· Подготовительный этап: попытка решить задачу обычными способами.
· Инкубационный период: обычные способы не помогли, задача отложена, вы переключаетесь на другие занятия.
· Озарение: внезапно из подсознания возникает ответ.
· Проверка: всесторонний анализ найденного решения на допустимость и пригодность.
Далее приводятся условия задач, в которых требуется найти наиболее успешное творческое решение. Время ограничено, шкала оценки не дана. Если за отведенное время решить задачи не удается, не торопитесь смотреть ответы, — лучше вернуться к задаче позже и взглянуть на нее свежим взглядом. Иногда задача, поначалу вызывавшая недоумение, без труда поддается решению через несколько часов или даже дней.
Вопрос 1 (15 минут)
Приемная в офисе освещается тремя лампами, которые имеют отдельные выключатели в холле, откуда в приемную заглянуть невозможно. Когда уборщица пришла убирать приемную, освещение было выключено. Уборщица в здании одна. Она отправляется в холл, включает свет, после чего немедленно возвращается в приемную и определяет, какой выключатель включает каждую лампу. Каким образом она это узнала?
Вопрос 2 (30 минут)
При строительстве тоннеля метро под вокзалом «Виктория» в Лондоне возникла серьезная проблема: в тоннель стала просачиваться вода. Как удалось устранить эту проблему и продолжить работы?
Вопрос 3 (10 минут)
Представьте себе сплошной металлический куб со стороной 1 м, прикрепленный к полу; от верхней плоскости внутрь куба просверлен канал шириной 6 см и глубиной 75 см. В отверстие попал шарик для пинг-понга. Как наиболее простым способом извлечь шарик из канала?
Вопрос 4 (10 минут)
Женщина ведет автомобиль на узкой дороге и видит, что перед ней в том же направлении движется стадо овец, загораживая проезд. Пастух воспринимает автомобиль как досадную помеху и хочет поскорее от него избавиться; женщина, в свою очередь, раздражена тем, что овцы мешают ей продолжать путь. Каким образом можно мирно разрешить проблему, соблюдая интересы и пастуха, и автомобилистки?
Вопрос 5 (15 минут)
Имеется свеча, коробок спичек, коробка кнопок. Как наиболее рационально прикрепить свечу к деревянной двери так, чтобы обеспечить с ее помощью максимальное освещение.
4. Методы диагностики креативности. Показатели креативности, используемые в тестах:
а) продуктивность (легкость или "беглость" генерирования идей, сюжетов, ассоциаций в заданиях открытого типа, в которых можно давать множество
различных ответов) - измеряется общим числом сюжетов, идей разных категорий;
б) гибкость - измеряется числом сюжетов, идей разных категорий, взглядов на проблему;
в) оригинальность - определяется числом редко встречающихся ответов; например, критерием отнесения ответа к оригинальному может быть ответ, встречающийся не более чем у двух участников в группе из 10 человек.
Инструкция. Дорисуйте следующие фигуры до целой картинки, придумайте и напишите названия. Можно нарисовать несколько картинок по каждой фигуре.
Придумайте и предложите письменно решение необычных ситуаций.
1. Что будет на Земле, если все люди станут легкими как пушинки?
2. Через три дня вся наша планета будет залита водой, превратится в один океан. Что вы будете делать?
3. На Землю высадилось несколько тысяч инопланетян, в том числе рядом с вашим домом. Что вы предпримете?
Сравните оригинальность и объем всех ответов в классе.
Инструкция. Вам даны 4 скрепки (рис. 4). Попытайтесь, пожалуйста, составить из них различные фигуры, сюжеты. На листе бумаги зарисуйте (условно) каждую
фигуру и подпишите ее придуманным вами названием. Общее время работы - 7 минут.
Определяются такие качества ума, как продуктивность, гибкость (важно
учитывать, что, например, все составленные буквы относятся только к одному типу), оригинальность. Если вам удалось составить более 20 сюжетов 10
различных типов, если среди них обнаружено несколько оригинальных фигур, то можно считать, что у вас хорошее образное воображение.
Провести, не отрывая руки от листа, через все 9 точек 4 прямых отрезка (рис. 5). Не проводить дважды по одной линии!
Все записывают решения на своих листах бумаги и пытаются решить задачу, не советуясь друг с другом. Через 7 минут можно прочитать подсказку.
Хороший показатель интеллектуальной активности - если вы отказались от подсказок и не берете задачу для решения на дом. Лучший показатель
креативности - самостоятельное решение этой задачи.
Тест-опросник Г. Дэвиса
1. Я думаю, что я аккуратен(тна).
2. Мне интересно знать, что делается в других классах школы.
3. Я любил (а) посещать новые места вместе с родителями, а не один (одна).
4. Я люблю быть лучше всех в чем-либо.
5. Если у меня есть сладости, то редко делюсь ими с кем-то еще.
6. Я очень переживаю, если работа, которую делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.
7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.
8. В детстве я не был(а) заводилой среди сверстников.
9. Я иногда поступаю по-детски.
10. Когда я что-либо хочу сделать, то ничто не может меня остановить.
11. Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один (одна).
12. Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошо.
13. Если даже я уверен(а), что прав(а), стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
14. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
15. Я часто скучаю.
16. Я достигну известности, когда вырасту.
17. Я люблю смотреть на красивые вещи.
18. Я предпочитаю знакомые игры новым.
19. Я люблю обдумывать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
20. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.
21. Я предпочитаю смотреть телевизор, а не изучать его устройство.