Опросник «Отношение к здоровью»
(автор Р. А. Березовская) [1]
Опросник состоит из 10 вопросов, которые могут быть распределены по четырем шкалам:
- на когнитивном уровне: степень осведомленности или компетентности человека в сфере здоровья, знание основных факторов риска и антириска, понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни;
- на поведенческом уровне: степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни;
- на эмоциональном уровне: оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему;
- на ценностно-мотивационном уровне: высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей (особенно терминальных), степень сформированности мотивации на сохранение и укрепление здоровья.
Инструкция: «Вам будет предложен ряд вопросов-утверждений, с которыми вы можете согласиться, не согласиться или согласиться частично. Оцените, пожалуйста, каждое утверждение в соответствии со степенью своего согласия по шкале, где:
1 – абсолютно не согласен или совершенно не важно;
2 – не согласен, это не важно;
3 – скорее не согласен;
4 – не знаю (не могу ответить);
5 – скорее согласен, чем нет;
6 – согласен, очень важно;
7 – абсолютно согласен, безусловно важно.
Выбранный вами ответ обведите кружком или отметьте каким-нибудь другим способом. Будьте внимательны, для каждого утверждения должен быть выбран и помечен только один ответ.
Отвечайте на все вопросы подряд, не пропуская. Не тратьте много времени на обдумывание ответов. В случае затруднения старайтесь представить наиболее часто встречающуюся ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и, исходя из этого, выбирайте ответ.
Обратите внимание, что в третьем вопросе вариантов ответа не предусмотрено. Для ответа на него выделено несколько пустых строк. Пустые строки оставлены также для возможных дополнительных вариантов ответов на вопросы 5, 8, 9 и 10».
Текст опросника
1. Люди по-разному оценивают различные сферы жизни. Оцените, насколько приведенные ценности важны для вас в данный момент. | ||||||||
1.1. | Счастливая семейная жизнь | |||||||
1.2. | Материальное благополучие | |||||||
1.3. | Верные друзья | |||||||
1.4. | Здоровье | |||||||
1.5. | Интересная работа (учеба) | |||||||
1.6. | Признание и уважение окружающих | |||||||
1.7. | Независимость (свобода) | |||||||
2. Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы добиться успеха в жизни? | ||||||||
2.1. | Хорошее образование | |||||||
2.2. | Материальный достаток | |||||||
2.3. | Способности | |||||||
2.4. | Везение (удача) | |||||||
2.5. | Здоровье | |||||||
2.6. | Упорство, трудолюбие | |||||||
2.7. | «Нужные связи (поддержка друзей, знакомых) | |||||||
3. Как бы вы в нескольких словах определили, что такое здоровье? | ||||||||
4. Оцените, какое влияние на вашу осведомленность в области здоровья оказывает информация, полученная из следующих источников: | ||||||||
4.1 | Средства массовой информации (радио, телевидение) | |||||||
4.2. | Врачи (специалисты) | |||||||
4.3. | Газеты и журналы | |||||||
4.4. | Друзья, знакомые | |||||||
4.5. | Научно-популярные книги о здоровье | |||||||
5. Как вы думаете, какие из перечисленных ниже факторов оказывают наиболее существенное влияние на состояние вашего здоровья? | ||||||||
5.1. | Качество медицинского обслуживания | |||||||
5.2. | Экологическая обстановка | |||||||
5.3. | Профессиональная деятельность | |||||||
5.4. | Особенности питания | |||||||
5.5. | Вредные привычки | |||||||
5.6. | Образ жизни | |||||||
5.7 | Недостаточная забота о своем здоровье | |||||||
5.8. | Другое | |||||||
6. Как вы чувствуете себя чаще всего, когда со здоровьем у вас все благополучно? | ||||||||
6.1. | Я спокоен | |||||||
6.2. | Я доволен | |||||||
6.3. | Я счастлив | |||||||
6.4. | Мне радостно | |||||||
6.5. | Мне ничего не угрожает | |||||||
6.6. | Мне это безразлично | |||||||
6.7 | Ничто особенно не беспокоит меня | |||||||
6.8. | Я чувствую уверенность в себе | |||||||
6.9. | Я чувствую себя свободно | |||||||
6.10. | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | |||||||
7. Как вы чувствуете себя чаще всего, когда узнаете об ухудшении своего здоровья: | ||||||||
7.1. | Я спокоен | |||||||
7.2. | Я испытываю сожаление | |||||||
7.3. | Я озабочен | |||||||
7.4. | Я испытываю чувство вины | |||||||
7.5. | Я расстроен | |||||||
7.6. | Мне страшно | |||||||
7.7. | Я раздражен | |||||||
7.8. | Я чувствую себя подавленно | |||||||
7.9. | Я встревожен и сильно нервничаю | |||||||
7.10. | Мне стыдно | |||||||
8. Делаете ли вы что-нибудь для поддержания вашего здоровья? Отметьте, пожалуйста, насколько регулярно. | ||||||||
8.1. | Занимаюсь физическими упражнениями (зарядка, бег и т. п.) | |||||||
8.2. | Придерживаюсь диеты | |||||||
8.3. | Забочусь о режиме сна и отдыха | |||||||
8.4. | Закаляюсь | |||||||
8.5. | Посещаю врача с профилактической целью | |||||||
8.6. | Слежу за своим весом | |||||||
8.7. | Хожу в баню (сауну) | |||||||
8.8. | Избегаю вредных привычек | |||||||
8.9. | Посещаю спортивные секции (тренажерный зал, бассейн и т. п.) | |||||||
8.10. | Практикую специальные оздоровительные системы (йога, китайская гимнастика и др.) | |||||||
8.11. | Другое | |||||||
9. Если вы заботитесь о своем здоровье недостаточно или нерегулярно, то почему? | ||||||||
9.1. | В этом нет необходимости, так как я здоров(а) | |||||||
9.2. | Не хватает силы воли | |||||||
9.3. | У меня нет на это времени | |||||||
9.4. | Нет компании (одному скучно) | |||||||
9.5. | Не хочу себя ни в чем ограничивать | |||||||
9.6. | Не знаю, что нужно для этого делать | |||||||
9.7. | Нет соответствующих условий | |||||||
9.8. | Необходимы большие материальные затраты | |||||||
9.9. | Есть более важные дела | |||||||
9.10. | Другое | |||||||
10. Если вы чувствуете недомогание, то: | ||||||||
10.1 | Обращаетесь к врачу | |||||||
10.2. | Стараетесь не обращать внимания | |||||||
10.3. | Сами принимаете меры, исходя из своего прошлого опыта | |||||||
10.4. | Обращаетесь за советом к друзьям, родственникам, знакомым | |||||||
10.5. | Другое |
Обработка и интерпретация результатов
Распределение вопросов опросника «Отношение к здоровью» по шкалам:
- когнитивная – 3,4,5;
- эмоциональная – 6,7;
- поведенческая – 8,10;
- ценностно-мотивационная – 1,2,9.
При интерпретации полученных эмпирических данных следует говорить о степени адекватности или неадекватности.
Эмпирически фиксируемыми критериями степени адекватности—неадекватности отношения человека к своему здоровью служат:
• на когнитивном уровне: степень осведомленности или компетентности человека в сфере здоровья, знание основных факторов риска и антириска, понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни;
• на поведенческом уровне: степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни;
• на эмоциональном уровне: оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему;
• на ценностно-мотивационном уровне: высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей (особенно терминальных), степень сформированности мотивации на сохранение и укрепление здоровья.
Вычисления (для каждого вопроса, кроме №3):
R = N / (max) x 100%
Для интерпретации ответов на открытый вопрос (3) используется процедура контент-анализа.
По итогам выполнения задания должна быть представлена качественная характеристика особенностей отношения к здоровью на когнитивном, эмоциональном, поведенческом и ценностно-мотивационном уровнях.
Результаты теста распределяются на три интервала:
До 30% – низкий уровень (неадекватное отношение),
31-70% – средний уровень адекватности отношения здоровья по каждому компоненту,
71-100% – высокий уровень адекватности отношения к здоровью.
[1] Березовская, Р.А. Отношение к здоровью / Р.А. Березовская // Практикум по психологии здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2005. – С. 100-110.