вопрос. Подходы современной дидактики.




Подходы современной дидактики: личностный, деятельностный, культурологический.

Деятельностный подход - в самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника. Деятельностный подход в своей преимущественной ориентации на становлении субъектности воспитанника как бы сравнивает в функциональном плане обе сферы образования – обучение и воспитание: при реализации деятельностного подхода они в равной мере способствуют становлению субъектности ребенка. Вместе с тем, деятельностный подход, реализуемый в контексте жизнедеятельности конкретного ученика, учитывающий его жизненные планы, ценностные ориентации и его другие параметры субъективного мира, по своей сути является личностно – деятельностным подходом. Поэтому вполне естественно в целях постижения его сущности выделением два основных компонента – личностный и деятельностный.

Технология деятельностного метода – инструмент, позволяющий решить задачу по смене задач образования, с формирующей на развивающую.

Деятельностный метод в системе развивающего обучения позволяет достигнуть готовности к саморазвитию. Образовательная технология деятельностного подхода позволяет:

· достигать поставленных целей по конкретному учебному предмету;

· обеспечивать внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, демократизации, преемственности, личностно-ориентированного подхода;

· ориентировать на развитие творческой деятельности.

Культурологический подход - культурологический подход предполагает решение воспитательных задач на основе культурных традиций, сложившихся в конкретном обществе, соответствовать особенностям и менталитету нации, бережно сохранять и передавать лучшие достижения культуры. Возникновение данных подходов является ответом на новый социальный заказ на образование в постиндустриальном обществе. Особенно важен культурологический подход, определяющий человека как духовного субъекта культуры, обладающего такими свойствами, как понимание смысла жизни, ответственность, способность к культурному творчеству и самовыражению себя в культуре. Такой подход к образованию способствует учету национальных, религиозных, исторических особенностей учащихся, сближению образования с жизнью обучающихся. Поскольку каждая конкретная культура имеет свой путь развития и свой уровень, то именно в ней и следует воспитывать детей в диалоге с другими культурами.

Культурологический подход к образованию – это создание единого уклада жизни школы и семьи, гармонизация интересов общества, школы и личности учащегося. Он основан на использовании в процессе обучения и воспитания опыта ребенка и его семьи, на обеспечении ведущей роли социокультурного контекста развития, активизации деятельности ребенка, освоении знаково-символической структуры деятельности своего народа, творческом характере развития.

Культурологический подход в образовании предусматривает:

· воспитание образованной, культурной личности,

· владеющей основными элементами политической, художественно–эстетической, физической культуры, культуры труда, отдыха, поведения, речи, семейных отношений.

Фундаментом общей культуры служит все содержание образования – комплекс знаний, идей, ценностных представлений, способов познания, мышления, практической деятельности, без овладения которыми невозможно взаимоотношение и взаимодействие людей, гармония человека и общества, человека и природы.

Таким образом, культурологический подход образования позволит разработать оптимальную педагогическую модель развития личности молодого человека, которая позволит ему стать самостоятельным в сложном многообразном пространстве современного мира и будущей профессиональной деятельности.

Личностный подход - подразумевает в качестве главного ориентира, основного содержания и главного критерия успешности обучения не только функциональную подготовленность к выполнению определенных видов деятельности, знания, умения, навыки, но и выявление личностных качеств: общественной активности, направленности, творческих способностей и умений, эмоциональной сферы, воли, черт характера. Личностный подход предполагает в себе стремление открыть и сформировать личность, уникальную человеческую индивидуальность, открыть лучшие черты, зародить индивидуальный стиль деятельности, и в то же время устранить негативные индивидуальные проявления каждого ученика. Для этого, прежде всего, нужно отказаться от усредненного подхода к воспитанию и обучению, удалить бюрократический стиль обучения, подавляющий личность, создать условия для максимального зарождения положительных задатков, самобытности человека.

Цели личностного подхода:

· Развитие личности. При индивидуальной работе с учеником намного легче выявить пробелы в его развитии и устранить их;

· Сохранение индивидуальности. В системе образования часто применяется один подход ко всей группе. Это «стирает» разницу между ними, делая похожими друг на друга, создавая «серую массу». Личностный подход предполагает сохранение и развитие в ученике тех качеств, которые присущи лишь ему;

· Заинтересованность ребёнка в обучении. Здесь важную роль играет возможность выбора. Почему большинство детей в школах не хотят учиться? Потому что их заставляют это делать, даже не спрашивая, что им интересно. Этим иногда можно даже покалечить психику ребёнка. Если детям дать возможность выбрать род занятий самим, результат получится ошеломляющий. Большинство из них проявят колоссальное рвение, которого от них никто не ожидал. Даже у самых заядлых лентяев есть свои увлечения;

· Повышение уровня самооценки ребёнка. Личностный подход ставит перед наставником задачу помочь ребёнку осознать его значимость, преодолеть страхи и неуверенность, повысить уровень самоуважения;

· Психологическая поддержка. Личностный подход иногда представляет форму психологической помощи. Это нужно для того, чтобы ребёнок не

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: