ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ




 

«ПОХВАЛИЛКИ»

Цель Игра способствует повышению самооценки ребенка, повышает его значимость в коллективе.
Содержание Все дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафик­сировано какое-либо одобряемое окружающи­ми действие. Ребенок должен «озвучить» кар­точку. Причем, начав словами «Однажды я...» Например: «однажды я помог товарищу в шко­ле», или «Однажды я очень быстро выполнил домашнее задание» и т.д. На обдумывание задания дается 2–3 ми­нуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то дейст­вие или совершил тот позитивный поступок, который указан в его карточке. После того, как все дети выскажутся, взрос­лый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами. В заключении мож­но провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внима­тельно, заботливо и доброжелательно относить­ся к людям, окружающим нас.  

«ЗА ЧТО МЕНЯ ЛЮБИТ МАМА»

Цель Повышение значимости каждого ребенка глазах окружающих его детей
Содержание Все дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама, каждого присутствующего в группе ребенка При затруднении другие дети могут ему помочь. После этого целесообразно обсудить с деть­ми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их. Примечание: на первых порах дети, чтобы показаться значимыми для других, рассказы­вают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, за то, что любят маленькую сестренку... Толь­ко после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.

«НЕДОТРОГИ»

Цель Игра способствует повышению самооценки ребенка, развитию эмпатии.
Содержание Взрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисуют карточки с пиктограммами. Необходимо обсудить с детьми, что означает каждая пиктограмма. Например, картинка с изображением улыбающегося человечка может символизировать Веселье, с изобра­жением, например, двух одинаковых нарисованных конфет – Доброту или Честность. Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно записать на каждой карточке какое-либо положительное качество ребенка (обязательно положительное!). Каждому ребенку выдается 5–8 карточек. По сигналу ведущего дети стараются закре­пить на спинах товарищей (при помощи скот­ча, стикеров и т.д.) все карточки. По следующему сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетер­пением снимают со спины «добычу». На первых порах, конечно, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при многократном повторении игры и после проведения обсуждений ситуация меняется. Во время обсуждения можно спросить у детей, при­ятно ли получать карточки. Затем можно спросить, что приятнее: дарить хорошие слова дру­гим или получать их самому. Как правило, дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех детей, которые совсем не получили карточек или получили совсем мало. Обычно эти дети при­знаются, что они с удовольствием дарили, но им бы тоже хотелось получить в подарок карточку. Чаще всего, при повторном проведении игры «отверженных» детей не остается.

«СКУЛЬПТУРА» (известная игра)

Цель Развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног и т. д., снижение мышечного напряжения.
Содержание Дети разбиваются на пары. Один из них – скульптор, другой – скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру: ­ ребенка, который ничего не боится; ­ ребенка, который всем доволен; ­ ребенка, который выполнил сложное за­дание и т. д. Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут выбирать сами дети. Затем дети могут поменяться ролями. Возможен ва­риант групповой скульптуры После проведения игры целесообразно об­судить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру при­ятно было изображать, какую – нет.

 

«ЛАСКОВЫЙ МЕЛОК»

Цель Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.
Содержание Существует хорошее развлечение – рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т.к. они, пытаясь раз­гадать задумки партнера по игре, могут вол­новаться, переживать, вследствие чего напря­гать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому мы предлагаем модификацию данной игры. Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нари­совал? Солнышко? Хорошо». И мягким при­косновением пальцев изображает контур солн­ца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце „ласковым" мелком? » И взрослый ри­сует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим „лас­ковым" хвостиком? А хочешь, я нарисую дру­гое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он на­рисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

 

«ДРАКА»

Цель Упражнение помогает расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
Содержание Представьте, что вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-прекрепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание. Задумайтесь: а, может, и не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятнос­ти позади! Встряхните кистями рук. Почувст­вовали облегчение? Примечание: Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

 

«ПОКАТАЙ КУКЛУ»

Цель Игра способствует снятию мышечных за­жимов в области рук, повышению уверенности ребенка.
Содержание Ребенку дают в руки маленькую куклу или другую игрушку и говорят, что кукла боится кататься на качелях. Наша задача состоит в том, чтобы научить ее быть смелой. Сначала ребенок, имитируя движение качелей, слегка покачивает рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений (движения могут быть в различных направлениях), затем взрослый спра­шивает ребенка о том, стала ли кукла смелой, если нет, то можно сказать ей, что она долж­на делать, чтобы преодолеть свой страх. Затем игру можно продолжить еще раз.

 

«ДОБРЫЙ – ЗЛОЙ, ВЕСЕЛЫЙ – ГРУСТНЫЙ»

Цель Игра помогает расслабить мышцы лица.
Содержание Взрослый предлагает ребенку вспомнить различных героев любимых сказок. Затем просит ребенка ответить на следующие вопросы: «Кто из героев самый веселый? Кто самый злой? Кто самый веселый? А кто самый грустный? А каких ты еще знаешь героев (удивленных, испуганных и т.д.)?» Затем все на­званные персонажи ребенок рисует на листе бумаги. После этого взрослый говорит: «Я сейчас попробую загадать какого-либо из этих героев и показать тебе, как он выглядит. А ты отгадай, кто это». Взрослый делает веселое выражение лица. Ребенок отгадывает, какой из нарисованных персонажей бывает таким. Затем ребенок изображает выражение лица любого героя, а взрослый отгадывает, кто это. Данную игру можно порекомендовать тре­вожным детям и их тревожным родителям.

 

Приложение

 

Пример психокоррекционных мероприятий в процессе обучения школьников

с проблемами в обучении и поведении: тревожные дети

 

Феменология Возможные причины Рекомендации, коррекция
На уроках не поднимают руку, при обращении молчат Низкая самооценка Создайте ситуацию успеха для этого ребенка
Испытывает постоянный страх перед опросом у доски, контрольными и диктантом Высокий уровень тревожности (постоянное ощущение неуспеха) Изучите межличностные отношения в классе
Не общителен со сверстниками, обидчив, пассивен Высокие и неадекватные требования к ребенку. Пробелы в знаниях. Низкая мотивация. Как можно чаще называйте ребенка по имени и хвалите его в присутствии других. Сравнивайте результаты деятельности ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, но не с результатами других детей. Постарайтесь установить визуальный контакт, это придаст уверенность ребенку во время ответа. Избегайте заданий, которые выполняются за определенное, фиксируемое педагогом время. Старайтесь не ставить такого ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него. Дайте время на обдумывание. Ответ может быть в письменной форме или в другом виде. Путем правильной тактики поощрений необходимо формировать уверенность в своих силах, знаниях, в возможности учиться; это поможет ученику в экстремальных, стрессовых ситуациях. Осторожно оценивайте неудачи ученика, ведь он и сам очень болезненно относится к ним. Помните! После неудачного ответа, оцененного отрицательно, ребенок подавлен и неработоспособен.

 

Рекомендуемая литература

Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства). -М.: Наука, 1976.

Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. – М.: Медицина, 1993.

Аминов НА., Азаров В.Н. Изучение индивидуальных различий в пред­расположенности к состоянию тревоги в концепции двух сиг­нальных систем // Проблемы дифференциальной психофизиоло­гии. Т. Х.-М., 1981.

Ананьев В.Л. Психологическая характеристика тревоги у больных с предъязвенным состоянием и язвенной болезнью: Автореф. дис... канд. психол. наук. –Л., 1988.

Андреева А.Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем школьном возрасте //Научно-методические основы использования в школьной психологической службе кон­кретных психодиагностических методик. – М., 1988.

Андреева А.Д. Особенности отношения к учению подростков и стар­ших школьников: Дис... канд. психол. наук. – М., 1989.

Астапов В.M Функциональный подход при изучении состояния тре­воги в напряженных условиях деятельности: Автореф. дис... канд. психол. наук. – М., 1986.

Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация чело­века.–Л, 1988.

Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многосто­роннего исследования личности: структура, основы интерпрета­ции, некоторые области применения. – М., 1994.

Берне Д. Хорошее самочувствие: Новая терапия настроений. – М.,1995.

Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М, 1968.

Божович Л.И. Избранные психологические труды: Психология фор­мирования личности. – М.: Международная педагогическая ака­демия, 1995.

Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

Бороздина Л.В., Залученова Е.А Увеличение индекса тревожности при расхождении самооценки и притязаний // Вопросы психологии. 1993. № 1.

Былкина Н.Д. Соотношение самооценки и уровня притязаний в норме и при психосоматической патологии (на материале язвен­ной болезни двенадцатиперстной кишки): Дис... канд. психол. наук. - М.: МГУ, 1995.

Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М.: Педагогика, 1991.

Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

Винникотт Д.В. Разговор с родителями. – М.: Независимая фирма «Класс», 1995.

Возрастные особенности эмоциональных состояний подростков в зонах радиоактивной загрязненности: Материалы исследования/ Отв. ред. Л.Н. Рожина. – Минск, 1992.

ВыготскийЛ.С Соч.: В 6 т. Т. 3,4. – М.: Педагогика, 1983,1984.

Габдреева Г.Ш. Формирование способности к самоуправлению пси­хическим состоянием у студентов с высоким уровнем тревожнос­ти: Дис... канд. психол. наук. – М., 1990.

Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Групповая психотерапия неврозов с соматическими масками // Московский психотерапевтический журнал. 1994. № 2.

Гарбузов ВЖ Практическая психотерапия. – СПб.: АО «Сфера» 1994.

Глассер У. Школы без неудачников. – М.: Прогресс, 1991.

Гозман Д.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

Голушко А А. Соотношение результативности деятельности и уровня тревожности (на примере экзаменационной ситуации) // Вопро­сы прикладной психологии. – Новокузнецк, 1995.

Гордецова И.М Взаимосвязь тревожности ожиданий, психодинами­ческой тревожности и социометрического статуса у старших до­школьников // Проблемы интегрального исследования индиви­дуальности. Вып. 2. – Пермь, 1978.

Готвальд Ф.Т., Ховланд В. Помоги себе сам: Медитация. – М.: СП «Интерэксперт», 1992.

Гриндер М. Исправление школьного конвейера // Линда Ллойд. Школьная магия. Майкл Гриндер. Исправление школьного кон­вейера. Серия: НЛП в педагогике, 1994.

Гроф С. За пределами мозга: Рождение, Смерть и Трансценденция в психотерапии. – М.,1992.

Гроф С. Духовный кризис: Статьи и исследования. – М., 1995.

Грэхем Дж, Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик. – М.,1993.

Данилова Е.Е. Психологический анализ трудных ситуаций и способов овладения ими у детей 9–11 лет: Дис... канд. психол. наук. – М., 1990.

Данилова Е.Е. Детский тест «Рисуночной фрустрации» С. Розенцвей-га: Практическое руководство. – М., 1992.

Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.

Дементьева Н.Ф. Аффект тревоги в клинике психических заболева­ний: Методические рекомендации. – М., 1981.

Детство идеальное и настоящее. Новосибирск: Сибирский хроно­граф, 1994.

Джемс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991.

Доронина О.В. Страх перед компьютерами: природа, профилактика, преодоление//Вопросы психологии. 1993. N° 1.

Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. – М., 1999. (Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология. Вып.1).

Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М.: Педагоги­ка, 1991.

Дусавицкий А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников // Вопросы психо­логии. 1982. № 3.

Екимова В.И. Феномен «Чернобыльского следа»: Психологический аспект // Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М., 1994.

Забродин Ю.М., Бороздина Л.В., Мусина И.А. Оценка временных ин­тервалов при разном уровне тревожности // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1983. № 4.

Забродин Ю.М., Бороздина Л.В., Мусина И А. К методике оценки уров­ня тревожности по характеристике временной перцепции // Пси­хологический журнал. 1989. Т. 10, № 5.

Залученова Е.А. Соотношение самооценки и уровня тревожности и его влияние на личностные особенности: Автореф. дис... канд. психол. наук. – М., 1995.

Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – Л.: Ме­дицина, 1982.

Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. – Л.: Медицина, 1988.

Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – СПб.: Гиппократ, 1995.

Захаров А. И. Что снится нашим детям: Как избавиться от страхов. – СПб.: Дельта, 1997.

Захарова Л. И., Сергиюк П.И., Кузьминова М.П. Тревога, эмоциональ­ная напряженность и стресс в профессиональной деятельности учителя // Психология человека в условиях социальной неста­бильности. – М., 1994.

Изард К. Эмоции человека. – М, 1980.

Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрас­те // Психологические исследования. – Тбилиси, 1966.

Исурина Г.Л. и др. «Трудные» подростки в массовой школе // Патоха-ракгерологический опросник для подростков. – Л., 1976.

Кисловская В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении (в возрастном плане): Дис... канд. психол. наук. – М., 1972.

Kитаев -Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983.

Кляйн М. Ребенок, который не мог спать // Знаменитые случаи из практики психоанализа. – М., 1995.

Колодзин Б. Как жить после психической травмы. – М., 1992.

Кондаш О. Шкала классического социально-ситуационного страха, волнения. – М, 1973.

Кочубей Б. И., Новикова Е.Ж Эмоциональная устойчивость школьни­ка. – М.: Знание, 1988.

КэмпбеллР. Как на самом деле любить детей // Росс Кэмпбелл. Как на самом деле любить детей. М. Максимов. Не только любовь. – М.: Знание, 1992.

Кьеркегор С. Страх и трепет. – М.: Республика, 1993.

Лангмейер Й, Матейчек 3. Психическая депривация в детском воз­расте. – Прага: Авиценна, 1984.

Левитов ИД. Психическое состояние беспокойства, тревоги. // Во­просы психологии. 1969. № 1.

Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. – М.: Полит­издат, 1977.

Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современные западные филосо­фии. – М.: Политиздат, 1990.

Леонова А.Б. Психодиагностика и регуляция функциональных состо­яний учащихся // Учителям и родителям о психологии подростка. - М., 1990.

Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. – М.,1993.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.

Лич П. Младенец и ребенок: От рождения до пяти лет. – М.: Педаго­гика, 1992.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1983.

Лубовский Д.В. Применение диагностического комплекса проектив­ного интервью в работе детского психолога-практика. – М., 1992.

Лутошкин А.Ж. Эмоциональная жизнь детского коллектива. – М.: Знание, 1978.

Манова-Томова В.С., Пирьов Г.Д., Пенушлиева Р.Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. – София: Медицина и физкультура, 1981..

Масгутова СК. Психологическая реабилитация детей, перенесших железнодорожную катастрофу // Вопросы психологии. 1990. № 1.

Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М,1986.

Методики психодиагностики в спорте / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов и др. – М.: Просвещение, 1984.

Михал В. Проективное интервью: Диагностическая техника детской психологической практики. – М.: ВЦП, 1986.

Молоканов М.В., Хайруллина З.Р. Психологическая обоснованность использования знаний клиента об отклонениях при его рождении в качестве психотерапевтической метафоры // Московский пси­хотерапевтический журнал. 1994. № 4.

Морган У.П., Эликсон К. А. Ситуативная тревога и результативность деятельности//Вопросу психологии. 1990. № 3.

Мороз М.П., Вязовец Н.В. Изменение показателей РЭГ и ЭЭГ у сту­дентов с состоянием беспокойства-тревоги в процессе экзаменов // Проблемы умственного труда. Вып. 6. – М., 1983.

Мурзенко В.А. Психологический анализ личностно-поведенческой структуры так называемых «трудных детей» в условиях массовой школы: Автореф. дис... канд. пеихол. наук. – Л., 1979.

Мусина И.А. Диагностика уровня тревожности по характеристикам восприятия времени: Дис... канд. психол. наук. – М.| 1993.

Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960.

Найдиффер P.M. Психология соревнующегося спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1979.

Наенко Н.И. Психическая напряженность. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.

Нежнова Т.А., Филиппова Е.В. Различие в эмоциональном отношений к школе и учению у детей 6-летнего и 7-летнего возраста //Диа­гностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. - М., 1971.

Неймарк М.С Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе // Вопросы психологии лич­ности школьника. – М., 1961.

Неймарк М.С Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Изучение мотивации поведения детей и подрост­ков. - М., 1972.

Немчин Г.Л. Состояния нервно-психического напряжения. Л, 1983.

Новикова ЕВ. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и младших подростков // Проблемы пси­ходиагностики обучения и развития школьников. – М., 1985.

Новые аспекты психотерапии постгравматического стресса: Методи­ческие рекомендации / Сост. М.Ш. Магомед-Эминов и др. – Харьков, 1990.

Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

Общение и формирование личности школьника / Под ред. А. А. Бода­лева, Р.Л. Кричевского. – М.: Педагогика, 1987.

Одаренные дети / Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. – М: Прогресс, 1991.

Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, АЛ. Венгера. – М.: Педагогика, 1988.

Особенности обучения и психического развития школьников 13–17 лет / Под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. – М.: Педагоги­ка, 1988.

Панин Л. Е., Соколов В.Л. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении. – Новосибирск: Наука, 1981.

Патохарактерологические исследования у подростков / Под ред. А.Е. Личко, Н.Я. Иванова. – Л.: Изд. Ин-та им. В.М. Бехтерева, 1981.

Перлз Ф.С. Гештальттерапия дословно // Московский психотерапев­тический журнал. 1994. № 3.

Перлз Ф.С. Внутри и вне помойного ведра. Перлз Ф.С. и др. Практи­кум по гештальттерапии. – СПб.: Петербург – XXI век, 1995.

Плотников В.В., Андрияшик Д.КХ Значение уровня беспокойства – тревоги в адаптации студентов к обучению в вузе // Проблемы умственного труда. Вып. 6. – М., 1981.

Прихожан AM. Анализ причин тревожности в общении со сверстни­ками у подростков: Дис... канд. психол. наук, – М., 1977,

Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.- М., 2000.

Прихожан AM. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., 1987.

Прихожан AM. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога. – М., 1990.

Прихожан А.М. Развитие уверенности в себе и способности к самопо­знанию у детей 10–12 лет: Программа курса занятий // Развиваю­щие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками. – М.-Тула, 1993.

Прихожан AM. Игры и задания для занятий с подростками: Личност­ное развитие // Психологическая реабилитация детей и подрост­ков. – Калуга, 1994.

Прихожан AM. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. - М., 1997.

Психические расстройства в общей медицинской практике: Диагнос­тика и лечебно-профилактические мероприятия. – Женева: Все­мирная организация здравоохранения, 1996.

Психологическая диагностика и коррекция личности школьника / Отв. ред. И.Ф. Мягков. – Воронеж: ВШИ, 1991.

Психологическая помощь в меняющемся мире: Материалы II Меж­дународной конференции психологических служб и Телефонов Доверия. – Пермь: Пермский центр социально-психологической адаптации и терапии «Доверие», 1995.

Психология травматического стресса сегодня. – Киев, 1992.

Психология эмоций: Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппен-рейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

Пуховский Н.Н. Клиника тревожных расстройств и некоторые гумо­ральные корреляты тревоги при гипоталамических поражениях: Автореф. дис... канд. мед. наук. – М., 1971.

Развитие личности ребенка / П.Х. Массен и др. – М.: Прогресс, 1987.

Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: Прогресс, 1987.

Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Про­гресс, 1979.

Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы ста­новления личности. – М.: Мир, 1994.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. – М., 1994.

Роттенберг Б.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. -М.,1984.

Рудестам К. Групповая психотерапия: Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: Прогресс, 1990.

Руководство по предупреждению насилия над детьми / Под ред. Н.К. Асановой. – М.: Владос, 1997.

Савенко Ю.С. Тревожные психотические синдромы (клинико-экспериментальное исследование): Автореф. дис... докт. мед. наук. – М., 1974.

Сартр Ж. -П. Очерк теории эмоций // Психология эмоций: тексты,–-М: Изд-во, МГУ, 1984.

Семьям психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева и В.В. Столина. – М.: Педагогика, 1989.

Сиваков ВЖ Методика физического воспитания младших подростков, имеющих повышенный уровень тревожности, агрессивности (на примере школ-интернатов): Дис... канд. пед. наук. – М., 1993.

Славина Л. С. Трудные дети. – М.-Воронеж, 1998.

Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.– М., 1989.

Соколова Е.Т. Чеснова И.Г. Зависимость самооценки подростка от отношения родителей//Вопросы психологии. 1986. № 2.

Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов: Комплексная психологическая коррекция. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.

Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. – М., 1983. Столин ВВ. Самосознание личности. – М.: Изд-во Моск ун-та,1983.

Стресс и тревога в спорте: Международный сборник научных статей. – М.: Физкультура и спорт, 1983.

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М.; Про­гресс, 1982.

Тополянский В Д., Сгпруковская М.В. Психосоматические расстройст­ва. – М.: Медицина, 1986.

Уотсон Дж. Психологический уход за ребенком. – М.: Госиз, 1929.

ФейдеменДж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып. 1. – М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1994.

Философская энциклопедия. В 5 т. – М.: Изд-во «Советская энцик­лопедия», 1969–1970.

Флоренская Т.А. Социологизация фрейдизма в теориях развития личности К. Хорни и Г.С. Салливэна: Дис... канд. психол. наук. -М., 1974.

Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дуброви­ной. – М.: Педагогика, 1989.

Фролова Н.В. Влияние рассогласования когнитивного стиля и техно­логии обучения на развитие тревожности у дошкольников: Авто-реф. дис... канд. психол. наук. – Бийск, 1995.

Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа. – М., 1991.

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М.: Педагогика, 1993.

Фрейд А. Норма и патология детского развития // А. Фрейд, 3. Фрейд Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. – СПб., Восточно-Европейский Институт психоанализа, 1997.

Фрейд 3. Страх. – М.: Книжн. изд-во «Современные проблемы», 1927.

Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991(а).

Фрейд 3. Психоанализ и детские неврозы // 3. Фрейд. Психоаналити­ческие этюды. – Минск, 1991(6).

Фромм Э, Искусство любить // Э. Фромм. Душа человека. – М., 1992. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1980.

Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. – М.: Республи­ка, 1993.

Хамблин Д. Формирование учебных навыков. – М.: Педагогика, 1986.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Тт. 1,2. – М.: Педагогика, 1986.

Хелус 3. Понимаете ли вы ученика? – М.: Педагогика, 1987. Хорт К. Собр. соч.: В 3 т. – М.: Смысл, 1997.

Цукерман Г.Л., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М., 1995. Человек в экстремальной производственной ситуации / Под ред. Е.И. Головаха.– Киев: Наукова думка, 1990.

Черепанова Е.Ж. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстре­мальных условиях. – М., 1995.

Чеснова КГ. Межличностные отношения в семье как фактор форми­рования эмоционально-ценностного самоотношения подростка: Автореф. дис... канд. психол. наук. – М., 1987. Шванцара Й. и кол. Диагаостика психического развития. – Прага, 1978.

Шыбутани Т. Социальная психология. – М.: Прогресс, 1969. Шкала явной тревожности для детей 8–12 лет (CMAS) / Перевод и адаптация А.М. Прихожан. – М., 1994. Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 1994.

Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. – Л., 1991. Щур В. Г. Методика изучения представления ребенка об отношении к нему других людей // Психология личности: Теория и экспери­мент. – М., 1982.

Эберлет Г. Страхи здоровых детей. – М.: Знание, 1981. Эверли Дж., Розенфельд Р. Стресс: Природа и лечение. – М.: Медици­на, 1985.

Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. – М., 1996.

Эриксон Э. Детство и общество.– СПб, 1996.

Юферева Т.Н. Роль самооценки в регуляции поведения младших школьников: Дис... канд. психол. наук. – М., 1977.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: