РАЗДЕЛ 3. КОНСТАНТИНОВСКАЯ ЭПОХА. БОРЬБА С АРИАНСТВОМ




ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ

I курс (1 семестр), 2007/2008уч.год

- СТАНДАРТ ДИСЦИПЛИНЫ.

Организационно-методический раздел

А) Цель курса: дать учащимся начальные сведения о истории древней Церкви как богословской науке и как части истории позднеримской и ранней Византийской Империи.

Б) Задачи курса: показать основные закономерности хода церковной истории до момента разделения Константинопольского и Римского патриархатов (1054 г.), изложить этапы вероучительного формулирования внутри христианской Церкви в эпоху Вселенских соборов; изложить историю становления церковных учреждений в указанный период.

В) Место курса в профессиональной подготовке выпускника: данный курс предназначен к прочтению в течение 1-го и 2-го семестров и в силу этого должен дать начальные сведения по данному предмету, способствующие в дальнейшем качественному изучению связанных с ним дисциплин: Догматического богословия, Патрологии, Канонического права, Истории Византии, Гимнографии, христианской Археологии, Палеографии и т.п.

Г) Требования к уровню освоения содержания курса. Специалист должен: знать основные даты и имена исторических лиц в рамках дисципины; уметь определять причины отдельных фактов в широком историческом контексте данной эпохи; а также иметь представление о взаимосвязанности факторов гражданской и церковной истории в рассматриваемую эпоху.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ

1. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА и ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ. ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Предварительные понятия. История как наука. Место церковной истории в ряду богословских дисциплин. Церковь, как объект изучения церковной истории. Задача и метод исторических исследований. Источники, принципы и проблемы исторической критики. Обзор важнейших изданий источников.

Изучение истории Церкви в XIX и ХХ веках. Объективность и конфессионализм в церковной истории. Обзор научной литературы и учебных пособий.

2. ПЕРИОДЫЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ. НАЧАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЦЕРКОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Общая периодизация церковной истории. Эпоха гонений, ее периодизация. Периодизация Константиновской эпохи:

Развитие структуры церковного управления до конца III века. Власть епископа в парикии по посланиям св. Игнатия. Первые соборы, их компетенция и власть. «Автаркия» парикии по письмам св. Киприана Карфагенского. Рост авторитета отдельных кафедр.

РАЗДЕЛ 2. ЭПОХА ГОНЕНИЙ

3. ХРИСТИАНСТВО КАК НЕДОЗВОЛЕННАЯ РЕЛИГИЯ

Церковь до Антонинов. Случайный характер гонений. Гонение при Нероне.

Эпоха Антонинов: общая характеристика. Рескрипт Траяна и его значение. Христианство как religio illicita.

Св. Игнатий Антиохийский, его послания. Поликарп Смирнский, Лионские мученики. Септимий Север. Карфагенские мученики. Общее положение Церкви до 250 года.

4. ГОНЕНИЯ, ВОЗБУЖДЕННЫЕ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ. ЗАВЕРШЕНИЕ ЭПОХИ ГОНЕНИЙ

Общая характеристика эпохи и ее императоров. Эдикт Декия и его последствия. Спор об обратном принятии падших (secundum Epistulas Cypriani). Карфагенские соборы при Киприане. Христианские мученики и новое отношение к ним христианского населения.

Правление Диоклетиана. Завершение принципата. Территориальные и административные реформы Диоклетиана: новая система провинций и тетрархия. Характер гонения Диоклетиана. Проскрипционные эдикты и их выполнение.

5. ДОГМАТИКА и РАСКОЛЫЭПОХИ ГОНЕНИЙ

Выяснение Церковью догматического учения в эпоху гонений. Гнозис, его основные черты и направления. Учение о Христе, как о Боге. Умеренный субординационизм ранних учителей Церкви. Монархианство и его оттенки: модализм и динамизм. Монтанизм. Расколы по дисциплинарным основаниям: Новациан, раскол донатистов.

РАЗДЕЛ 3. КОНСТАНТИНОВСКАЯ ЭПОХА. БОРЬБА С АРИАНСТВОМ

6. ХРИСТИАНСТВО КАК ДОЗВОЛЕННАЯ РЕЛИГИЯ (RELIGIO LICITA).

Политическая ситуация в Империи к концу правления Диоклетианна и Максимиана. Обращение св. Константина. Константин, Ликиний и Миланский эдикт (текст эдикта по Евсевию). Отношение Императора к Церкви. Донатистские споры и вынужденное участие Константина. Привилегии Церкви, данные Константином.

7. АРИАНСТВО и ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

История возникновения арианства. Содержание доктрины. Арианская пропаганда и борьба Церкви: собор 324 г. в Антиохии.

Общая характеристика Вселенских соборов. Никейский собор 325 года, его состав, порядок делопроизводства. Итоговые документы собора. Термин «единосущный», проблемы его восприятия некоторыми участниками Собора.

8. БОРЬБА С АРИАНСТВОМ ПОСЛЕ НИКЕЙСКОГО СОБОРА

Дисциплинарные постановления Никейского собора. Установление принципа территориально-административной автокефалии (4, 5, 6, 7 соборные правила). Митрополичья провинция (епархия).

Борьба ариан после Никейского собора за преобладание в кафолической Церкви. Борьба ариан с догматистами. Антиохийский и Сердикский соборы.

Борьба ариан с догматом. Распадение ариан на партии: ан-омии, омии, оми-усиане, их отличия. Александрийский собор 362 года.

9. ЗАВЕРШЕНИЕ БОРЬБЫС АРИАНСТВОМ

Реакция язычества при Юлиане Отступнике. Роль классической культуры в хритсианстве.

Св Василий Великий. Его задача: объединение омиусиан на востоке. Его отношения со св. Афанасием и папой Дамасом. Дистинкция понятий «сущность» и «ипостась».

Св. Григорий Богослов, его переход в Константинополь; его «Слова о богословии».

Доктринальные оттенки «никейцев». Маркелл Анкирский и Аполлинарий Лаодикийский, их заблуждения. Литературные подлоги последователей Аполлинария.

10. ФЕОДОСИЙ ВЕЛИКИЙ и ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР.

Император Феодосий Великий, его отношение к Церкви. Константинопольский собор 381 года (II-й Вселенский). Причины его созыва, особенности представительства. Результаты работы собора. «Никео-константинопольский» символ и каноны. Правила собора 2-е и 3-е, их содержание и смысл. Возвышение столичной кафедры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: