Обо всем этом следует помнить при построении композиции.




ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ НАТЮРМОРТА

 

Любое изображение, подчиняется правилам, которые позволяют сделать его привлекательным.

И все мы эти правила хорошо знаем:

· золотое сечение,

· принцип третей,

· пересечение линий,

· смысловой центр,

· диагонали - восходящая слева-снизу вправо-вверх, которая передаёт динамику, и нисходящая слева-сверху вправо-вниз, передающая спокойствие,

· и т.д.


ПРАВИЛО №1. Геометрия в композиции.

Объекты располагаем в понятном глазу порядке. Не стремитесь расположить их многоугольником. Глазу проще воспринимать окружность, прямую, близкий к квадрату прямоугольник, близкий к правильному треугольник – это основные фигуры, которые к тому же придают спокойствие и надёжность вашей композиции.

Учитывайте выпуклость и вогнутость – глаз воспринимает выпуклость, как движение на себя. Чередование предметов через один – большой-маленький, низкий-высокий - задают ритм. Внутренние связи между предметами в кадре задают– по цвету, по форме, по смыслу.

Обо всем этом следует помнить при построении композиции.


 

ПРАВИЛО №2 Количество предметов в натюрморте.

Лучше, когда предметов нечётное количество – три или пять. Не перегружайте картинку большим количеством предметов. Предметы следует разворачивать друг к другу совместимыми, а не конфликтующими сторонами. Предметы совместимы, если их можно вместе обвести одной гладкой линией, без углов.

ПРАВИЛО №3 Ориентация предметов в пространстве.

Например, стакан стоящий и лежащий на боку или перевёрнутый несут иную эмоциональную окраску, их активные линии меняют направление.

 

ПРАВИЛО №4 Композиция не должна быть симметричной.

Внутри любой симметрии создайте маленький хаос – для этого отлично подойдут крошки, лепестки цветов, драпировки тканей, капли жидкости на поверхности – такие мелочи, которые с одной стороны помогут уравновесить стройность и аккуратность композиции небольшим беспорядком, а также добавят жизни в сюжет.

 

ПРАВИЛО №5 Никогда не отрывайте фон от предметной группы.
Светлое на светлом или тёмное на тёмном – излучают спокойствие. При этом тёмный объект воспринимается тяжелее светлого, поэтому будет уместно расположить тёмные предметы ниже, или хотя бы притемнить низ изображения, поверхность, на которой у нас расположена композиция, условный стол.

ПРАВИЛО №6 Постановка света.

То же самое можно сказать и о свете. Свет преображает вещи, он рисует эти вещи и придаёт им значение. Тень окутывает вещи темнотой и тайной. Тень в натюрморте – это его атмосфера. Свет, световые пятна, тени, тёмные и светлые участки на фотографии – это тоже элементы композиции, равноправная часть натюрморта.
Самый родной и простой свет для натюрморта – естественный свет из окна. Он мягкий и спокойный. Можно использовать коробки и куски картона или пластика, любые предметы для того, чтобы изменять направление света, что-то выделяя, что-то укутывая тенью. Внимательно следите, чтобы у вас не было пересвеченных и совсем тёмных, проваленных в тень участков.
Забудьте о вспышке – она убивает объем, лишает предметы естественности.
Предпочтительней, чтобы свет падал более узким лучом. Используйте любые подручные материалы – шторы, жалюзи или роллы, просто кусок ткани, перекинутой через штангу.

Можно снимать и со свечкой, так, чтобы в кадре была горящая свеча, Свет тоже очень мягкий, интимный, домашний, но тогда пробуйте ставить несколько свечей таким образом, чтобы не было провалов в тенях, особенно на переднем плане.

ПРАВИЛО №7 Фактура предметов.

Ваши вещи должны быть фактурными. Не стоит, особенно на первых порах, снимать глазурованную керамику, хрусталь, пластмассу, целлофан (букеты в целлофановой обёртке), блестящие яркие ткани, искусственные цветы, лакированные изделия, блестящие металлические изделия, но вот старые алюминиевые миски-ложки – очень хороши.
На первых порах не стоит снимать цветную посуду – чашки–блюдца-вазы-тарелки пусть будут однотонными.
Очень хороши корзинки и другие плетёные изделия, матовая керамика, изделия из дерева – ложки, плошки, доски разделочные, берестяные. Старые потёртые вещи, старая бумага (газеты, книги, ноты), мешковина, лён – это те вещи, которые всегда хорошо выглядят, и которые любят о себе рассказывать.

ЦЕНТР КОМПОЗИЦИИ

В художественном натюрморте должно быть как минимум 2 предмета взаимодействующих между собой, но только один из них будет главным, а другой – второстепенным. Чтобы ясно дать понять зрителю, какой предмет главный на снимке, а какой (или какие) второстепенный, необходимо знать, что такое центр композиции.

Центр композиции – это самое главное место на снимке. Это точка, куда устремляется глаз наблюдателя и которая является признаком целостности композиции. Композиционный центр не должен находится в центре фотографии, и должен чем-то отличатся от остальной массы предметов на снимке.

Как же выделить центр композиции? Возьмём, к примеру, 3 вида шариков: большие, средние и маленькие. Поставим на фоне большого шарика, маленький и он тут же притянет к себе внимание – это и будет центр композиции (рис.1). Если же мы поставим много маленьких и много средних шариков как-нибудь, но при этом на снимке будет присутствовать один большой шар – он станет центром композиции (рис.2).

 

Центр можно выделить светом, контрастом или цветом, в этом случае наш центр композиции будет отличатся яркостью или цветом от основной части снимка.

 

РИТМ

Повторение одинаковых предметов на снимке или картине – изобразительный ритм. Повторение предметов – очень хороший прием «указать» зрителю на какой-нибудь объект в композиции. Ритм один из самых действенных символов движения, он сам увлекает за собой взгляд наблюдателя и приводит его в нужную точку.

Но не стоит забывать о том, что однообразия следует избегать. Например, множество яблок нужно располагать так, чтобы вместе они организовали единый ритм, но в то же время, не повторяли друг друга. Благотворно сказывается «разбавление» ритма каким-то выделяющимся объектом (например, одним крупным яблоком), это позволяет убрать монотонность ритма предметов. Пример ритма в натюрморте можно посмотреть на фото. Автор: Павел Древницкий

 

ВНУТРЕННИЕ СВЯЗИ

Естественно, предметы на изображаемом натюрморте должны быть чем-то связаны – смыслом, формой, цветом. Нельзя снимать АйФон вместе со старой скрипкой, или же зубную щетку с цветком. Объединение по смыслу – самое логичное, но нужно учитывать цвет и форму предметов. Объединение по форме – интересный и оригинальный ход.

НАСТРОЕНИЕ

Настроение — это философия, а не правила и не композиция. Настроение создается набором предметов, освещением (его интенсивностью), буйством красок, или монохромностью и т.д. и т.п. Передать настроение – это значит рассказать зрителю, о чем все же этот натюрморт, передать задумку автора наблюдателю.

Букет в вазе, чашка чаю – удовлетворение от хорошего дня. Книга и очки в полутьме – одинокий вечер. Бутылки обтянутые паутиной – забытые хозяином вещи.

Настроение является неотъемлемой и огромной главой рассказа о «тихой жизни» вещей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: