Критерии выявления тревожного ребенка




ВВЕДЕНИЕ

Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины XVIII века и обозначало «знак к битве». Позже появилось и понятие «тревожность». Психологический словарь дает следующее объяснение этого термина: «Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склон­ности человека к частым и интенсивным переживани­ям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное об­разование и/или как свойство темперамента, обуслов­ленное слабостью нервных процессов» (Психологиче­ский словарь, 1997, с. 386)

В современной научно-популярной литературе час­то смешиваются понятия «тревога» и «тревожность». Однако это совсем неидентичные термины. Тревога – это эпизодические проявления беспокойства и волне­ния. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, су­хость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Однако помимо физиоло­гических, существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, те­ребить волосы, крутить в руках разные предметы и др.

Состояние тревоги не всегда можно расценить как негативное состояние. Иногда именно тревога стано­вится причиной мобилизации потенциальных возмож­ностей. Так, убегая от преследователя, человек разви­вает скорость бега значительно выше, чем в обычном, спокойном состоянии.

В связи с этим различают мобилизующую тревогу (дает дополнительный импульс) и расслабляющую (парализует человека).

Какой вид тревоги будет испытывать человек – чаще во многом зависит от стиля воспитания в дет­ском возрасте. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальней­шем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же, напротив, родите­ли настраивают сына или дочь на достижение успеха через преодоление препятствия, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую трево­гу.

Единичные, т. е. не часто возникающие, проявле­ния тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность». При этом следует четко разграничивать термины «тревожность» и «страх».

К.Э. Изард (1999) трактует понятие «страх» как спе­цифическую эмоцию, выделяемую в отдельную кате­горию. Он отмечает, что тревога состоит из множеств эмоций, одной из составляющих которых и является страх.

Таким образом, среди эмоций, включенных в со­стояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тре­вожном» переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и пр.

Эмоцию страха переживают люди в любом возрас­те, однако каждому возрасту присущи и так называе­мые «возрастные страхи», которые были изучены и подробно описаны многими специалистами. Иссле­дования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. В период с двух до трех лет отмечается расширение ре­пертуара детских страхов, причем, они носят, как пра­вило, конкретный характер.

В два года дети чаще всего боятся, например, посе­щения врача, а, начиная примерно с трехлетнего возра­ста, число конкретных страхов значительно снижается, и на смену им приходят страхи символические, такие, как страх темноты и одиночества. В 6–7 лет ведущим становится страх своей смерти, а в 7–8 – страх смер­ти родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего бо­ится «быть не тем», сделать что-то не так, не соответ­ствовать общепринятым требованиям и нормам.

Таким образом, наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка.

И. Раншбург и П.Поппер выявили интересную за­кономерность: чем выше интеллект ребенка, тем больше он испытывает страхов.

Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Однако многие авторы в качестве одной из причин повышенного уров­ня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений.

Е.Ю.Брель (1996) проводила специальное иссле­дование, направленное на выявление социально-пси­хологических факторов, влияющих на формирование детской тревожности. Данное исследование позволило ей сделать вывод о том, что такие социально-психоло­гические факторы, как неудовлетворенность родите­лей своей работой, материальным положением и жилищными условиями, оказывают существенное влия­ние на появление тревожности у детей.

А.И. Захаров (1997) считает, что у старших до­школьников и младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при прове­дении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима.

Однако именно в дошкольном возрасте начинает формироваться так называемая школьная тревожность. Принято считать, что она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. Причем боль­шинство первоклассников переживает не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учите­лями, родителями, сверстниками.

Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошколь­ном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9–11 годам – соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тре­вожности у девочек. При этом, тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: дево­чек больше волнуют взаимоотношения с другими людь­ми (ссоры, разлуки и т.д.), мальчиков – насилие во всех его аспектах.

Кроме того, доказано, что школьная тревожность тесно связана с мотивацией учения социометрическим статусом, с успешностью обу­чения. Как считает Прихожан А.М. (1995), за последние 10 лет количество тревожных детей млад­шего школьного возраста увеличилось. Тревожность стала более глубинной и личностной, изменились фор­мы ее проявления. Если раньше рост тревожности по поводу взаимоотношений со сверстниками наблюдался в подростковом возрасте, то в настоящее время многих учащихся младших классов начинает волновать их ха­рактер взаимодействия с другими детьми.

Исследования показали, что школьная тре­вожность имеет взаимосвязи со структурными харак­теристиками интеллекта. Так, в первом классе наиме­нее тревожными являются школьники, у которых до­минирует вербальный интеллект, наиболее тревожны школьники с равным соотношением вербального и не­вербального коэффициентов. К третьему классу, как правило, уровень школьной тревожности значительно падает, но при этом школьники-вербалы начинают ис­пытывать значительный страх в ситуации проверки знаний. У остальных категорий учащихся данный эф­фект не наблюдается.

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутренне­го конфликта. Он может быть вызван:

– негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;

– неадекватными, чаще всего завышенными тре­бованиями;

– противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и/или школа.

 

Критерии выявления тревожного ребенка

Ребенок Да Нет
1. Испытывает постоянное беспокойство    
2. Испытывает трудности (иногда невозможность) при концентрации внимания на чем-либо    
3. Испытывает мускульное напряжение (например, в области лица, шеи)    
4. Раздражителен    
5. Имеет нарушения сна    

Чтобы было основание предположить, что ребенок, за которым вы наблюдаете, тревожен, необходимо, чтобы хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявлялся в его поведении.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: