социальным развитием организации




Тема 2. Социальная политика государства как фактор управления

Взаимосвязь целей управления социальным развитием организации и со-циальной политики государства. Организация как социальная система, устойчивая форма объединения людей, имеющих общие интересы и цели, характеризуется разносторонностью функционирования.

Развитие социальной среды выражается как в форме объективных процессов, т.е. в связях между людьми по поводу их жизненных условий (труда, быта и досуга), так и в субъективном, осознаваемом виде, т.е. в явлениях психологической атмосферы, межличностных отношениях и нравственных оценках. К факторам такого развития относятся условия, которыми характеризуются содержание изменений в социальной среде и адекватные этим изменениям последствия. Они различаются по направленности и формам влияния на персонал как непосредственно - в ходе, во время совместного труда, так и опосредованно - там, где работники и их семьи живут, растят детей, общаются с друзьями, отдыхают.

Социальная политика государства как мощная сила общественного развития предназначена выполнять ключевую роль в решении социальных проблем, встающих перед той или иной страной. Проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на экономические структуры и общественную поддержку, такая политика должна аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития, способствовать созданию оптимальных условий для жизни людей, совершенствованию социальных связей, взаимодействия и отношений между ними, осуществлять на деле социальную справедливость. Составной частью общей системы целей и задач социальной политики государства является региональная политика в социальной сфере. Она должна обеспечивать равное качество и уровень жизни населения во всех регионах России. Также и в социальной политике организации, делается упор на создание хороших условий для всех сотрудников, для улчшения качества его работы.

Понятие социального государства государство, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливостиради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

. Роль социальной сферы в жизни общества.

Социальная сфера жизни общества-- это процесс функционирования и развития общества, в котором реализуется его социальная функция, собственно социальное бытие, т.е. целостное воспроизводство и обогащение общества и человека как субъектов жизненного процесса.

Роль и значение социальной сферы для общества определяется не только ее структурой, но и теми функциями, которые она выполняет. Наиболее важная функция социальной сферы – это функция социального воспроизводства. Она влияет на все слои и группы населения, заключается в сохранении их целостности как основных субъектов исторического процесса. Также функция социального воспроизводства напрямую влияет на всестороннее жизнеобеспечение каждого члена общества в отдельности, и наиболее обширных социальных групп в целом. Социальное воспроизводство социальной среды характеризуется еще одним рядом немаловажных, но второстепенных функций: Социорегулятивная; Социоадаптивная; Социопродуктивная; Социокультурная; Социодинамическая; Социозащитная.

Благодаря социальной сфере появляется возможность достигнуть согласованности действий людей в обществе, а также стимуляция деятельности индивидов и социальных групп, повышение их мотивированности, которая направлена на эффективную реализацию потенциала каждого члена общества. Отсюда и решение проблем, которые возникают в связи с новыми потребностями, запросами и тенденциями населения.

Функции государственной социальной политики

К этим функциям можно отнести следующие функции:

компенсаторную, которая направлена на ликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих возможность индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений;

элективную, которая направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся;

кумулятивная, накапливающая социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства.

Все эти функции тем в большей степени представлены в социальной политике государства, чем в большей степени социальная политика находится в тесной зависимости от политики государства вообще.Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности. Важнейшими из них являются: выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;

оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;

интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;

прогностическая;

социальная защита населения;

управление социальными процессами и др.

С помощью функций обеспечивается главная задача социальной политики – гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества.

Связь между государственной социальной политикой и социальной организацией общества.

Социальная политика государства – это воздействие государства на социальную сферу общества, его деятельность по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержа­нию приемлемого для общества уровня их жизни, предоставлению социальных услуг населению, обеспечению конституционных социальных гарантий гражданам, оказанию социальной поддержки нетрудоспособным и малообеспеченным слоям общества. Социальная политика государства рассматривается в связи с социальной сферой общества. То, что социальная политика имеет самое непосредственное отношение к этой сфере общества, не вызывает сомнений, поскольку основными элементами социальной сферы являются люди, объединенные в социальные общности.

Неразвитость социальной сферы экономики как причина масштабных социальных конфликтов.

Социальная сфера - это совокупность отраслей национального хозяйства, создающая социальные блага в виде услуг образования, здравоохранения, культуры, туризма и т. д. В широком смысле слова социальным принято называть всё, что непосредственно относится к обществу, людям, их жизни. Так как экономика - это система обеспечения людей и общества, то по своей целевой направленности все экономические процессы в той или иной степени одновременно имеют социальную окраску. Поэтому, наряду с выражениями «экономические явления», «экономическое развитие»

существует и более узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями и именуемая социальной сферой. К социальной сфере принято относить экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности, непосредственно связанные и касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллективов, групп, общества в целом.

В России функционирование отраслей социальной сферы все еще осуществляется по второстепенному принципу. Нам пока не удалось в полной мере осознать роль социальной сферы в современном обществе. Недопонимание ее значения в качестве одного из главных факторов социально-экономического прогресса, социальной ориентации экономики несомненно тормозит ход экономических реформ. Социальная сфера непосредственно связана и касается образа, уровня и качества жизни людей. Общая характеристика социальной сферы свидетельствует, что социальная экономика охватывает широкий круг экономических объектов и процессов. Прежде всего, она изучает, анализирует природу и структуру потребностей, потребительские запросы и рациональные потребности различных экономических субъектов.

Социальная сфера экономики

узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями и именуемая социальнойсферой. К социальной сфере принято относить экономические объекты и процессы, виды экономическойдеятельности, непосредственно касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных идуховных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллективов, групп общества вцелом. Социальная экономика (экономическая социология) как наука изучает, исследует, анализируетприроду возникновения потребностей, потребительские запросы, структуру потребления, выделяетрациональные потребности человека, семьи, социальных групп, регионов, общества с учетом разнообразиясамих потребностей и потребителей.

Социальная рыночная экономика. экономическая система, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. Модель социально-рыночной экономики исходит из требования, что ни государство, ни частный бизнес не вправе иметь полный контроль над экономикой, а должны служить людям. В этой разновидности смешанной экономики, так же, как и в рыночной экономике, только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов. Однако при этом экономически более сильные обязаны поддерживать более слабых. Роль государства заключается в развитии чувства взаимной ответственности всех участников на рынке и в корректировке несправедливых тенденций в конкуренции, торговле и распределении доходов. Система рассматривалась как альтернатива капитализму, социализму и «Laissez-faire» (принцип невмешательства - экономическая доктрина, согласно которой государственное вмешательство в экономику должно быть минимальным).

Отношение к социальной сфере в период начала рыночных реформ в России.

Первый шаг пенсионной реформы был сделан введением в действие с 1 января 1989 года Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», которым снимались наиболее острые проблемы, не решавшиеся десятилетиями. Данным Законом установлены условия и нормы выплаты пенсий, единые для колхозников и работников, введен минимальный размер пенсий по старости на уровне 100 % минимальной заработной платы и т.д.

Расходы на реализацию данного Закона составили в 1989 году 6,5 млрд рублей. Но для полномасштабной реализации намечаемой пенсионной реформы требовались громадные средства. Поэтому предлагалось поэтапное проведение намечаемых мероприятий, начиная с 1 января 1991 года. Также существовала относительно автономная система социального обеспечения колхозников. В 1969 году, в соответствии с решением третьего Всероссийского съезда колхозников, была введена единая система социального страхования и социального обеспечения колхозников. Пенсии, пособия и другие виды материального обеспечения предоставлялись членам колхозов из организационно и финансово обособленных фондов.

За счет государственного бюджета колхозникам назначались персональные пенсии. Нетрудоспособные члены колхозов имели право на помещение в государственные дома-интернаты для престарелых и инвалидов.

Централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников образовывался за счет отчислений колхозов из валового дохода и ежегодных ассигнований из государственного бюджета.

Вышеперечисленные фонды действовали, создавая относительно самостоятельную финансовую систему, за счет средств которой осуществлялось пенсионное обеспечение различных категорий граждан.

Пенсионная реформа в СССР 1990 года положила начало централизации средств и унификации пенсионного обеспечения всех категорий граждан.

Реформы в образовании

В рамках социальной политики в переходный период особое место заняла политика в области образования.

Государственная Дума в январе 1995 года приняла законопроект «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию», в соответствии с которым в течение трех лет запрещена приватизация учебных заведений.

В целом за годы реформ удалось обеспечить конституционные права граждан на получение образования, включая среднее и высшее профессиональное образование, на конкурсной основе, сохранить сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений, контингент учащихся, коллективы учителей и профессорско-преподавательского состава, развить сеть негосударственных образовательных учреждений. Таким образом, образование сохранило свой потенциал в качестве определяющего фактора социально-экономического развития России. В то же время реформы в сфере образования сдерживались во многом из-за сокращения доли и фактического объема финансирования отрасли.

Реформы в здравохранении

В переходный период трансформации подвергалась и сфера здравоохранения. К этому времени стала очевидной неэффективность экстенсивного пути развития здравоохранения: дисбаланс объективно необходимых объемов медицинской помощи и финансовых средств для её обеспечения, неэффективное использование имеющихся материальных и кадровых ресурсов, усиление территориальных диспропорций в доступности медицинской помощи.
В основу проводимых реформ был положен принцип децентрализации, в соответствии с которым на местные органы власти возлагалась ответственность за предоставление и финансирование мероприятий, связанных с медицинским обслуживанием.

Преобразования в жилищной сфере
К 1990 году на основе аренды с правом выкупа и полного хозяйственного ведения действовало подавляющее большинство предприятий в СССР. Стало ясно, что государственное имущество на определенных условиях и в соответствии с определенными процедурами должно передаваться в частную собственность. Тогда и вошло в обиход слово «приватизация», как переход объектов из государственной собственности в частную. Главным результатом приватизации явилось то, что в России возникла принципиально новая система собственности, которая должна обеспечить повышение эффективности производства и подлинную демократизацию общества.

Что касается занятости населения, то в процессе рыночных реформ произошел отход от принципа гарантированной занятости, была признана неизбежность существования безработицы. К рыночным отношениям и кризисным потрясениям российские предприятия приспосабливались прежде всего за счет уменьшения заработной платы и продолжительности рабочего времени, а не за счет сокращения штатов. Также характерной чертой трудовых отношений в российской экономике является их неформальный или теневой характер.

Роль социального развития организаций в решении социальных задач общества.

Вопрос социального развития организации в современном обществе и конкретно в организациях играет огромную роль. Социальное развитие подразумевает своевременное выявление проблем развития социальной структуры, оценку основных показателей её состояния, сбор информации, определение фактического положения дел, установление приоритетности решения социальных проблем, т. е. определение целей и задач плана, разработку проекта плана, а так же определение ресурсов для его выполнения. Социальное развитие необходимо в каждой организации для эффективного функционирования процессов социальной сферы. Социальное развитие представляет собой научно обоснованное определение целей, показателей, заданий (сроков, темпов, пропорций) развития социальных процессов и основных средств их претворения в жизнь в интересах всего населения.


Современное состояние социальной сферы.

Современное состояние социальной сферы в России характеризуется рядом особенностей, предопределяющих ее слабость и явное несоответствие общественным потребностям и ожиданиям. В их числе:

-недостаточность законодательной базы по данной области, что обусловливает отсутствие правовых норм по ряду услуг или порядку их предоставления, разночтения и спорные трактовки;

-институциональная неустойчивость, проявляющаяся в недовыполнении имеющимися институтами своих функций или выполнении их неподобающим образом;

-неопределенность в организации финансовых потоков, поступающих из разных источников, предназначенных для обеспечения исполнения обязательств перед группами населения, которым положено предоставление социальных услуг бесплатно или при частичной оплате, вследствие чего обязательства не выполняются;

-отсутствие либо необоснованное завышение (или занижение) стандартов по услугам социального характера;

-имеются явные различия в доступе к социальным услугам населения столицы, крупных и малых городов, а также небольших поселков и сельских поселений, вследствие чего глубинка не получает и малой доли того, что приходится на жителей городов, особенно крупнейших.

Из выше перечисленного можно заключить вывод, что управление социальной сферой в России нуждается в кардинальном обновлении и развитии. Решение проблем обеспечения качественного социального сервиса для всех категорий населения связано со значительными масштабными преобразованиями и с содержательным изменением функционирования социальной сферы и освоения социально ориентированного обслуживания. Качественное совершенствование рассматриваемой сферы реально в освоении нового спектра услуг, имеющих социальное значение, что требует использования новых форм оказания подобных услуг и преобразования управления в данной области, позволяющих гармонично сочетать интересы граждан, хозяйствующих субъектов, общества и государства.

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: