Государство - продукт самоорганизации общества, поднявшегося на весьма высокую ступень своего исторического развития. Путь от родового строя, где царил добровольно признаваемый авторитет первого среди равных, к княжескому управлению, прошли и восточные славяне.
Процесс складывания господствующего класса шел разными путями:
- через трансформацию родоплеменной знати,
- феодализацию богатых членов общины («старая чадь», «нарочитая чадь»)
- оседание княжеских дружинников на землю.
Последний путь был ведущим на Руси. Дружины появляются у восточных славян на этапе складывания племенных союзов, причем связь между дружинниками и князем носила характер «клиент-патрон».
На этапе разрушения родовых связей возникает военно-дружинная знать, содержание которой стало возможным не только благодаря добыче военных походов, но и дани с подчиненных племен.
Племенные союзы «Повести временных лет» были сложными территориальными и политическими образованиями уже в VI-IX вв. Именно в рамках таких союзов закладывались основы будущего государства: князь, племенная знать («лучшие, нарочитые и старые люди»), вече, дань в пользу князя и дружины, а также законы, которые осуществляла племенная знать.
Интенсивное разложение с VII-VIII вв. родоплеменного строя прослеживается на примере образования племенных союзов полян, древлян, радимичей и других, появления князей-вождей эпохи «военной демократии» и дружин.
Вторая половина I тысячелетия н. э. – это время, когда внутреннее развитие восточнославянских племен привело к появлению первых городов и торговли, усложнению социальной структуры общества, образованию межплеменных союзов и первых политических центров, стремившихся объединить эти племена.
|
Причины перехода к образованию государства:
1) подъем производительных сил, прежде всего, в земледелии:
- появление новых орудий труда, на севере многозубчатая соха меняется двузубчатой, а на юге происходит смена мотыги на рало и плуг;
- кровнородственная община трансформируется в территориальную или соседскую, члены которых были связаны круговой порукой;
- выделение единоличных хозяйств, что отразилось в постройке индивидуальных погребальных курганов (при общей собственности на леса, луга и воды каждая семья пахала свой участок);
- замена родовой собственности на индивидуальную;
- неравномерное накопление прибавочного продукта;
- рост имущественного и социального неравенства.
2) вопрос о политических центрах восточных славян и Киевской Руси, их преемственности и эволюции:
- распространение городищ у восточных славян относится к VIII столетию, когда завершается их расселение и складывается большинство союзов племенных княжеств, эти населенные пункты были политическими центрами племенных княжеств. Они обрастают посадами и становятся местом сосредоточения торгового и ремесленного населения
3) на обширных пространствах, прилегающих к пути «из варяг в греки», соотношение экономических и военных предпосылок образования государства было, несомненно, в пользу последних. Сказывались разные обстоятельства: притягательность объединенных походов (особенно на Византию), внутренние междоусобицы, борьба за великокняжеский престол, постоянная необходимость охранять границы от нападения кочевников и т.п.
|
Причины образования гос-ва:
1. развитие производительных сил в сельском хозяйстве,
2. разложение родовой общины,
3. выделение ремесла,
4. возникновение денежного обращения и торговли,
5. рост городов.
6. военный фактор.
Вывод: возникновение Киевской Руси вписывается в процесс государствообразования на территории Европы, а роль варяжского элемента следует свести к «собиранию» восточнославянских земель, уже подготовленных внутренним развитием к государственности и объединению.
Норманнская теория
Сторонники: немецкие историки XVIII в. Готлиб Байер, Фридрих Миллер и Август Шлецер; С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Д.И. Иловайский
Суть: древнерусское слово из летописей – «варяги» - это название скандинавов, давших Руси государственность. Согласно норманской теории,основанной не неправильном толковании русских летописей, Киевская Русь была создана шведскими викингами, подчинив восточнославянские племена и составившими господствующий класс древнерусского общества,во главе с князьями-Рюриковичами
Антинорманнская теория:
Сторонники: Костомаров, Максимович, Гедеонов, Забелин, Грушевский и другие.
Позднее А.А. Шахматов доказал, что Сказание о призвании варягов это – поздняя вставка, скомбинированная способом искусственного соединения нескольких северорусских преданий, подвергнутых глубокой переработке летописцами. Шахматов увидел в «Сказании» преобладание домыслов над мотивами местных преданий и обнаружил литературное происхождение записи под 862 г., явившийся плодом творчества киевских летописцев второй половины XI - начала XII века. Появление этой вставки при Владимире Мономахе он объяснял стремлением Руси доказать свою независимость от Византии, претендовавшей на господство в православном мире, обосновать вокняжение Владимира в Киеве, исходя из того, что князей приглашали и раньше. То есть политической традицией обосновывать власть ссылками на более древние, как правило, иностранные княжения.
|
И.Я. Фроянов склонен признать призвание варягов в 862 г., так как появление носителя власти со стороны способствовало усилению потестарных отношений. Вероятно, варяжская дружина была приглашена как наемники для одной из враждующих сторон новгородской знати, но внутренняя усобица позволила Рюрику в 862 г. захватить власть, убив Вадима Храброго и его сторонников. Имело место не княжение, а «призвание» для помощи в войне и не трех мифических братьев, а одного варяжского конунга с дружиной. Племенем, пригласившим варягов, были новгородские словене, боровшиеся за господство в словенском союзе племен и стремившиеся завоевать руководящее положение в суперсоюзе, куда входили племена кривичей и чуди. Военная помощь, оказанная варягами, была, очевидно, довольно эффективной, что и побудило конунга посягнуть на местную княжескую власть. Скорее всего, захват власти и убийство высшего эшелона власти новгородских словен были единовременной акцией. Если кровавая драма и растянулась, то не на несколько лет, как это изображено в летописях. Длительное сопротивление новгородцев Рюрику должно быть исключено, так как убийство князя Вадима Рюриком с последующим присвоением княжеского титула не было чем-то необычным в это время (бог на стороне победителей - укоренившийся принцип язычников). Варяги явились лишь орудием власти в руках славян. Они пришли на Русь в малом количестве, поэтому не могли принести свою культуру: из 800 имен на Руси только 19 были скандинавскими, первый договор между славянами и Рюриком подписан на славянском языке. Норманны заимствовали у славян всю военную терминологию, молились славянским богам. Нет никаких данных о варяжской земельной собственности и об основании ими поселений.
Б.А. Рыбаков так определял роль варягов в ранней истории Руси. Варяжские отряды были привлечены в русские земли сведениями об оживленной торговле Руси со странами Востока. Еще во второй половине IX в. они начали совершать набеги и брать дань с северных славянских и финских племен, что подтверждается нумизматическими находками. Новгород долго уплачивал дань-откуп варягам, чтобы избежать новых набегов. Но наличие сухопутных преград-волоков на речных путях не позволяло варягам использовать свое преимущество мореходов. А контрмеры киевских князей (походы на кривичей и полочан в 870-е годы) содействовали повороту основных варяжских путей в сторону Волги, а не на Днепр. С другой стороны, киевские князья широко использовали варягов-наемников, специально посылая за ними в Прибалтику. Их нанимали и для войн, и для политических убийств. Часть варяжской знати влилась в состав русского боярства, варяжские отряды воевали под флагом русов и поэтому часто отождествлялись с русами. Кроме того, варягов селили за пределами городских стен. Поэтому не следует преувеличивать роль варяжского элемента.
Роль варягов в нашей истории не исчерпывается фактом «призвания». Отличные мореходы, воины и торговцы скандинавы в IX-X вв. прошли по рекам и озерам северной Руси и освоили великие водные пути – Днепр и Волгу. Одновременно эти же магистрали обживали и славянские колонисты-переселенцы, связанные с прежними районами обитания. Так с помощью варягов была создана единая система коммуникаций, связавшая молодые «варварские» государства Северной и Восточной Европы со странами Ближнего и Среднего Востока.