Либерализм:
Основатели: Д. Локк, А. Смит, Ш. Монтескьё, Т. Джеферсон, Д.С. Милль, Т. Грин, Д. Дьюи.
Возникает после революции 1688 в Англии.
Главная ценность либерализма – свобода.
Признаёт равенство возможностей, невмешательство в приватную жизнь, ограничение власти государства, верховенство права. Фундаментальными принципами также является рыночная экономика, соблюдение естественных прав (право на жизнь, на собственность, на личную свободу).
Государственная власть существует для блага народа. Она нужна для того, чтобы исключить насилие и нечестность в социальной и экономической сфере
Провозглашает толерантность. Мораль считается главным фактором социального бытия.
Консерватизм:
Возникает как реакция на Великую Французскую революцию.
Принято связывать с именем Э. Берка.
Принцип суверенитета государственной власти.
Главная традиция вытекает из трёх взаимосвязанных концепций: традиционализма, скептицизма и органицизма. Традиционализм: политика должна опираться на сложившиеся традиции; существующие учреждения, институты, и виды практики должны быть сохранены при любых обстоятельствах; социальные и политические изменения (прежде всего революционные) не заслуживают доверия.
Консерватизм полагает, что политическая мудрость (результат длительного исторического опыта по незначительному улучшению социального порядка) уже воплощена в существующих обычаях, законах и институтах. Как следствие их этого является то, что управление обществом должно быть доверено лицам, которые обладают большим опытом непосредственной политической и административной деятельности, потому как только они могут осуществлять незначительное улучшение социального порядка.
|
Отрицательно относится к учёным и теоретикам. Отрицает существование универсальной человеческой природы, так как люди не могут сформироваться самостоятельно и независимо от существующих социальных институтов и видов практики (человек есть существо биологическое, а индивиды есть элементы органических связей с обществом).
Исходит из того, что всякие изменения вредоносны для общества и индивидов.
Консерватизм – явление ситуационное (возникает как реакция на определённое событие).
Марксизм:
Основателем марксизма является К.Маркс.
Популяризацией идей Маркса после его смерти занимался Энгельс. В 1878 г. он выпустил «Анти-Дюринг» в котором упростил идеи Маркса. Этот подход был подхвачен политическими партиями II Интренационала. Наиболее влиятельная из них существовала в Германии. В этой стране возникает первая ортодаксальная версия марксизма.
Выделяют три свойства марксизма:
1. Теологическое видение истории, в котором главную роль играют идеи классовой борьбы и примата экономики.
2. Единство теории и политики. Марксизм представляет собой теорию общества и политический проект социализма.
3. Убеждения в том, что марксистская теория и политический проект обладают «научным» содержанием.
Классы (определяются экономическим положением) и конфликты между ними есть главное свойство социальной жизни на протяжении всей писаной истории. Они являются также главным источником всех социальных изменений.
Классы и конфликты рассматриваются как ключ для понимания множества организаций и сил, действующих в обществе.
|
Вмешательство правительства в экономику органически переплетено с классовыми интересами.
Социализм:
Теоретики социализма создавали свои труды в первой половине 19 в.
Главная цель – общественная собственность на средства производства и распеделения.
Провозглашает справедливость главной социальной ценностью, которая переплетена с предложениями различных экономических реформ. Идея достоинства отдельного работника сочетается с принципом сотрудничества и солидарности. Идея централизованного планирования выступает в единстве с идеей промышленной демократии.
Становление рабочего вопроса:
Рабочий вопрос – вопрос об экономическом, юридическом и социальном положении наёмных рабочих и его улучшении.
Для мира:
Первые зачатки возникновения рабочего класса относятся к 15-16 вв., когда цеховая организация промышленности в Европе начала разлагаться. Следствием этого было образование класса свободных наёмных рабочих, которые прежде были подмастерьями при цеховых мастерах, но теперь оказываются в безвыходном положении и вынуждены оставаться наёмными рабочими, так как надежда на становление самостоятельным мастером утрачивается (в этот период приобретение звания мастера в основном имело наследственный характер). Затем они объединяются в «братство подмастерьев», стремясь улучшить условия труда и увеличить заработную плату, чего категорически не хотели им предоставлять работодатели. Но данный вопрос не заинтересовал общество, так как количество подмастерьев было ничтожно по сравнению с общим населением.
|
Дальнейшее развитие данного вопроса связывается с отменой крепостного права, обезземеливанием крестьян, появлением крупного производства и изобретением машин. Вследствие этого множество представителей крестьянского сословия были вынуждены уезжать в города и становится наёмными рабочими. Одновременно вытесняются цеховые организации и ремёсленники попадают в зависимость от купцов, которые платят за продукцию (вследствие они превращаются в простых наёмных рабочих, которые производят продукцию у себя дома). Затем происходит создание мануфактур, в которых прежние мастера-ремесленники совершенно превращаются в наёмных рабочих.
Условия для работы наёмных рабочих были довольно неважными (низкий уровень безопасности на предприятиях, низкий уровень гигиены, длинный рабочий день). Огромный рост безработицы, вызванной изобретением машин, которые заменяли рабочую силу. Это было причиной того, что в сознании наёмных рабочих начали появляться идеи создания союзов для защиты своих прав. И уже в конце 18 – начале 19 вв. они проводят многочисленные стачки, беспорядки, грабежи и разрушения.
Вследствие начала осознания рабочих своих прав и стремления их бороться за свои права и за улучшение своего материального положения в обществе появляется мысль о том, что необходимо менять законодательство, которые позволит решить «рабочий вопрос».
Для России:
Реформа 1861 г. привносит коренные изменения в политической и социально-экономической жизни страны, итогом чего было образование свободного рынка наёмного труда людей. Система наёмного труда становится основой развития народного хозяйства России. Быстрое развитие промышленности и капитализма превращает наёмных рабочих в класс российского общества. При этом они продолжают жить по старому законодательству, которое сохранялось ещё со времён крепостного права и ущемляло рабочих в правах (оно регламентировало не только труд, но и личную жизнь рабочих). Поэтому уже к 1850-х гг. либералы призывают решить «рабочий вопрос» с либеральных позиций.
Стоит отметить, что низкие заработки, проблемы с получением образования и неразвитостью политических свобод превращали рабочий класс в оппозиционную самодержавию силу, тем самым способствуя становлению «рабочего вопроса» (правительство не было заинтересовано в развитии оппозиции внутри государства).