Данный проект направлен на развития элементарных математических способностей детей подготовительной к школе группы. В проекте представлены разные игры,упражнения, которые предполагают развитие у детей математические способности. Занятия построены в занимательной игровой форме и рассчитаны на весь учебный год. Проект адресован воспитателям МБДОУ и родителям.
Паспорт проекта
Наименование проекта Развитие элементарно математических представлений
Творческое название «Математика повсюду, математика везде »
Цель и задачи проекта Цель: Повышение у детей подготовительной к школе группе интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения.
Задачи проекта:
• Формирование у дошкольников элементарные представления о геометрических фигурах; цифрах от 0 – 10; разнообразных линиях.
• Развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развёрнутые игры.
• Поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного.
• Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
Вид проекта Долгосрочный (9 месяцев)
Тип проекта Познавательный, творческий, игровой
Сроки и этапы реализации проекта Сроки реализации проекта: сентябрь 2018 года по май 2019 года
Перечень основных мероприятий Продукты деятельности педагога:
1. Картотека математических загадок;
2. Графические диктанты по клеточкам; лабиринты;
3. «Занимательная математика » (пословицы, поговорки, скороговорки, стихи, задачи на внимание, занимательные вопросы, логические концовки, считалки);
4. Математические задачки в стихах;
5. Альбомы
• «Найди отличия»;
• «Вправо-влево, вверх-вниз;
• Ориентировка в пространстве»;
6. «Игры со счетными палочками»;
7. «Дидактические игры по математике »;
8. Конспекты бесед по математике;
9. Дидактические игры: разрезные картинки "Дни недели и времена года", «Числовые домики», «Сосчитай-ка», «Повтори узор», «Математические весы »;
10. Презентации «Математика в подготовительной группе», «Занимательная математика »;
11. Создание в группе математического уголка;
12. Беседы и консультации с родителями;
13. Презентация проекта на педагогическом совете в МБДОУ.
Продукты деятельности детей:
1. Аппликация, рисование, конструирование;
2. Непосредственно образовательная деятельность.
Продукты деятельности родителей:
1. Просмотр мультфильмов дома с детьми:
• «Снова в стране геометрии»;
• «История о силе цифр»;
• «Учимся считать от 1 до 20 с ежиком Жекой»;
• «Математические величины » (обучающий мультфильм).
2. Помощь родителей в создании дидактических игр в математический уголок группы.
Исполнители Педагоги, дети, родители.
Ожидаемые результаты Реализация проекта позволит:
Научить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение и вычитание; свободно действовать с объемными и плоскостными геометрическими фигурами; закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 20; формировать логическое мышление.
Целевые группы проекта Дети, педагоги, родители.
Предполагаемые источники финансирования Внебюджетные средства, спонсорская помощь родителей.
Актуальность проекта
«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний»
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Математика для детей имеет наиболее важное значение в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение её должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причём не надо бояться серьёзных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребёнка улавливает всё до мелочей, и если порой ребенок не всё понимает, это не страшно, всё равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребёнок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать.
Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут ребенку скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.
Почему же многим детям так трудно даётся математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос и показать, почему общепринятые подходы к математической подготовке ребёнка-дошкольника часто не приносят желаемых положительных результатов. В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей.
Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребёнка соответствующим образом.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребёнка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10).
Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем, эти умения очень недолго выручают ребёнка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро через месяц-два, и ребёнок не может самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании, что приводит к появлению "проблем с математикой ". Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать проект «Математика повсюду, математика везде » по овладению детьми подготовительного дошкольного возраста - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.
Задачи:
1. Формирование у дошкольников элементарные представления о геометрических фигурах; цифрах от 0 – 10; разнообразных линиях.
2. Развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развёрнутые игры.
3. Поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного.
4. Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
Ожидаемый результат:
Научить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение и вычитание; свободно действовать с объемными и плоскостными геометрическими фигурами; закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 20; формировать логическое мышление.
Подготовительный Сентябрь 2018г.
1. Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации.
2. Подготовить необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов НОД, бесед, консультаций для родителей).
3. Создание предметно-развивающей среды: «Математический уголок ».
II этап
Основной
(практический) С октября 2018 г. по
май 2019г.
1. Реализация проекта в различных формах, методах и приемах совместной взросло детской деятельности с учетом интеграции образовательных областей.
2. Индивидуальные беседы с родителями.
III этап
Заключительный (презентационный) Май 2019 г. 1. Проведение мониторинга развития детей;
2. Родительское собрание;
3. Презентация проекта на педагогическом совете в МБДОУ.
Основные формы реализации проекта:
Формы реализации Методы реализации
игры, беседы, чтение.
консультации для родителей, памятки.
совместная деятельность.
выставки. чтение художественной литературы
показ
объяснение
наглядный пример
беседа
Осуществляют реализацию мероприятий
проекта:
- проводит занятия, беседы, консультации для родителей.
Педагог - психолог Проводит диагностическое обследование детей.
Родители Активно участвовали на семинаре, родительских собраниях.
План-график проекта:
Мы старались раскрыть уникальность и неповторимость данных математических понятий. Для нас было важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий. Наш проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности, самостоятельной и продуктивной деятельности детей.
Вид деятельности Задачи Методы и приемы
ФЭМП Познакомить с геометрическими фигурами, телами, цифрами, разнообразными линиями. Совместная организованная деятельность.
Дидактические игры.
Познавательное развитие Расширить знания детей; умение находить заданные предметы в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе. Наблюдения.
Отгадывание загадок.
Придумывание загадок
Беседы.
Рассматривание картин и иллюстраций.
Развитие речи Учить описывать геометрические фигуры и тела, составлять рассказы и сказки о фигурах, цифрах, линиях. Составление описательных рассказов о фигурах, предметах заданной формы.
Составление рассказов, сказок.
Ознакомление с худ. литературой Закрепить математические понятия через знакомство с художественными произведениями; умение замечать в текстах сказок предметы заданных форм, цифр, творческого преобразования отдельных художественных образов.
Развивать стремление к новым встречам с героями, вспоминать, прогнозировать, досочинять происходящие с ними события. Чтение разных сказок
Разные виды театра.
Переделать конец сказки,
Рассказывание сказки по схеме.
«Закончи сказку по-другому».
Физ. воспитание Закрепить математические понятия через подвижные игры, игры-соревнования, через использование предметов определенных форм. Подвижные игры.
Игры-соревнования.
Использование заданных предметов.
Изо-деятельность Закрепить математические понятия через рисование разных предметов, лепку. Превращение фигур, цифр и линий в предметы.
«На что похожи цифры»
Игровая деятельность Через разнообразную игровую деятельность закреплять полученные знания; формировать умение детей играть в разные игры, организовывать их. Дидактические игры.
Подвижные игры.
Сюжетно-ролевые игры.
Театральные игры.
Словесные игры.
Строительные игры.
Подготовка атрибутов.
Самостоятельная деятельность Развивать умение детей самостоятельно организовывать свою деятельность в разных видах деятельности, вовлекать в свою деятельность сверстников. Разнообразные игры.
Исследовательская деятельность.
Рисование рисунков.
Продуктивная деятельность.
Работа с родителями. Познакомить родителей с темой проекта, заинтересовать их. Развернуть родителей к своим детям, вызвать желание с ними играть, проводить больше времени, совместно создавать что-то новое. Разнообразные игры.
Чтение художественной литературы.
«Сказки о геометрических фигурах».
«Сказки о числах и цифрах».
Опыты семейного воспитания.
Календарный план работы по реализации проекта
Сентябрь
1. Диагностика ФЭМП
2. Анкета для родителей «Математика в жизни вашего ребенка»
3. Консультация для родителей «Математика для детей »
4. Разучивание пальчиковых гимнастик. 1. Диагностика ФЭМП
2. Дидактическая игра «Веселые цифры»
3. Чтение с элементами счета «Три медведя», «Два медвежонка»
4. Игры со счетными палочками (собираем фигуры по образцу и по замыслу) 1. НОД занятие №1
2. Разучивание физминуток: «Сделай фигуру», «Зарядка»
3. Дидактическая игра «Дни недели и времена года»
4. Работа в математических прописях – раскраски 1. НОД занятие №2
2. Беседа с детьми «Чем мне интересны математические игры »
3. Дидактическая игра «Математическое лото »
4. Чтение с элементом счета «Двенадцать месяцев»
Октябрь
Первая неделя
1. НОД занятие №3
2. Создание в группе математического уголка
3. Дидактическая игра «Крестики – нолики»
4. Чтение с элементом счета В. Катаева «Цветик – семицветик» 1. НОД занятие №4
2. Консультация для родителей «Математика – это интересно »
3. Памятки для родителей «Домашняя математика: мы вместе»
4. Чтение с элементом счета К. Ушинский «Четыре желания»
1. НОД занятие №5
2. Аппликация «Животные из геометрических фигур»
3. «Игры со счетными палочками – ориентировка в пространстве
4. Заучивание стихов про цифры, считалочки. 1. НОД занятие №6
2. Беседа с детьми «Как люди научились считать»
3. Просмотр мультфильмов «Остров ошибок», «Укротитель цифр»
4. Рисование «Необычные рисунки с помощью геометрических фигур»
Ноябрь
Первая неделя
1. НОД занятие №7
2. Презентация «Математика в подготовительной группе»
3. Чтение стихотворений и задач на внимание
4. Дидактические игры: «Повтори узор», «Найди отличия», «Сосчитай-ка». 1. НОД занятие №8
2. Рисование геометрических фигур на манке или песке
3. Создание альбома «Игры со счетными палочками»
4. Математическая игра «Лабиринты» 1. НОД занятие №9
2. Консультация для родителей «Математика – это интересно »
3. «День загадок и отгадок» - игра с детьми
4. Показ презентации «Занимательная математика » 1. НОД занятие №10
2. Памятка для родителей «Домашняя математика: мы вместе»
3. Рисование «Придумай рисунок из геометрических фигур»
4. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» 1. НОД занятие №11
2. Игры со счетными палочками
3. Чтение стихотворения Ю. А. Яковлев «Счет»
4. Игры с использование технологии ТРИЗ «Что было бы, если бы люди не научились считать»
Декабрь
Первая неделя
1. НОД занятие №12
2. Чтение рассказа «Все началось с пятерки»
3. Привлечение родителей к изготовлению дидактического материала: цифры, геометрические фигуры, подбор загадок к теме «Школьные принадлежности»
4. Подвижная игра «Раз, два, три беги» 1. НОД занятие №13
2. Чтение сказки «О цифрах»
3. Рисование с помощью геометрических фигур
4. Познавательно – конструктивная деятельность настольная игра «Домино» 1. НОД занятие №14
2. Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей подготовительного возраста»
3. Чтение сказки «Единица – озорница»
4. Настольная игра логические блоки Дьенеша 1. НОД занятие №15
2. Сюжетно – ролевая игра «Школа»
3. Чтение рассказа «Откуда появилась неделька»
4. Дидактические игры: «Сосчита-ка», «Повтори узор», «Математические весы »
Январь
Первая неделя
1. НОД занятие №16
2. Шуточные загадки, головоломки, математические загадки 1. НОД занятие №17
2. Игра «Разложи все цифры по порядку от 1 до 10»
3. Аппликация «Закладка из геометрических фигур»
4. Консультация для родителей «Познание математики в жизни ребенка » 1. НОД занятие №18
2. Создание альбома «Вправо – влево, вверх-вниз»
3. Дидактическая игра «Повтори узор»
4. Настольная игра «Найди нужную цифру» 1. НОД занятие №19
2. Лепка «Веселые цифры»
3. Оформление папки – передвижки «Математика для дошкольников »
4. Настольная игра «Шашки»
Февраль
Первая неделя
1. НОД занятие №20
2. Чтение рассказа К. Ушинского «Четыре желания»
3. Подвижная игра «Море волнуется раз…»
4. Путешествие по математике «Знакомство с магией чисел» 1. НОД занятие №21
2. Аппликация из геометрических фигур «Волшебные цифры»
3. Заучивание считалок
4. Познавательная ситуация общения «Как люди в древности считали» 1. НОД занятие №22
2. Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома и с использованием занимательного материала »
3. Заучивание стихотворений про цифры, считалок.
4. Подвижная игра «Сделай фигуру» 1. НОД занятие №23
2. Сюжетно – ролевая игра «Детский сад»
3. Настольная игра «Какие цифры потерялись?»
4. Проговаривание скороговорок
Март
Первая неделя
1. НОД занятие №24
2. Настольная игра «Математический домик »
3. Художественно-речевое развитие. Составление и решение задач на сложение и вычитание
4. Дидактические игры: «Крестики – нолики», «Математическое лото » 1. НОД занятие №25
2. Игры на ориентировку в пространстве «Вправо – влево, вверх – вниз»
3. Рисование цифр, раскрашивание математических раскрасок
4. Настольные игры: «Домино», «Чудесный мешочек», «Шашки» 1. НОД занятие №26
2. Сюжетно – ролевая игра «Кафе»
3. Игры на внимание «Лабиринты»
4. Игры на логику: занимательные вопросы, логические концовки, считалочки 1. НОД занятие №27
2. Рисование «Забавные фигуры»
3. Дидактическая игра «Числовые домики»
4. Работа со счетными палочками на составление геометрических фигур
Апрель
Первая неделя
1. НОД занятие №28
2. Открытое занятие по математике (Светлана Владимировна)
3. Открытое занятие по математике (Екатерина Вячеславовна) 1. НОД занятие №29
2. Развивающие задание: «Логика в математике », «Занимательная математика », «Волшебные фигуры», «Треугольник квадрат»
3. Математические задачки в стихах
4. Рисование с помощью лекал геометрических фигур 1. НОД занятие №30
2. Игра «Кто внимательнее »
3. Дидактическая игра «Божьи коровки и ромашки»
4. Разучивание пальчиковых гимнастик 1. НОД занятие №31
2. Рисование на тему: «Оживи ладошки»
3. Дидактическая игра «Какие цифры потерялись»
4. Головоломки с математическим содержанием
Май
Первая неделя
1. НОД занятие №32
2. Игра на логику «Играем в числа»
3. Игра настольная «Волшебные круги»
4. Конструирование. Работа со счетными палочками. 1. Диагностика ФЭМП
2. Дидактическая игра «Дни недели и времена года»
3. Графические диктанты
4. Математические задачки в стихах 1. Диагностика ФЭМП
2. Дидактическая игра «Сосчитай-ка»
3. Презентация для детей «Занимательная математика »
4. Представление игр по математике сделанные своими руками 1. Диагностика ФЭМП
2. Дидактическая игра «Найди отличия»
3. Отгадывание загадок, шуточных задачек, головоломок
4. Презентация проекта на педсовете.
Вывод
Постепенно в процессе работы мы старались в игровой форме развивать у детей математические представления, логическое мышление, ответственность, взаимовыручку. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере математического воспитания путем применения игровых методов и приемов. В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать в команде.