Что было сделано для осуществления этих целей?




1) Освобождение дворян от подсудности боярам-наместникам

2) Отмена местничества и установление назначения на службу как государственной обязанности

3) Принятие нового Судебника 1550 г.

По которому:

· появились присяжные заседатели при каждом разбирательстве

· отменены феодальные иммунитеты

· введены тарханные грамоты (освобождение от налогов)

· создано единое законодательство, подтвердившее Юрьев день

4) Земская реформа, которая вводила вместо власти наместников местное выборное самоуправление. Тягловое население (посадское и черносошное) избирало из среды детей боярских "излюбленные головы" или старост для осуществления сбора податей в пользу государства и судебных функций. Таким образом налаживались прямые связи между государством и его населением, жители бывших уделов превращались в подданных одного государства

5) Переписаны все земли и установлена единая система налогового обложения. Установлены новые налоги - " пищальные деньги" на содержание стрелецкого войска и "полоняничные деньги" на выкуп пленных

6) Реформа органов центрального управления, которая включала формирование системы новых приказов: Поместный, Казанский, Посольский

7) Военная реформа, которая предусматривала формирование офицерского корпуса - 1070 дворян - опору царя и самодержавной власти и установила два вида службы - по прибору (по выбору) и по отечеству (по происхождению).

По прибору формировалось стрелецкое войско. Стрельцом мог стать каждый свободный человек, служба не являлась наследственной. Морского флота у Руси тогда не было. В Ливонскую войну Иван IV завёл в Балтийском море каперский флот с целью воспрепятствовать торговле Польши, Литвы и Швеции. В октябре 1570 г. наёмная флотилия Грозного была арестована датским королём, корабли были конфискованы

8) Церковная реформа. В 1551 г. по инициативе Грозного был созван Церковный Собор. Его решения сведены в Сто глав (Стоглавый). Царь держал речь, призвал церковь одобрить реформы и Судебник и предложил исправить церковное строение в нестяжательском духе. Собор во главе с Макарием не одобрил это предложение. Церковно-монастырское землевладение было объявлено незыблемым, покушавшиеся на него названы хищниками и разбойниками. Был достигнут компромисс: Собор разрешал монастырям покупать и продавать земли только с царского дозволения и запрещал церковникам заниматься ростовщичеством. Собор унифицировал все обряды и богослужение

9) В 1552 и 1556 годах было присоединено Казанское и Астраханское ханства. Волжский путь стал русским.

Реформы правительства Ивана IV имели тенденцию не только укрепить централизованное государство, но и превратить его в сословно-представительную монархию. События более поздних лет уничтожили многие результаты этих реформ. Первым приложил к этому руку сам Иван Грозный. Путь, по которому вели государство члены "Избранной рады", мог привести к неполновластию монарха, такому, например, как в Польше, где шляхта фактически управляла страной. Такой пример пугал Грозного. Он перешел к решительным действиям и с целью укрепления самодержавия создал опричнину.

Опричнина.

Опричнина - это инструмент принуждения, с помощью которого царь укреплял свою власть:

· Главная идея- разделение государевых слуг на тех, кто "слугует близко", то есть верен, и на тех, кто не столь надёжен.

· Корпус верных слуг, с помощью которых можно защитить себя и свою власть от покушений окружающих его и ненадёжных "сигликтов", следует пополнять из худородных низов.

· Возвышение служилого человека - из грязи в князи - должно навечно приковать его к царю. Отсюда не следует, что Грозный создавал свой аппарат власти из одних худородных.

· На самых высоких постах служили и родовитые, но они были "прослоены" худородными.

В 1564 г. царь уезжает из Москвы в Александровскую слободу и объявляет, что покидает своё царство, потому, что "бояре и все приказные люди" чинили всякие убытки и населению страны, и государству. Цель - заручиться поддержкой посадских людей и выдвинуть свои условия возвращения. Чтобы " ударить челом государю и плакаться", в Александрову слободу отправилась представительная делегация от духовенства, бояр, дворян, приказных людей, купцов и посадских. Выслушав посланцев, Грозный согласился вернуться в Москву, но при условии, что отныне царь по своему усмотрению будет казнить тех, кого посчитает нужным без согласия церкви.

2 февраля 1565 г. царь Иван Васильевич торжественно въехал в столицу, а на другой день объявил духовенству, боярам и знатнейшим чиновникам об учреждении опричнины.

Основными мероприятиями были:

1) выделение опричных территорий - государев удел;

2) формирование опричного корпуса;

3) формирование опричного двора - верховного руководства главными службами и учреждениями государства. В его подчинение вошли силовые ведомства (Разрядный, Ямской, Дворцовый, Казённый приказы). В опричнине была учреждена Боярская Дума (наряду с Земской боярской думой).

Все оппозиционные самодержавию силы были подвергнуты преследованиям. Жертвами опричного террора стали не только представители оппозиционного боярства, аристократии, но и независимо настроенные дворяне и дети боярские. Жертвами земельного террора, то есть земельных конфискаций стали землевладельцы всех категорий - все, кто оказался не близок царю, не доказал своей преданности. Стремясь создать впечатление всенародной поддержки своей политики, Грозный продолжал созывать Земские соборы из представителей всех слоёв землевладельцев, а также посада.

Указ о введении опричнины был представлен на утверждение Земского собора в феврале 1565 г. Жестокая расправа постигла земцев, обратившихся к царю с просьбой об отмене опричнины. Большинство членов Боярской думы (земской) были в годы опричнины уничтожены, Дума превратилась в покорную инстанцию.

Последствием опричного террора было:

· разгром церковной оппозиции

· расправа с Новгородскими архиепископами Пименом и Леонидом

· разгром земской оппозиции, ликвидация заговора Фёдорова (главы Боярской думы)

· казни 1570 г.

· ликвидация внутридинастической оппозиции - уничтожение двоюродного брата царя Владимира Старицкого и его родичей, окончательная ликвидация самоуправления Великого Новгорода

Опричнина была отменена в 1582 г., переименована в Двор, который до конца дней Грозного осуществлял верховное руководство. Смерть Грозного, последовавший затем острый социальный и политический кризис, получивший название Смутного времени, вновь поколебали самодержавную власть, однако ход дальнейших событий показал необратимость процесса укрепления государственности и режима царской власти.

Таким образом, процесс образования русского централизованного государства, в отличие от централизации в странах Западной Европы, определялся больше факторами политическими, духовными и природно-климатическими, нежели собственно экономическими. Этот процесс происходил на основе развития феодальных отношений, тогда как в странах Западной Европы он совпал с зарождением отношений буржуазных.

Большую роль в ходе централизации сыграла политическая активность таких государственных деятелей как Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV. Важную роль в духовном и политическом единении русского народа сыграла православная церковь. Наконец, мощным фактором, ускорившим централизацию, явилось наличие внешней опасности и необходимость борьбы с нею. К концу XVI в. сложилось централизованное русское государство с централизованной властью.

Сущность централизации можно выразить в следующих тезисах:

1) окончательная ликвидация остатков политической самостоятельности земель

2) развитие общегосударственного права и общегосударственного законодательства

3) складывание общегосударственной системы налогов

4) создание централизованных вооруженных сил, подчинённых самодержавной власти

5) перестройка управления на местах, ликвидация кормлений, создание приказной системы

6) идеологическое и духовное обоснование единодержавия.


Билет 21. Основные черты и этапы развития Ренессансной культуры.

Хронологические рамки эпохи Возрождения: конца XV по первые десятилетия XVII в., и лишь в Италии, где зародилась новая культура, пора Возрождения начинается раньше, уже с середины XIV в. Само понятие «Возрождение» (rinascita, rinascentia) возникло в Италии XVI в. как некий итог осмысления культурного новаторства эпохи. Этой метафорой обозначали первый со времен античности (как тогда считали) блестящий расцвет литературы, гуманитарных наук и искусства, наконец-то наступивший после долгого, почти тысячелетнего упадка культуры. Время «упадка» получило тогда пренебрежительное наименование «средние века», и понадобилось несколько столетий, чтобы по достоинству были оценены также и крупнейшие культурные достижения средневекового периода.

 

С XIX в. применительно к эпохе Возрождения в науке утвердился французский термин «Ренессанс»

 

1.Традиционная система феодальных общественных отношений переживает кризис и трансформируется, зарождаются новые формы рыночного хозяйствования. Меняются устоявшиеся социальные структуры, положение и самосознание различных слоев населения города и деревни. Напряженность и противоречивость социальной жизни эпохи усилились в связи с формированием нового типа государственности — абсолютной монархии. Возрождение поставило под вопрос сословное разделение общества.

2. Мощным фактором воздействия не только на экономику и общественное развитие европейских стран, но и на мировоззрение людей этой эпохи стали Великие географические открытия. Они обогатили европейцев знаниями об иных цивилизациях, о многообразии обычаев и традиции народов Америки, Азии, Африки.

Развитие интереса к проникновению в тайны природы на основе опыта, наблюдения, эксперимента, достижения в естествознании, математических науках, технике, открытия новой астрономии от Коперника до Галилея — все это способствовало формированию новых представлений о времени и пространстве, изменениям в устоявшейся картине мира.

3. Сделав своим девизом обращение к первоисточникам знания, Возрождение в еще небывалых масштабах восстановило во многом утраченные в средние века связи с культурными традициями античности —как христианскими, так и языческими, не с одной лишь латинской, но и с древнегреческой культурой. Античность стала, таким образом, важнейшим ориентиром новой культуры Возрождения, а творческая переработка наследия древних—одной из ее типологических черт.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: