ЧРЕВ БЛУД СРЕБР ГНЕВ ПЕЧАЛЬ ГОРД




ПОСТ

 

Вспомним, что Адам был сотворён по Образу и Подобию Божию. Подобие есть всеянные Духом Святым в дух человека семена добродетелей. Совершенствование которых при помощи благодати и есть цель человека, приводящее его в состояние обожения или Богоподобия. После грехопадения змий всеял в человека семена страстей, являющихся искажением добродетелей. Страсти-это болезни души, ведущие в погибель нашу душу. Страсти есть подобие сатане. Господь хочет, чтобы все спаслись и всё для этого приготовил. От нас теперь требуется проявление своей свободной воли последовать за Христом, через распятие на кресте своих страстей и похотей. Борьба со страстями и есть умирание нашего ветхого человека. Человек трехсоставен.

Кроме смертного тела, мы имеем безсмертную душу и дух, несущий в себе образ Божий. Цель поста в добровольных страданиях и ограничениях души и тела подражая Христу. В нашей плоти действует закон греха, ибо, не имея возможности как Адам пребывать в духовной радости, мы ищем утешения в этом мире. Ослабить узы страстей и оживить дух является целью поста. Необходимо вспомнить трехсоставность души: сила ума, сила желания и сила раздражения. Перечислим страсти, которые являются искажением добродетелей. Гордость-это тоже любовь, направленная не к Творцу, а к себе, поэтому и называется самолюбие. Смирение-это когда человек живёт в мире с Богом, смиряет себя и ищет славы Творца. Тщеславие же ищет славы себе, потому она и тщетна. Трезвение влечет к постоянному общению с Богом и творении Его Святой Воли, в чем и проявляется духовная радость. Уныние стремится насладиться кратковременными подачками этого мира. Печаль и упование на Бога исказилось в печаль по не удовлетворённым страстям. Праведный гнев на зло и мужество в исполнении заповедей в страсти гнева обратилось на ближнего задевающего наше самолюбие. Нестяжание и полное доверие Богу заменено на постоянное стремление к приобретению благ этого мира. Целомудрие и чистота забвены для человека, стремящегося к удовлетворению своей похоти. Воздержание заменено на угождение своей плоти и поисков наслаждений.

 

Чтобы получить от поста духовную пользу необходимо иметь знания о основных правилах и о взаимодействии страстей. Церковь предлагает в пост телесные ограничения и усиление духовных подвигов. Рассмотрим, как правильно бороться со страстями и как они реагируют на наши усилия.

Наше внимание в пост сосредоточено в основном на ограничении качества и количества пищи, запрет на телесные отношения и на любые угождения плоти, на особом попечении о милостыне и о усиления молитвенного подвига.

Отсюда мы видим, что основное внимание направлено на связывание первых трёх страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие и страсти уныния. Рассмотрим все по порядку. Чревоугодие и блуд- это телесные страсти, телу вредят, но и врачуются через тело.

 

1. Чревоугодие - это ублажения своего тела и чрева. Ублажения чрева 3 вида: есть без меры, сластолюбие, частоядение. Сюда входят грехи винопития, угождение плоти: хотим, чтобы было мягко, удобно, приятно, в удовольствие, с комфортом, привязанность к наслаждениям, культ тела, обращение за оздоровлением, всевозможные оздоровительные системы.

Борьба со страстью чревоугодия:

. Есть надо не переедая, можно досыта, т.е. не тянет ко сну и можно сразу начать работать, но лучше выходить со стола с чувством лёгкого голода. Святые отцы сказали: что относиться надо к телу как будто ты будешь жить 100 лет, но не забывать, что ты завтра можешь умереть. Тело для души- это как осёл для путника в дальнем пути. Если осла не докармливать, то он обессилит и не довезёт до места назначения, а если перекармливать, то осёл облениться и не пожелает туда везти.

. Сластолюбие, гортанобесие- это привязанность к сладостям, каким-то блюдам или приправам. Апостол Павел сказал: всё нам можно, но ничто не должно обладать нами. Борьба заключается в воздержании, если пища кажется невкусной, то с появлением чувства голода отношение измениться. Привязанность к сладостям развивает чувство приятности и утешения. Если мы не связываем чрево, то питаем самолюбие. А Самолюбие начинает требовать поиск приятностей через все остальные органы чувств.

. Не соблюдение режима питания. Важно питаться в определенное время согласно режиму, за столом с молитвой. На ночь нельзя есть. Терпеть голод между приемами пищи помогает покаяние и самоукорение.

. Внимательно рассмотреть и увидеть все проявления страсти, во всех грехах раскаяться, смертные грехи полностью прекратить, а с повторяющимися грехами бороться противлением с помощью покаяния и молитвы.

. Чревоугодие- дверь всем страстям, оно напрямую питает Самолюбие. В пост особо удобно связать страсть чревоугодие.

Для того, чтобы пост принес духовную пользу, в пост должны быть соблюдены три основных условия. Пост должен быть умеренным (подбирается по состоянию здоровья и духовного состояния), равномерным (в течении поста, без усиления и послабления) и длительным (весь пост). Длительность поста необходима, чтобы ограничения плоти задело и другие страсти для их проявления и последующей борьбы с ними. Во время поста не должно расти самодовольство, но и не должно быть, чтобы не хватало сил на исполнение своих обязанностей и духовного правила. Не человек для поста, а пост для человека.

Добросовестно взявшись за борьбу со страстью чревоугодия, мы стесняем её, выдавливая из неё злую энергию. Изобразим это на рисунке стрелочка вниз.

Рис 1

ЧРЕВ

2. Cтрасть блуд.

После грехопадения способность к деторождению человек также стал использовать для получения наслаждений. Вместо естественного влечения друг к другу, в человеке проявляется похоть. Целомудрие исказилось в блудную страсть и стало естественной потребностью. Страсть приносит нам приятность, мы привыкаем к ней и начинаем её любить, а в итоге становимся зависимыми. Страстное влечение уже считается естественным и необходимым. Блудная страсть привлекает тем, что грехи страсти совершаются в тайне, скрытно и вожделены как запретный плод в раю. Большей частью мы согрешаем через наши органы чувств, через принимаемые помыслы и через услаждение ими в уме своем. Вся эта отрава входит в сердце, распаляет желание и насыщает блудную страсть. Человеческое тело есть храм души, а душа есть обитель Святой Троицы. Поэтому святые отцы призывали блюсти чистоту тела.

Для успешной борьбы с блудной страстью необходимо:

. Ущемить страсть чревоугодия, которая разжигает огонь нашего естества, которое переходит в плотскую похоть. Борьбе способствуют посты, самоограничения, самоукорение о том, что ищем лишь удовольствия, забываем о смерти, о суде Божием, об аде. Связав первую страсть, от нее Самолюбие начнет постепенно уменьшаться и, смирившись, получая меньше сластей от первой страсти, будет меньше требовать от второй.

. Нужно бороться с мечтаниями, следить за своим умом, чтобы через приходящие помыслы не разжигалось похотью сердце. Нужно ограничивать зрение, слух, обоняние, осязание. Нужно отсекать любой прилог, чтобы не сочетаться с ним и не разжечь в сердце похоть, что уже является грехом. Носить более целомудренную одежду, следить за своими чувствами, избегать размышления и фантазии.

. Каяться во всех грехах, питающих страсть. Замечать грехи ещё на уровне помысла и прилога. Всевозможно противиться и воздерживаться от проявлений страсти. Связывание страсти и выдавливание злой энергии из страсти блуда изобразим на рисунке стрелочкой вниз

Рис 2

ЧРЕВ БЛУД

3. Страсть сребролюбие: это привязанность ко всему земному, стяжание земных богатств. Если сердце наше не устремлено к Богу, а вместо молитвы и почтения Богу мы отдаем почтение и привязанность к земным богатствам и вещам, то мы поклоняемся и служим властителю мира, а не Богу. Сребролюбие есть идолопоклонство. Если сребролюбие поработило человека и с помощью этой страсти человек приобрел достаток, то легко он сможет взрастить или насладиться другими страстями. Ему становятся доступны наслаждения и развлечения. И все это сопровождается тщеславием, завистью на более успешных, гневом на ближних, печаль о сохранении богатства.

Борьба со страстью происходит слезами и воздыханиями, раскаянием в том, что человек поменял Творца на творение. Всё дано было человеку во временное пользование, а он возлюбил творение больше чем Творца. По-настоящему богат не тот, кто приобрел временное богатство, а тот, кто примирился с Богом источником всех благ. Если через покаяние человек взыщет и призовет Христа, то сможет снова примириться с Богом и освободиться от рабства сребролюбия, тогда привязанность ко всему оставит человека.

Милость необходима человеку для борьбы со страстью сребролюбия.

Самый простой вид милости подавать деньги, раздавать вещи и еду. Милость, поданная ради Бога с молитвой и покаянием, имеет особую силу искупать грехи и облегчает участь человека. Более высокая степень милости: это рассказать просящему о пути покаяния и спасения, напомнить о заповеди для сохранения ближнего от греха. Самая высшая форма милости: это терпеть незаслуженные обиды и оскорбления. Особая форма милости: это милость к своей душе. Христианин, имея образ Христов в своем сердце, может творить милость самому Христу, через исполнения заповедей и непрестанной молитвой. Потому всем проявлениям страсти сребролюбия надо противиться, а в случае падения слёзно каяться и исправляться.

Добросовестная борьба со страстью сребролюбия ущемляет ее, выдавливая из неё злую энергию. Изобразим это на рисунке стрелкой вниз.

Рис 3

 

ЧРЕВ БЛУД СРЕБ

           
     
 
 


4. Ведя добросовестную борьбу с первыми тремя страстями, стесняя их проявления, узнаем, что сила их не пропадает, не исчезает из души, а вся греховная энергия перетекает в страсть гордости.

Рис 4

 

ЧРЕВ БЛУД СРЕБР ГОРД

 

 

 


Процесс напоминает подобие поршня, где через сообщающиеся сосуды под давлением содержимое переходит в другой сосуд. Вся злая энергия этих страстей аккумулируется в страсти гордости. И в конце поста может быть перекачено в любую из страстей, чем и объясняется с какой жадностью человек возвращается к своим любимым наслаждениям. Происходит всплеск страстей.

 

5. Греховная сила не остаётся бездеятельно в страсти гордости, она чаще всего передается двум другим страстям: страсти гнева и страсти печали.

 

Рис 5

 

ЧРЕВ БЛУД СРЕБР ГНЕВ ПЕЧАЛЬ ГОРД

 

 

 


В итоге греховная сила не уменьшилась, а перешла лишь в другие формы ее проявления. Самолюбие напряжено и ущемлено тем, что не получает обычную подпитку от связанных постом страстей. Если не бороться с этими страстями, то возросшей греховной энергией они будут усиленно подпитывать гордость, восполняя недостающее от первых трёх страстей. Т.е. мы меньше грешим там, а больше здесь.

 

6. Во время поста особенно усиливаются проявления страсти печали по вкусной пище, по наслаждениям и развлечениям. Печаль мира — это скорбь, забота, переживание от привязанности к земному, когда человек что-то имел и лишился этого; когда хотим что-то иметь, но не можем, когда у других есть, а у нас нет, когда не сбываются наши планы и мечты. Здесь всегда присутствует наше желание исполнения своей греховной воли. Если наша воля не достигает удовлетворения греховного желания, то каждый раз будет обязательно возникать печаль. Крайняя форма печали есть отчаяние, которая уничтожает надежду на Бога, и, напротив, надежда на Бога уничтожает печаль. Если вера слаба, то надежды ещё нет. Без веры человека Бог действовать не может, потому-то впавший в печаль лишается помощи Божией. Борьба со страстью печали:

 

. Борьба со всеми страстями, не удовлетворение которых, рождает печаль. В том числе борьба и со страстью печали.

. Иметь упование на Бога, которое начинается с надежды на Бога.

. Необходимо знание учения о Божием промысле. Отцы предложили рассматривать ситуацию, используя треугольник, где в вершине находится Бог, в одном углу человек, в другом злое обстоятельство. Без попущения Божия с нами ничто не происходит. Господь попускает зло только в той мере, сколько я могу выстоять, должен выдержать и мне необходимо для моего спасения. Выше сил Господь не попускает быть искушению.

Постоянное упражнение в отречении от своей воли. Искать благую Волю Божию. Святые отцы оставили в своих творениях 7 заповедей определения Воли Божией. Согласование человеческой воли с Божественной есть самый удобный путь ко спасению.

В случае если мы начинаем добросовестную борьбу со страстью печали, греховная энергия переходит в соседнюю страсть уныние.

Рис 6.

 
 


ЧРЕВ БЛУД СРЕБР ГНЕВ ПЕЧАЛЬ УНЫН ГОРД


7. Печаль и уныние как две сестры. Проявления уныния особенно обостряются во время поста. Тоска, рождённая от печали, иногда лишает сил делать необходимое и полезное. Начинается поиск утешений и радостей. Нежелание искать веры, узнавать веру, не принятие никаких мер, чтобы жить по вере, нерадение исполнять заповеди Христовы, когда ничего не делается для спасения это есть состояние уныния. В борьбе со страстью уныния необходимо стремиться к противоположной страсти добродетели трезвение.

Поэтому нам предписывается в пост особенно увеличить духовное делание. В борьбе со страстью уныния необходимо терпение. Терпение, как благодатный дар, даётся Богом за самоукорение. Если мы будем заниматься самоукорением, то этим привлекаем Божию благодать, которая даёт нам терпение. Борясь со всеми проявлениями страсти уныния, необходимо воспитывать в себе самопринуждение на всякое благое дело. Во всяком деле следует определить себе разумную меру.

В итоге ограничивая и стесняя страсть уныния, она передаст свою силу страсти гордости.

Рис 7

       
 
 
   

 


ЧРЕВ БЛУД СРЕБР ГНЕВ ПЕЧАЛЬ УНЫН ГОРД

САМОЛ

 
 

 

 


В случае оставления страсти уныния без борьбы, подпитываясь греховной энергией от проявлений страсти, свою силу уныние также будет сливать в гордость.

 

8. Во время поста, не зная о взаимодействии страстей, не связывая страсть гнева, человек замечает за собой усиленное раздражение и гневливость. Сила энергии, которая для выполнения нашего желания, дает нам мужество, настойчивость, терпение, определенную бодрость и силу переходит границу дозволенного и становится страстью гнева, добиваясь своего уже раздражением, гневом, криком, оскорблением, рукоприкладством и т.д. Чтобы бороться со страстью гнева, необходимо принять те условия жизни, попущенные Богом, где есть неудобства, трудности, оскорбления, унижения, обиды, как самые удобные для исправления. Необходимо все терпеливо переносить, стараясь бороться со вспышками страсти гнева, все искушения принять как лекарство для больной души. Чтобы победить гнев, надо устранить самолюбие. Чтобы устранить самолюбие, надо устранить другие страсти, питающие самолюбие. Страсть гнева при внимательной борьбе со страстью скидывает свою силу в страсть тщеславие.

Рис 8

       
 
 
   

 


ЧРЕВ БЛУД СРЕБР ГНЕВ ПЕЧАЛЬ УНЫН ТЩЕСЛ ГОРД

САМОЛ

 
 

 

 


Человек становится весёлым, хочет шутить, хвастаться, учить, проповедовать. Святые отцы называют тщеславие страстью многообразною, самою тонкою, неудобопостижимою. Действие страсти становится заметным при выполнении доброго дела. Если дело удалось, то внутри появляется чувство самодовольной приятности. Если мы выполняем заповеди Христовы и не устраняем возникающего самодовольства, то мы не только не спасаемся, а наоборот, губим себя, развивая страсть тщеславия. По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), тщеславие представляется человеку как бы некоторым духовным утешением, наградой за совершенную добродетель, за труды, которые понес человек, за исполнение заповеди. Дело бывает выполнено совсем простое, а радость внутри — ощутимая. Как удобно: награда следует сразу за делом, и ждать не надо.

Тщеславие побеждается сердечным плачем, который следует за приобретением нищеты духа, рождающегося от борьбы со страстями. Не стремящегося к приобретению плача Бог пропускает впасть в промыслительное смирение. Позор очень действенное средство от тщеславия. Если оставим без борьбы страсть тщеславия, и даже усердно боря остальные страсти, не получим духовной пользы, т.к. тщеславие именно от этого только превознесется и подпитает гордость.

 

Если мы не учитываем эти знания о взаимодействии страстей и не ведём добросовестную борьбу со всеми страстями, то греховная энергия, выдавленная из тех страстей, которые мы утесняли, скопившись в аккумуляторе страсти гордости и соединившись с силой, подпитывающей гордость от других забвенных нам страстей, то эта увеличенная в размерах сила ударит по окончанию поста обратно в те страсти, которые изголодались по грехам.

 

Рис 9

       
 
 
   


ЧРЕВ БЛУД СРЕБР ГНЕВ ПЕЧАЛЬ УНЫН ТЩЕСЛ ГОРД

САМОЛ

 
 

 


В таком случае вместо духовной пользы от поста, можно получить ухудшение духовного состояния, хуже. чем до поста.

Задачей поста является ослабления корня гордости, подсечение его. Именно длительность поста дает возможность иссушить и ослабить силу гордости. В конце правильно проведённого поста гордость скинет свою энергию в страсти, но это уже будет не та сила как до поста. Такой человек ощутит ослабление действие страстей. Появляется новое духовное состояние превозношением духа над плотью. Постепенно идя таким путём человек может вырваться из рабства страстей. Если после поста дух сокрушился, страсти ослабели и появились первые духовные признаки покаяния страх Божий, нищета духа, то пост принес свои плоды и это состояние надо сохранить и приумножить.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: