Пути и средства трудового обучения в разработке Сухомлинского




В. А. Сухомлинский огромное значение придавал трудовому обучению ребенка. «Общественная значимость производительного труда, говорил он, определяется тем, насколько законченной, завершенной является та или иная конкретная работа. Есть школы, в которых воспитанники трудятся немало, но воспитательная ценность этого труда значительно снижается потому, что ни одно дело не доводится до конца. Школьники приходят на работу тогда, когда ощущается нехватка рабочих рук, они делают дело в «пожарном порядке»… а ведь труд необходим человеку так же, как пища, он должен быть регулярным, систематическим.

Поэтому педагогический коллектив Павлышской школы стремился, чтобы в школьные годы воспитанники не просто трудились, но и обязательно начинали и завершали определенные виды работы, переживали все этапы трудового процесса – от осознания цели… до глубокого удовлетворения его результатами.

Великий педагог говорил: «Если воспитанник вовлечен в продолжительную трудовую деятельность, если, повседневно занимаясь ею, он достиг определенных результатов, наступит время, когда его будет побуждать к труду не воля воспитателя, а его собственное, внутреннее влечение». И с этим нельзя не согласиться, но при условии, что это есть неизбежное следствие длительной трудовой деятельности, направленной на достижение поставленной цели. Ведь по мнению В. А. Сухомлинского «внутренне побуждение к труду является дисциплинирующей силой, которая воспитывается только в процессе выполнения продолжительного трудового задания».

Все мы знаем о том, что заставить ребенка трудиться умственно очень трудно, заставить трудиться физически значительно легче. В сочетании же физического и умственного труда Сухомлинский видел «решающее средство воспитания трудолюбия у самых запущенных, обленившихся детей, которых родители никогда не заставляли трудиться».

Педагог говорил: «Таких учеников мы сначала заставляем выполнять определенный объем физического труда, постепенно добиваясь, чтобы в этом труде они видели путь к какому-то – пусть вначале незначительному – познанию, подчинению сил природы. Если человек стал относиться к физическому труду как к средству достижения общественной и интеллектуальной цели, значит, лень у него уже преодолена, путь к воспитанию трудолюбия уже открыт».

Мне особенно близка идея педагога о том, что «необходимо добиваться того, чтобы каждый воспитанник поработал как можно дольше вместе со взрослым человеком, для которого труд – счастье, наслаждение. Сопереживание чувства радости от труда – это азбука самовоспитания. Тот, кто глубоко переживал это чувство в детстве, стремится быть лучше в глазах общества. Самовоспитание, таким образом, становится активной формой участия в духовной жизни общества».

Я вспоминаю собственные школьные годы и начинаю понимать, насколько важно участие педагога в привитии у ребенка чуткого отношения к труду. Ведь педагогическое руководство трудовой самодеятельностью заключается в том, что ребенок чувствует рядом с собой вдохновение, увлеченность трудом. Если труд учителя является образцом для ученика, вызывает у него восхищение, то учитель становится его любимым человеком.

Мне показалась очень замечательной и ценной идея великого педагога о том, что «нет в мире такого равнодушия, такого безразличия к делу, которое могла бы устоять перед творческим вдохновением учителя или старшего школьника, влюбленного в труд». Если педагог видел, что ребенок ко всему безразличен, что его ничто не интересует, он начинал раздумывать, с кем из учителей или старшеклассников надо сблизить этого трудного ребенка. А ведь именного с этого начинается индивидуальный подход к ребенку.

Бесспорно, что исключительно сильное влияние оказывает на детей то, что какой-нибудь труд в одинаковой мере увлекает и их, детей, и учителя. В таком труде открываются детские сердца, ребенок становится другом, товарищем учителя. В.А. Сухомлинский пишет: «Весной мы вместе с детьми пересаживаем цветы, ухаживаем за ними, сажаем деревья. На маленького ребенка производит большое впечатление то, что учитель умеет сделать прививку плодового дерева, сделать красивую цветочную клумбу. Трудовое обучение на этом этапе является совместным трудом учителя и ребенка. Мы вместе с детьми работаем не только на участке, но и в мастерских и рабочих комнатах, конструируем модели машин и механизмов. Совместная работа с детьми – это самые радостные часы нашего педагогического труда».

В заключении хотелось бы отметить, что так важно помнить эти золотые слова великого педагога. Ведь целью каждого учителя является воспитание личности, готовой трудиться на благо общества с полной самоотдачей и благоговением перед самим процессом созидания.

Да, из собственного опыта могу сказать, что на современном этапе развития образования намного меньше внимания уделяется данной теме, а ведь труд – это самой главное в жизни человека. Поэтому считаю необходимым обратить внимание всех педагогов еще раз обратиться к бессмертным словам В.А. Сухомлинского, прочитать его работы и полностью переоценить свой подход к трудовому обучению в школе.

Свое понимание роли труда В.А. Сухомлинский перенес в область педагогики, воспитания: “От нас… в огромной мере зависит, чтобы маленький ребенок стал мыслителем, понимающим и переживающим великое человеческое право на жизнь, счастье, радость.… Эта сфера духовной жизни требует большого такта, глубокого уважения человеческого права на счастье” [3, с.22]. Правильно выбрать жизненный путь, найти свое призвание, утвердить человеческое достоинство – значит, найти свое счастье. В этом смысле счастье – это стремление к нему, способность изменить обстоятельства к лучшему, достижение его, это стремление к жизни, наполненной глубоким смыслом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: