Цели парламентского контроля




Развернуто

Президент

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ обладает большими полномочиями по контролю за деятельностью органов исполнительной власти. Соответствующие права ему предоставлены как главе государства, гаранту Конституции РФ.

Контроль за деятельностью органов исполнительной власти Президент РФ осуществляет как непосредственно (исходя из прямой подчиненности федеральных органов исполнительной власти), так и косвенно (через специально созданные органы, институты).

В сфере исполнительной власти Президент Российской Федерации обладает рядом полномочий, в частности:

• назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

• имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

• принимает решение об отставке Правительства РФ;

• представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации;

• ставит вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

• по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе и директора ФСБ России, военачальников, дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и др. должностных лиц;

• формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации;

• формирует Администрацию Президента Российской Федерации, в системе которой активно осуществляет контрольные полномочия специально созданная структура - Контрольное управление Президента РФ;

• назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;

• вносит законопроекты в Государственную Думу;

• подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе по вопросам исполнительной власти);

• обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

• издает указы и распоряжения;

• может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между различными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

• вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации или нарушения этими актами прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Парламент

Парламентский контроль — контроль парламента как органа законодательной власти за деятельностью исполнительной власти, прежде всего, правительства.

Контрольные функции парламента, по мнению ряда исследователей, могут проявляться уже непосредственно в его законотворческой деятельности: депутаты и комитеты в ходе разработки и принятия законов обсуждают сложившееся положение, существующие проблемы и дают оценку работе ответственных органов государственной власти[1]. Однако в целях осуществления парламентского контроля законодательный орган, как правило, наделяется рядом особых полномочий и использует специальные процедуры. Обязанность отчитываться перед парламентом также может быть конституционно закреплена за правительством и иными государственными учреждениями

 

к основным способам парламентского контроля относятся письменные и устные вопросы правительству, для которых предусмотрена специальная процедура на заседании парламента (в России носит название «правительственный час») и особая форма документа: парламентский запрос, направляемый в соответствующий орган всей палатой, или депутатский запрос отдельного её члена; интерпелляция, постановка вопроса о доверии, парламентское расследование, резолюция порицания.

Из ФЗ 77 о парламентском контроле:

Цели парламентского контроля

Основными целями парламентского контроля являются:

1) обеспечение соблюдения Конституции Российской Федерации, исполнения федеральных конституционных законов, федеральных законов;

2) защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;

3) укрепление законности и правопорядка;

4) выявление ключевых проблем в деятельности государственных органов Российской Федерации, повышение эффективности системы государственного управления и привлечение внимания соответствующих государственных органов и должностных лиц к выявленным в ходе осуществления парламентского контроля недостаткам в целях их устранения;

5) противодействие коррупции;

6) изучение практики применения законодательства Российской Федерации, выработка рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства Российской Федерации и повышение эффективности его исполнения

При осуществлении парламентского контроля основополагающими являются принципы законности, системности, гласности и принцип разделения властей, а также соблюдение прав и свобод человека и принцип самостоятельности и независимости субъектов парламентского контроля, в качестве которых может выступать как Счетная палата Российской Федерации, так и палаты Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии палат, парламентская комиссия по расследованию фактов и обстоятельств, которые могли послужить основанием для осуществления проведения парламентского расследования, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы. В то же время осуществление парламентского контроля не заменяет осуществление правосудия, которое должно быть выполнено в рамках действующего законодательства. В осуществление данного рода деятельности вмешательство субъектов парламентского контроля не допускается. Также необходимо отметить, что информация о парламентском контроле должна быть общедоступной и открыта для общества и средств массовой информации. Исключение составляет только информация, доступ к которой по той или иной причине является ограниченным в соответствии с действующими федеральными законами.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: