Изобразительно-выразительные средства языка




План-схема анализа эпического произведения

I. Место писателя в развитии русской (мировой) литературы.

1. Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.

2. Традиции и новаторство писателя в области:

а) идей;

б) тематики, проблематики;

в) творческого метода и стиля;

г) жанра;

д) речевого стиля.

3 Оценка творчества писателя классиками литературы, критики.

II. Анализ произведения

1. История создания.

2. Тематика.

3. Проблематика.

4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.

5. Жанровое своеобразие.

6. Сюжет и особенности строения конфликта.

7. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.

8. Композиция произведения.

9. Особенности изображения пространства и времени.

III. Центральные персонажи:

Характеристика персонажа как определенного социального типа.

1. Социальное и материальное положение.

2. Внешний облик.

3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:

а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;

б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).

4. Какие черты личности героя выявляются в произведении:

а) с помощью портрета;

б) в авторской характеристике;

в) через характеристику других действующих лиц;

г) с помощью предыстории или биографии;

д) через цепь поступков;

е) в речевой характеристике;

ж) через "соседство" с другими персонажами;

з) через окружающую обстановку.

5. Авторское отношение к персонажу

6. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

IV. Какую смысловую нагрузку в произведении несут пейзаж, интерьер, обстановка действия.

V. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).

VI. Место произведения в творчестве писателя. Место произведения в истории русской (мировой) литературы.


Анализ поэтического произведения.

План анализа стихотворения:

1. Элементы комментария к стихотворению:

- Время (место) написания, история создания;

- Жанровое своеобразие;

- Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.);

- Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.

2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.

3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.

4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:

4.1. Композиция лирического произведения

Необходимо:

- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;

- выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли;

- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)

- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;

- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).

4.2. Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации;

4.3. Ритм, строфика, графика, их смысловая роль;

4.4. Мотивированность и точность использования выразительных средств.

5. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные - любые).

6. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.

7. Дополнительные (свободные) размышления.

 

Изобразительно-выразительные средства языка

Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов и устойчивых выражений: общеупотребительной лексики, синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов, фразеологизмов (в том числе пословиц, поговорок, крылатых слов), эмоционально окрашенной лексики;

- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;

- определить своеобразие и активность использования изобразительно-выразительных средств:

ЭПИТЕТ - художественное определение (горящий взгляд, чуткий цветок);

СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого (красива как роза, смотрит волком);

АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) - изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы (заяц — трусость, лиса - хитрость);

ИРОНИЯ - скрытая насмешка («Стакан разбил — ну ты молодец»!);

ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление («У нее на участке не дом — дворец»!);

ЛИТОТА - художественное преуменьшение («Не картошка — горох...»);

МЕТАФОРА - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются (В саду горит костер рябины красной»);

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать (Тихо плачет дождь, стонет океан);

ОКСЮМОРОН — сопоставление понятий, противоположных по смыслу (горячий снег, страшно красивый).

ПЕРИФРАЗА — замена слова описательным оборотом (мастер слова - поэт);

Поэтический синтаксис (синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)

- риторические вопросы, обращения, восклицания - они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа (Кто виноват? Что делать?);

- повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений («Ты меня никогда не забудешь. Ты меня никогда не увидишь»);

АНТИТЕЗА – противопоставление («Ученье — свет, а неученье — тьма! »);

ИНВЕРСИЯ — изменение порядка слов («У Лукоморья дуб з елёный... и днём и ночью Кот учёный...»)...

Поэтическая фонетика

Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.)

АЛЛИТЕРАЦИЯ– повторение согласных звуков; (Тише, мыши, кот на крыше!)

АССОНАНС – повторение гласных звуков (И днЁм, и нОчью кОт учЁный...»

АНАФОРА — единоначалие («Муха по полю пошла, муха денежку нашла»!);

ЭПИФОРА — единая концовка «Всё побеждает любовь! И мы покоримся любови!».

 

Какие еще изобразительно-выразительные средства Вы знаете?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: