СОЗ совместно с имеющимися у заказчика др системами, 1.1.6.опред возмож трудностей и огранич при разраб и установке сист. 1.2.формирование группы разработки, 1.2.1.определение состава группы в кол-ве 4-6 чел (руководитель, ассистент руковд, 1-2 инж по зн, 1-2 программиста (ассист инж по зн)), 1.2.2.изучение возмож привлечения специалистов по конкрет носителям машин источников инф, 1.3.опред треб к сист, 1.3.1.опред чтеких представлений о среде, в кот будет работать СОЗ, 1.3.2.выяснение треб к СОЗ со стороны рук-ва, экспертов, пользователей и разраб. 1.3.3.формулир треб к ср-вам разработки, эксп, опреац среде, интерф, дисциплине поддержки и тд. Промышленная технология создания СОЗ (ЭС). 1.4.проведение исследований по выполнимости проекта, 1.4.1.технич предпосылки, 1.4.1.1.пригодность задачи для ее решения с пом СОЗ, 1.4.1.2.характеристики знаний с тз оценки пример размера БЗ, слож структуры зн, времени, необх для получения зн, 1.4.1.3.интерфейсы будущ сист (формы взаимод СОЗ с разл категориями пользователей, интерф между разными СОЗ, интерф между СОЗ и внеш БД или оборудованием), 1.4.2.экономич предпосылки. 1.4.2.1.оценка расходов на созд СОЗ, 1.4.2.2.оц расх на поддержку СОЗ, 1.4.3.культурные предпосылки. 1.5.разраб общей концепции сист-мы. 1.5.1.разраб структуры БЗ и механизмов рассуждения, 1.5.2.выбор програм и аппарат ср-в для разработки сит-мы, 1.5.3.разраб способа переноса СОЗ на реальное оборудование и в реальную рабочую среду, 1.5.4.опред критериев оценки функционир сит-мы. 2.фаза разработки (по методу прототипирования). Нач стадия (разраб 1-ого прототипа на основе концепции, выбр на фазе1), промежут стадия (создание на базе 1-го прототипа серии прототипов с последовательно улучш хар-ми), финальная стадия (разраб сист-ма, служащая основой для перевода в головной образец). Промышленная технология создания СОЗ (ЭС) 2.1.общие соображения по прототипированию, 2.1.1.вбор доста широты и глубины проработки задачи для данного прототипа. 2.1.2.привлечение конечных польз к работе над прототипом, 2.1.3.организация эффективного взаимод в группе разработки, 2.1.4.проведение оценки функционирования очередного прототипа,. 2.2.виды стратегий прототипирования, 2.2.1.создание начального прототипа для всей задачи в целом, его тестирование и отладка сист-мы на серии послед прототипов. 2.2.2.создание прототипа, облад на поверхн уровне всеми функциональными возможностями для всех подзадач, его тестирование. 2.2.3.создание прототипов для каждой подзадачи, поочередное тестирование каждого из прототипов, затем их объединение. 2.3.документирование разраб. 2.4.прототипирование с исп 1-й стратегии (по аналогии с исп 2-й и 3-й стратегии). 3.фаза внедрения. 3.1.создание на базе финального прототипа головного образца, опирающегося на реальную раб среду, 3.2.перенос сит-мы из среду разработки в среду функционирования у заказчика. Уровни изучения текста: основные понятия, треугольник Фрэге Уровни изучения языка:1. Дискурс (в сист поним слитной речи и обраб текстов). 2. Уровень предложения. 3. Уровень словосочетаний. 4. Слово. 5. Морфизмы – значащая/незначащая часть слова (приставки). Треугольник Фрэге. S – обознач знак – характериз с одной стороны обознач им предметом D (денатат, референт), а с др стороны св-ми этого денатата C (концепт/десигнат, смысл). D – то, что чел наблюд в реальной жизни; C – набор св-в, присущих только рассм предмету. Омонимия:знак S назыв омонимом, если ему соотв разные концепты C (коса, замок, ядро, стекло). Синонимия: один и тотже денатат D имеет разные знаки (вода – H2O). Пресуппозиция: наличие в неречевых условиях некоторого речевого акта, связ с произнесением текста. Анафирические ссылки: использование указательных местоимений (возьми эту книгу), пропуски текста. Знаковая система м.б. представл в виде Z=<SUKI>, где S – мн-во знаков данной сист; U – универсум, т.е. мн-во всех денататов языка; K – сист знаний, т.е. мн-во понятий, в котор опис концепты и их взаимоотнош; I – мн-во интерпретаций, соотнос знаку либо его денатат, либо его концепт.
Модель управления (МУ), задание МУ в словаре Синт комп модели упр (МУ): МУ – особая зона словарной статьи, в котор помещена синтаксич и семантич инф о конкрет лексемме. Число и содержание мест МУ завис от: - числа и хар-ра актантов ситуации, обознач данным словом (семантич валентность слова); - числа и хар-ра дополнений, завис от данного слова и реально наблюд в тексте (синтаксич валентность слова). МУ = семантич валентность слова + синтаксич валентность слова. МУ: индивидуальная, групповая, ядерная. Актанты ситуации – опред лексико-графич анализом ситуации: Агент (А) – одуш возбудитель действия; контрагент (К) – сила, против котор направл действие; объект (О) – вещь, котор явл объектом действия; адресат (D) – лицо, в пользу или во вред котор соверш действия; инструмент (I) – неодуш предмет/сила составл причину действия/состояния; результат (R) – вещь, котор возник в р-те действия. Словарь –совок индивид знаний. Модель управления (МУ), задание МУ в словаре Словарная статья:
     
     
год Сущ, люб, м, неодуш время
Железнодорож. прил Характер. Трансп ср-ва
перевез Гл,..,.., люб актив Модель управл

1 – заглавная зона; 2 – морфологич зона; 3 – синтактико-семантич зона; 4 – основа словаря; 5 – часть речи, число, род; 6 – лексич ф-ции, семантич признаки, категории, классы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: