Практическая работа № 12 (4 часа)
Тема: «Выполнение ступенчатого разреза. Выполнение чертежа детали с применением необходимого разреза»
Учебная цель: Изучить виды разрезов и их построение.
Учебные задачи:
1. Знать требования к оформлению чертежа
2. Знать типы шрифта, форматы чертежей
4.Выполнить чертеж на листе формата А4,
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
уметь:
оформлять чертеж, выполнять сечения детали
знать:
виды шрифта, типы линий, виды сечений, разрезов
Оборудование и оснащение:
Учебно-методическая литература:
Основная литература:
1. Черчение: Учебник/И.С. Вышнепольский, В.И. Вышнепольский.- 3-е изд., испр.-М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016 (Среднее профессиональное образование). [Электронный ресурс:ООО «Знаниум»]
2. Основы черчения и начертательной геометрии: учеб. пособие/Л.И. Супрун, Е.Г. Супрун, Л.А.- Устюгова.-Красноярск: Сиб.федер. ун-т, 2014. [Электронный ресурс:ООО «Знаниум»]
Дополнительная литература:
1. Черчение для слушателей подготовительных курсов: учебное пособие/Н.А. Сальков.-М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016 [Электронный ресурс: ООО «Знаниум»]
2. Борисенко, И. Г. Инженерная графика. Геометрическое и проекционное черчение [Электронный ресурс]: учеб.пособие / И. Г. Борисенко. – 5-е изд., перераб. и доп. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. – 200 с. [Электронный ресурс:ООО «Знаниум»]
3. КОМПАС-3D для студентов и школьников. Черчение, информатика, геометрия: Учебно-практическое пособие / Большаков В.П. - СПб:БХВ-Петербург, 2013. - 294 с. [Электронный ресурс: ООО «Знаниум»]
Интернет-ресурсы:
https://www.2d-3d.ru/
https://abc.vvsu.ru/Str/DZ/01/tehrisunok/
https://fio.novgorod.ru/projects/project1987/cherch.htm
https://som.fio.ru/RESOURCES/GLOZMANAE/2003/12/GRAF.HTM
https://cherch.ru/
· карандаш простой, ластик.
· чертежные принадлежности: линейка, циркуль, транспортир.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы
Ступенчатым называют сложный разрез, если секущие плоскости параллельны.
На рис. 1, б изображена плита кондуктора. Внутренние очертания плиты нельзя выявить одной секущей плоскостью. Поэтому деталь мысленно рассечена тремя параллельными секущими плоскостями. Первая секущая плоскость выявляет формы цилиндрических отверстий, вторая - призматического отверстия и третья - прорези. Все три секущие плоскости совмещаются в плоскости чертежа, образуя ступенчатый разрез (рис. 1, а).
Рис. 1. Сложный разрез (ступенчатый)
Ломаным называют сложный разрез, если секущие плоскости пересекаются.
Для выявления формы прорези, отверстий и углубления в детали, изображенной на рис. 2, в, необходимы две пересекающиеся секущие плоскости.
Рис. 2. Сложный разрез (ломаный)
При построении ломаных разрезов наклонную секущую плоскость условно повертывают до совмещения с другой секущей плоскостью. В данном примере наклонная плоскость совмещена с вертикальной. При повороте плоскости наклонная часть детали изобразится на разрезе без искажения, т. е. в натуральную величину (рис. 257, а). Без поворота плоскости разрез проецируется, как показано на рис. 257, б, и деталь представляется в искаженном виде.
Обозначение сложных разрезов. Положение секущих плоскостей при сложных разрезах всегда отмечают разомкнутой линией со штрихами: начальным, конечным и в местах перегибов (см. рис. 256 и 257). На начальном и конечном штрихах ставят стрелки, указывающие направление взгляда, и наносят одну и ту же прописную букву русского алфавита. Над разрезом делают надпись по типу А-А (только двумя буквами). Тип линии для обозначения положения секущих плоскостей, форму стрелок и буквы выбирают так же, как и для простых разрезов (см. § 29) и сечений. При сложных разрезах разомкнутая линия имеет перегибы.
1. Чем отличается сложный разрез от простого?
2. Когда применяют сложные разрезы?
3. Как подразделяются сложные разрезы в зависимости от положения секущих плоскостей?
4. Как обозначают сложные разрезы?
5. Всегда ли сложные разрезы надо обозначать?
На рис. 3 даны простые и сложные разрезы (ступенчатые и ломаные). Определите и запишите в тетради названия разрезов - простой (фронтальный, горизонтальный), сложный (ступенчатый, ломаный).
Рис. 3. Задание на классификацию разрезов
На рис. 4, а-г только в одном случае разрез обозначен правильно. Запишите в тетради, на каком чертеже он обозначен правильно. В чем недостатки обозначения разреза на других чертежах?
Рис. 4. Задание на определение правильно обозначенного разреза
Определите и запишите в тетради, в каких примерах, данных на рис. 5, а-в, целесообразно применить ступенчатый разрез. Наложите на рис. 5 прозрачную бумагу и выполните на ней ступенчатый разрез в одном из примеров, где это надо сделать, и обозначьте его.
Рис. 5. Задание на выбор целесообразного разреза (ступенчатого)
Перечертите один из чертежей, приведенных на рис. 6. Выполните ступенчатый разрез и обозначьте его. Добавьте вид слева. Нанесите размеры.
Рис. 6. Задания на выполнение разрезов
Запишите в тетради, на каком чертеже ломаный разрез выполнен правильно (рис. 7). В чем недостатки неправильного изображения?
Рис. 7. Задание на определение правильно выполненного ломаного разреза
Определите и запишите в тетради, в каких примерах, данных на рис. 8, а-в, целесообразно применить ломаный разрез.
Наложите на рис. 8 прозрачную бумагу и выполните на ней ломаный разрез в одном из примеров, где это надо сделать.
Рис. 8 Задания на выбор целесообразного разреза (ломаного)
Выполните один из чертежей, приведенных на рис. 9. Постройте и обозначьте ломаный разрез. Нанесите размеры.
Рис. 9. Задания на выполнение ломаных разрезов
Домашнее задание: 1. Выполнить все теоретические задания
2.Выполнить чертеж ломаного разреза (любое из заданий)
Критерии оценки
Если чертеж выполнен верно и аккуратно, все ответы на задания даны верно – отлично
Если выполнен верно, есть незначительные помарки и замечания преподавателя – хорошо
Если менее пяти не верных размера – удовлетворительно.
Если чертеж содержит более пяти грубых ошибок - неудовлетворительно