Экономическое значение водного налога




Назначение и сущность водного налога можно охарактеризовать таким образом: он обеспечивает реализацию принципа платности за пользование водными ресурсами через создание эффективного экономического механизма стимулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов. Такой подход не потребует комментария в связи с тем, что вода, особенно пресная, является ограниченным и уязвимым природным ресурсом. По оценке Госстроя России, только 20% продаваемой питьевой воды в стране соответствует санитарным нормативам. Несмотря на то, что и плата за пользование водными объектами, и водный налог являются фискальными платежами, порядок их взимания различен. Взимается в форме федерального налога. Водный кодекс РФ устанавливает систему платежей за пользование водными объектами, в которую включены водный налог и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. Водный налог является платой за право пользования водными объектами, но не платой за водные ресурсы. Платежи за пользование природными ресурсами зачисляются в бюджеты разных уровней по нормативам, установленным законодательством РФ: в федеральный бюджет - 40%; в бюджеты субъектов РФ, на тер. которых осуществляется использование водных объектов, 60%.

До 2005 г. на территории РФ действовала Плата за пользование водными объектами, которая взималась на основании Закона РФ «О плате за пользование водными объектами» от 06.05.1998 г. № 71-ФЗ. Однако в целях устранения законодательных пробелов, с 01.01.2005 г. введена в действие гл. 25.2 НК РФ «Водный налог». Налог нацелен на рациональное и эффективное использование налогоплательщиками водного пространства и водных ресурсов страны, на повышение ответственности за сохранение водных объектов и поддержание экологического равновесия. В основном гл. 25.2 НК РФ соответствует ранее действующему ФЗ «О плате за пользование водными объектами» с незначительными изменениями и дополнениями. В основном данные изменения сводятся к следующему: – изменился статус платежа – плата за пользование водными объектами заменена водным налогом; – установлены твердые специфические ставки налога по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам (в соответствии с Законом 71-ФЗ Правительством РФ были установлены максимальные и минимальные ставки платы, а ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и др. устанавливались законодательными органами субъектов РФ); – в отличие от Закона № 71-ФЗ, гл. 25.2 НК РФ не предоставляет законодательным органам субъектов РФ права устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта РФ, но при этом восстанавливается льготная норма, прекратившая действие с 01.01.2003 г., согласно которой ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 р. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта; – аннулировано бесплатное пользование водными объектами, предусмотренное Законом № 71-ФЗ, для забора воды в целях водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, а также садоводческих и огороднических объединений граждан; – из объекта налогообложения исключен такой вид пользования водными объектами, как сброс сточных вод в водные объекты; – в целях сохранения поступлений в бюджет от данного налога одновременно увеличены ставки водного налога за забор воды из водных объектов на сумму, соответствующую поступлениям от платы за сброс сточных вод. С 01.01.2007 г. в соответствии со ст. 12 – 16 Водного кодекса РФ договор водопользования предусматривает уплату неналоговой платы за пользование водными объектами в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 г. №764 «Правила расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности». Организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о представлении водных объектов в пользование, заключенных или принятых после введения в действие Водного кодекса РФ (ФЗ от 19.06.2007 г. №102-ФЗ «Водный кодекс РФ») являются плательщиками не водного налога, а платы за пользование водными объектами. Таким образом, в настоящее время наряду с водным налогом осуществляется взимание неналоговой платы за пользование водными объектами, что связано с постепенным отказом от налоговой формы изъятия природоресурсных платежей по причине сложности их администрирования налоговыми органами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: